menu


ГДЗ по истории 8 класс Захаров, Пчелов § 1. Начало правления Петра I




Как решался вопрос о наследовании трона после смерти царя Алексея Михайловича. Кто из его детей претендовал на власть в конце XVII века?

После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году вопрос престолонаследия оказался непростым, поскольку в царской семье было несколько сыновей от двух браков, и каждый имел свои права на трон.

Власть сначала перешла к его старшему сыну Федору Алексеевичу. После его смерти в 1682 году возник спор между двумя линиями семьи. Старшая линия представляла больного и слабого физически царевича Ивана, младшая линия – десятилетнего Петра, сына второй супруги Алексея Михайловича, Натальи Нарышкиной. Оба имели законные права на трон, но в Москве усилилось противоборство родов Милославских и Нарышкиных. Это привело к стрелецкому бунту, по итогам которого было принято решение посадить на престол одновременно двух царей – Ивана V и Петра I, при этом старшим считался Иван. Управление страной передали в руки царевны Софьи, старшей сестры обоих царевичей.

Каким было регентство царевны Софьи Алексеевны?

Регентство Софьи Алексеевны продолжалось с 1682 по 1689 год и стало периодом ожесточенной борьбы при дворе. Софья активно опиралась на род Милославских и на стрелецкое войско, проводила самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, вела переговоры с европейскими державами, поддерживала реформы своих сторонников, таких как князь Василий Голицын. Под её властью были предприняты Крымские походы, активно велась дипломатическая переписка с европейскими государствами, а внутри страны она стремилась укрепить собственное влияние, фактически занимая место правителя, хотя формально трон принадлежал двум царям. Постепенно отношения между Софьей и окружением Петра становились всё напряженнее, так как Петру и его сторонникам было очевидно стремление Софьи удержать власть и после его взросления.

Как царь Петр I стал самостоятельным правителем?

Самостоятельным правителем Петр стал после 1689 года. Когда ему исполнилось семнадцать, началось открытое противостояние между его сторонниками и сторонниками Софьи. Попытка использовать стрельцов для давления на Петра не удалась, поддержку получили Нарышкины и дворянине, верные молодой линии власти. Софью отстранили, отправили в Новодевичий монастырь, её сторонников лишили высоких должностей. Иван V сохранил титул, но не участвовал в управлении. С этого момента Петр начал проводить собственные реформы, формировать войско нового типа и перестраивать государство по европейскому образцу, что стало началом его самостоятельного правления.

1. Какое описание внешности Петра I дает датский посланник?

Датский посланник описывает Петра как человека высокого роста, сильного телосложения, с живыми чертами лица, подвижным взглядом и быстрыми, резкими движениями. Внешность кажется ему немного суровой, но вместе с тем энергичной и полной внутренней силы. Особое внимание он обращает на непрерывную работу лица и рук, что создаёт впечатление постоянной внутренней активности.

2. В чем автор воспоминаний усматривает необычность поведения царя при первой встрече?

Необычность первой встречи Юст Юль видит в том, что царь ведет себя не как иностранные монархи, а как простой человек. Петр вступает в разговор свободно и без церемоний, подходит близко, внимательно рассматривает гостя, задает прямые вопросы и совершенно не придерживается придворного этикета. Его непосредственность, быстрота движений и отсутствие торжественности делают встречу неожиданной и совершенно не похожей на привычные дипломатические аудиенции.

3. Где происходили другие встречи Петра I и датского посланника? Чем удивил царь Петр I Ю. Юля?

Другие встречи проходили в различных местах, где царь работал или проводил время: в его дворце, мастерских, на верфях, во время осмотров кораблей и государственных объектов. Царь удивил Юст Юля тем, что мог встречать его прямо в рабочей одежде, иногда с инструментом в руках, показывал оборудование, сам объяснял устройство механизмов, расспрашивал о европейских технологиях и ничуть не стеснялся того, что выглядит не как монарх, а как мастер или инженер. Для дипломата было необычным видеть государя, который лично трудится над делами, сам рубит, строгает или чертит проекты кораблей.

4. Что можно сказать об отношении автора воспоминаний к Петру I ?

Отношение автора к Петру в воспоминаниях уважительное и даже восхищенное. Юль поражается уму, энергии, трудолюбию и непосредственности царя. В описаниях ощущается искренний интерес и признание необыкновенной личности, которая совмещает властность, практичность, стремление к знаниям и редкую для монарха простоту. Юст Юль видит в Петре не только правителя, но человека необычайной силы характера, и это вызывает у него глубокое уважение.

