Почему философы стали «властителями дум» Европы? Что объединяло мыслителей Просвещения? Как вы думаете, почему эта картина нравилась просветителям? 1. Почему И. Кант называл большую часть людей «несовершеннолетними»? 2. К чему просветители относились критически, а к чему — положительно и даже восторженно? 1. Определите, кто изображён на портретах в пункте. Для этого используйте имена мыслителей, о которых говорится в тексте, в качестве поисковых запросов в Интернете. 2. Какие проблемы волновали французских философов? 3. Почему самым популярным мыслителем в Европе XVIII в. стал Вольтер? За что философам, о которых идёт речь в этом пункте, установлены памятники? Что общего и различного вы можете найти во взглядах этих мыслителей? 1. Как иллюстрации в начале параграфа отражают изменения в духовной жизни образованных европейцев в эпоху Просвещения? 2. Охарактеризуйте взгляды крупнейших мыслителей Просвещения, о которых идёт речь в параграфе. Ответ оформите в виде таблицы. При необходимости используйте дополнительные источники информации. Мыслитель Сочинение Основные идеи 3. Сравните идеи просветителей со взглядами гуманистов эпохи Возрождения и деятелей Реформации, укажите сходства и различия. Как вы считаете, чьи идеи оказали на просветителей наибольшее влияние? Своё мнение обоснуйте. 4. Какие идеи французские просветители XVIII в. заимствовали у Д. Локка и Т. Гоббса? Что нового они привнесли в идеи своих предшественников? 5. Какие права просветители считали естественными? Кто из них считал, что одно из этих прав должно в интересах общества подвергнуться серьёзному ограничению? Чем привлекательно и опасно такое ограничение? 6. Кто является автором высказывания: «Всё погибнет, если один и тот же человек будет осуществлять три вида власти»? О каких трёх видах идёт речь? Почему автор полагал, что сосредоточение власти в руках одного человека опасно? 7*. Кто из просветителей рассматривается как духовный предшественник современного «зелёного движения» за возвращение к природе и её охрану? Почему? 8*. И. Кант прожил очень размеренную жизнь в Кенигсберге (сейчас Калининград). Когда он в сером плаще, с тростью в руке появлялся у дверей своего дома и прогуливался по узкой улочке, засаженной липами, соседи знали, что сейчас ровно половина четвёртого. Так он прогуливался во все времена года, и это продолжалось много десятилетий. Но однажды Кант не вышел на прогулку, поскольку зачитался только что присланной ему книгой. Что это была за книга и почему она произвела но Канта такое впечатление? 9*. И. Кант вошёл в историю философии как разработчик определения нравственного поведения. В самой простой формулировке нравственный закон Канта гласит, что к другому человеку надо относиться как к цели, но никогда — как к средству. Поразмышляйте над этой формулировкой, приведите конкретные примеры (например, в любви или дружбе). Чем опасно отношение к человеку как к средству? 10*. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из мыслителей эпохи Просвещения (по выбору). 11 *. Чем знаменита «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо? Почему она произвела огромное впечатление на современников? 1) Какие определения философ дал каждому из трёх выделенных им «образов правления»? 2) Почему, по утверждению автора, «умеренное» правительство может ослабить бразды правления? 3) Какой из образов правления является наименее устойчивым и почему?