1. Какие достижения науки и искусства раннего Нового времени вы считаете наиболее значимыми и почему?
2. Какие перемены произошли в хозяйственной жизни людей в раннее Новое время? Как эти перемены отразились на общественном устройстве стран Запада?
3. В чём заключались особенности развития стран Востока в раннее Новое время?
1. Какие перемены происходили в экономической и социальной сферах в XVIII в.? Есть ли связь между этими переменами?
2. Какие взгляды на общественное устройство возникли в XVIII в.?
3. Каким стал XVIII век для народов Востока?
Почему начался переход от традиционного общества к индустриальному?
Почему промышленный переворот начался именно в Англии?
Объясните, почему потребовалось объединение Англии и Шотландии.
Что хотел подчеркнуть автор рисунка?
1. Как изменилась роль парламента в управлении Англией в XVIII в.?
2. Кто и почему победил в ходе политической борьбы в Англии в XVIII в.?
Какую роль торговля с Индией сыграла в начале промышленного переворота?
1. Какие меры, принимаемые парламентом, способствовали развитию хозяйства в Англии, а какие — нет?
2. Как связаны аграрный и промышленный перевороты в Англии?
3. Кто преимущественно вкладывал средства в создание новых промышленных предприятий (приведите устаревшую и современную точки зрения)?
В чём заключалась важность этого изобретения?
Какие черты промышленного переворота можно найти на этой иллюстрации?
1. Почему промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности? Какие изобретения можно назвать революционными для развития этой отрасли?
2. Как распространение паровых машин сказалось на развитии транспорта и других отраслей промышленности?
3. Определите, кто изображён на портретах в пункте
3. Для этого используйте имена изобретателей, о которых говорится в этом пункте, в качестве поисковых запросов в Интернете.
1. Как иллюстрации в начале параграфа отражают суть промышленного переворота?
2. Заполните таблицу.
Примерное
время изобретения
Изобретатель
Изобретение
Значение изобретения
3. Сравните ремесленную мастерскую, мануфактуру и фабрику по следующим критериям: разделение труда, характер труда, применение наёмного труда. Сделайте выводы.
4. Какие особенности политического развития Англии в XVIII в. способствовали её хозяйственному росту? Можно ли эти условия считать универсальными (благоприятствующими) хозяйственному росту в любой стране? Существовали ли такие условия в России?
5. Как связаны технические изобретения в хлопчатобумажной промышленности в последней трети XVIII в. и резкий рост добычи каменного угля? ^-* 6. Вычислите, сколько чугуна выплавлялось в России в процентах к производству в Великобритании, постройте график и сделайте вывод. Выскажите предположение, как в первой половине XIX в. развивалось соперничество России и Великобритании в металлургии.
8 . Устройства, приводимые в действие паром, были изобретены достаточно давно. Почему раньше они не находили применения? Подготовьте небольшое сообщение на эту тему.7*. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из изобретателей эпохи промышленного переворота. Как сложилась судьба изобретателя и его изобретения в дальнейшем?
9*. Объясните (так, чтобы было понятно неспециалисту), чем паровая машина Д. Уатта была лучше её предшественниц. Что обеспечивало её высокую производительность?
10*. В I 694 г. был создан Банк Англии, ставший важнейшим финансовым учреждением страны и остающийся таковым до наших дней. Подготовьте краткое сообщение о его деятельности в XVIII в.
11*. В России изобретателем паровой машины считается И. Ползунов. Кто изобрёл машину раньше — Д. Уатт или И. Ползунов? Чья машина была лучше?