1. Охарактеризуйте личность и деятельность царевны Софьи Алексеевны. Дополнительно. Легко ли было женщине стать правительницей в России в конце XVII века? Что дало возможность Софье прийти к власти?

Царевна Софья Алексеевна управляла Россией в период регентства 1682–1689 годов; политически активная и волевая, она сумела оттеснить братьев от власти и опираться на собственную группу сторонников, в которую входили влиятельные бояре и стрельцы. Для женщины того времени стать правительницей было сложно из-за патриархальной структуры власти и традиций престолонаследия, но Софье это удалось благодаря короткому возрасту претендентов на трон, поддержке родственного и дворянского окружения, умелой политической маневренности и опоре на военные формирования, готовые действовать по её указу.

2. В чем состояла подготовка Петра Алексеевича к будущему царствованию? Какое значение имели «потешные» войска?

Подготовка Петра Алексеевича к царствованию проходила в атмосфере относительной свободы в подмосковном Преображенском и Измайлове, где он рос среди «потешных» полков и учился ремеслам. Практический труд, занятия плотництвом, кузнечным делом, обучение кораблестроению на найденном ботике, военные игры с потешными полками дали ему опыт организации войска, понимание техники и морского дела. Эти занятия подготовили личность правителя, способного проводить реформы, реформировать армию и строить флот.

3. Расскажите, когда, при каких обстоятельствах Петр I начал править самостоятельно.

Пётр начал править самостоятельно в 1689 году, когда был отстранён режим регентства Софьи. Ситуация сложилась так, что вокруг Петра собралось достаточно сторонников, в том числе «потешные» полки и бояре, и попытки Софьи сохранить власть ослабели. После неудачных действий Софьи и её провала в политических интригах она была пострижена в монахини и отправлена в монастырь; впоследствии, после смерти брата Ивана в 1696 году, Пётр стал единоличным государём.

4. Сопоставьте информацию о Крымских походах в правление Софьи Алексеевны и Азовских при Петре I. Что в них было общим? В чем заключались различия?

Крымские походы во время регентства Софьи и Азовские походы при Петре имели общую цель расширения влияния и решения «южных» задач государства, но принципиально отличались по организации и результату. Походы Голицына на Крым потерпели неудачу из-за слабой логистики, огромного обозного войска, болезней и поджогов степей, а также нерешительности командования. Азовские походы Петра показали иной подход: подготовка флота, комбинированное использование флота и сухопутных сил, планомерная мобилизация ресурсов; первый поход 1695 года окончен без взятия Азова, второй 1696 года успешен благодаря наличию флота и лучшей организации.

5. Какие задачи ставил Петр I для Великого посольства 1697-1698 гг. В чем состояла необычность этой поездки?

Для Великого посольства 1697–1698 гг. ставились задачи дипломатического характера и практического содержания: заручиться поддержкой европейских держав против Турции, приобрести военное и корабельное снаряжение, пригласить специалистов и обучить русских, изучить европейские технологии и опыт. Необычность поездки заключалась в том, что в ней лично участвовал царь, путешествовавший инкогнито и работавший в европейских мастерских и верфях, сам осваивавший ремёсла; такая активная личная учеба правителя была нетипична для того времени.

6*. Рассмотрите проблему. Какую роль играли стрельцы в борьбе за высшую власть в 1860-1890-ые годы? Почему именно к ним обращались противоборствовавшие силы?

Стрельцы играли значительную роль в борьбе за власть в 1680–1690-е годы потому, что представляли собой организованную вооружённую силу, концентрированную в столице и легко мобилизуемую для политических целей. К ним обращались разные стороны как к рычагу поддержки из-за их военной силы, наличия оружия и традиции вмешательства в дворцовые дела. Наличие у стрельцов социальных жалоб и привилегий делало их опорой для тех, кто обещал защитить их интересы, но одновременно делало их политически непредсказуемыми. В итоге попытки использовать стрельцов приводили к мятежам, а Пётр, разобравшись с их последними выступлениями, жестко подавил их, ликвидировав угрозу их политического влияния.






ГДЗ по истории 8 класс учебник Захаров, Пчелов Параграф 1

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):