Чем объяснялось обращение части европейских монархов к идеям философов-просветителей, известных своей критикой существовавших в то время порядков? Что в «просвещённом» правлении привело к реальным результатам? Что осталось лишь заявлениями?
Обращение части европейских монархов к идеям философов-просветителей объяснялось несколькими факторами:
Необходимость укрепления власти: В то время в Европе существовали монархии, и монархи стремились укрепить свою власть и стабилизировать общественный порядок. Идеи просветителей, поддерживавших рациональное и разумное управление, могли представляться как способ укрепления монархической власти.
Поиск рациональных решений: Философы-просветители выдвигали идеи о необходимости реформирования образования, права и экономики, чтобы сделать общество более справедливым и эффективным. Монархи видели в этих идеях потенциальные пути к совершенствованию государственного аппарата и улучшению экономической ситуации.
Попытка легитимизации власти: Отдельные монархи пытались использовать идеи просветителей для легитимации своей власти перед обществом. Они стремились представить себя как монархов-реформаторов, которые следуют принципам разумного правления и заботятся о благополучии своих подданных.
В "просвещённом" правлении монархов прослеживаются как реальные результаты, так и заявления:
Реальные результаты:
Введение реформ в области образования и науки, чтобы распространить знание и образование среди населения. Улучшение правовой системы и введение более справедливых законов. Реформы в экономике для стимулирования производства и торговли. Создание инфраструктуры, развитие наук и искусств. Заявления:
Некоторые монархи провозглашали позиции просвещённого монарха, но не всегда реализовывали эти идеи на практике. Возможно, некоторые реформы были лишь поверхностными и не затрагивали коренных изменений в общественных порядках.
1. Определите на основе первого из приведённых текстов, как представлял смысл «просвещённого правления» Ж.Ж. Руссо.
Смысл "просвещённого правления" по мнению Жан-Жака Руссо заключался в том, что правитель должен действовать в интересах народа, учитывать его волю и стремиться к общему благу. Он должен быть ответственным перед обществом и не злоупотреблять своей властью.
2. Проанализируйте высказывание императора Иосифа II, осуществившего в своих владениях значительные реформы в духе «просвещённого абсолютизма». Каким путём он предпочитал проводить свою политику?
Император Иосиф II предпочитал проводить свою политику через реформы, направленные на модернизацию государства и содействие благосостоянию народа. Он проводил реформы в образовании, судебной системе, земледелии и других сферах.
3*. Сопоставьте точки зрения мыслителя и монарха. В чём состояли различия? Как в связи с этим вы оцените попытки установления «союза философов и королей»?
1. Как вы охарактеризуете стиль данного текста?
2*. Какими личными качествами и деяниями прославился в истории прусский король Фридрих II? (См. § 9 учебника.) Как можно объяснить и оценить его позицию в отношениях с Вольтером?
1. В чём можно видеть причины интереса некоторых европейских правителей к идеям Просвещения?
Интерес некоторых европейских правителей к идеям Просвещения можно объяснить стремлением укрепить свою власть и обеспечить стабильность в обществе. Идеи Просвещения, такие как разумный абсолютизм, равенство перед законом, образование и наука, могли служить инструментом для модернизации государства, укрепления экономики и укрощения оппозиции.
2. Используя материал учебников по всеобщей и отечественной истории, ответьте на следующие вопросы: как создавался в XVIII в. образ «просвещённого монарха»? Каков был стиль общения правителей (например, Фридриха II, Екатерины II) с известными просветителями? Можно ли сказать, что этот стиль переносился на обращение монархов с их подданными?
В XVIII веке формировался образ "просвещенного монарха", который подразумевал правителя, обладающего образованием и интересом к наукам. Такие правители стремились поддерживать контакты с известными просветителями, такими как Вольтер, Дидро и др., для обмена идеями и консультаций по управлению. Этот стиль общения также мог влиять на обращение монархов с их подданными, стимулируя интерес к образованию и наукам.
3. Систематизируйте информацию об основных мероприятиях политики «просвещённого абсолютизма» в разных сферах жизни общества, заполнив в тетради таблицу. *Как вы оцените результаты этой политики?
Сфера жизни общества Мероприятия «просвещенного абсолютизма» Образование и наука Создание университетов, академий наук, финансирование исследований Экономика Развитие промышленности, стимулирование торговли и земледелия Правовая система Реформы правосудия, упрощение и кодификация законов Религия Терпимость к разным религиям, ограничение вмешательства церкви в политику Результаты этой политики оцениваются положительно: она способствовала современнику и модернизации общества, развитию науки и культуры, укреплению экономики.
4. Объясните, чем завершилась история союза «королей и философов». В чём заключались противоречия между его участниками?
История союза "королей и философов" завершилась противоречиями между его участниками. Правители стремились сохранить свою власть и контроль, используя просветителей как консультантов, но иногда отвергали некоторые их идеи, несовместимые с абсолютистским режимом. Противоречия возникали в вопросах цензуры, свободы слова и религиозных реформ.
5*. Составьте исторический портрет одного из европейских монархов, разделявших идеи «просвещённого абсолютизма» (по выбору). Выскажите суждение, какое место занимали названные идеи в государственной политике вашего «героя».
Исторический портрет "просвещенного монарха" можно сделать о Фридрихе II (Фридрихе Великом) Прусском. Он был страстным поклонником искусства и философии, приглашал известных просветителей в свой двор и спонсировал научные исследования. В его политике прослеживались элементы реформ в области образования, экономики и правосудия. Принципы "просвещенного абсолютизма" занимали важное место в формировании государственной политики Фридриха II.