1. Вспомните, что вы знаете о Священной Римской империи.
Священная Римская империя - это политико-территориальное образование, существовавшее с 800 по 1806 год, охватывавшее большую часть современной Германии и часть соседних стран. Она была официально объявлена императором Карлом Великим и представляла собой союз немецких княжеств и других территорий под властью императора.
2. Какими были результаты Тридцатилетней войны 1618—1648 гг. для германских земель?
Тридцатилетняя война (1618-1648) оказала глубокое воздействие на германские земли. Результаты войны включали в себя раздробление и разрушение, ослабление власти императора, утверждение принципа "кто владеет, тот и верует" и подписание Вестфальского мира.
Вопросы
1. В чем проявлялась раздробленность Германии?
Раздробленность Германии проявлялась в многочисленных независимых княжествах, где каждый правитель имел свою политику, законы и армию. Отсутствие единого центрального авторитета приводило к политической и территориальной фрагментации.
2. Какие черты были характерны для политического развития германских земель? Какие различия существовали во внутреннем строе германских государств?
Политическое развитие германских земель было характеризовано феодальной системой и различиями в формах правления. Например, существовали избирательные монархии, абсолютные монархии, республики и т.д.
3. Каковы были особенности развития сельского хозяйства и положения крестьян в различных регионах Германии?
Сельское хозяйство в Германии было разнообразным, в зависимости от региона. Крестьяне имели различные правовые статусы, от крепостных до свободных крестьян.
4. В чём заключались особенности социальной структуры германских земель?
Социальная структура включала дворянство, духовенство, городскую буржуазию и сельских крестьян. Дворяне и духовенство обладали значительной властью и привилегиями.
5. Каковы причины возвышения Пруссии? Какие мероприятия во внутренней политике осуществил Фридрих II?
Возвышение Пруссии было обусловлено реформами Фридриха II, включая усиление государственной машины, поддержку образования и науки, а также военные успехи. Он проводил просвещённые идеи, ставя образование и благосостояние своих подданных в центр своей политики.
Задание
1. Сравните положение императоров двух империй — Российской и Священной Римской. В чём заключались различия в наследовании престола, полномочиях, их веса в политической системе?
Различия между императорами Российской и Священной Римской империи включают принцип наследования (в России - принцип мужского наследования, в Германии - избрание), полномочия императора (в Германии они были ослаблены), а также вес императора в политической системе (император Германии часто зависел от поддержки князей).
3. Фридриха II многие считают ярким представителем просвещённого абсолютизма. Как вы думаете, в каких его шагах действительно проявился дух Просвещения, а когда он действовал как абсолютный монарх?
Из «Форм правления и обязанностей государя» Фридриха II (1777)
Как Фридрих II оценивает крепостное право? С каких позиций он его осуждает и с каких оправдывает? Согласны ли вы с этими аргументами?