Что изменил Петр Великий в Российском государстве? Как оценивали современники и потомки сущность и значение его реформ? 1. Определите к кому, каким людям обращен этот документ. Какова цель его издания? 2. Какая роль отводится в Берг-привилегии инициативе отдельных людей, а какая – государству? 3. Назовите имена исторических лиц, активно воспользовавшихся предоставленными Берг-привилегией возможностями. 1. Заполните таблицу «Преобразования Петра I». Систематизируйте материал о наиболее значительных реформах в названных сферах. 2. Представьте в виде схем: А) структуру органов центрального управления, учрежденных Петром I Б) установленную им систему деления территории страны 3. Объясните, в чем заключался смысл перехода от подворной подати к подушной. Какие последствия имела эта перемена для податного населения? 4. Проведите ролевое обсуждение на тему «Сословная политика Петра I». Выскажите характеристику действий царя в отношении отдельных сословий (дворян, духовенства, крестьян, торговых людей) от имени представителей этих сословий. Аргументируйте свои суждения фактами. 5. Расскажите о развитии мануфактурного производства в Росси в первой четверти XVIII в. Что этому способствовало? 6. Объясните, что такое политика протекционизма. Как её проводил Петр I? 7*. Как вы думаете, что дало основание историкам утверждать, что Петр I сделал российское дворянство действительно служилым сословием? 8*. Что новое появилось в России с широким распространением мануфактур? Кто был владельцем мануфактур? Кто на них работал? Чем отличались российские мануфактуры от западноевропейских мануфактур того времени?