1. Какие достижения науки и искусства раннего Нового времени вы считаете наиболее значимыми и почему? 2. Какие перемены произошли в хозяйственной жизни людей в раннее Новое время? Как эти перемены отразились на общественном устройстве стран Запада 3. В чём заключались особенности развития стран Востока в раннее Новое время? 1. Какие перемены происходили в экономической и социальной сферах в XVIII в.? Есть ли связь между этими переменами? 2. Какие взгляды на общественное устройство возникли в XVIII в.? 3. Каким стал XVIII век для народов Востока? Почему начался переход от традиционного общества к индустриальному? Почему промышленный переворот начался именно в Англии? Объясните, почему потребовалось объединение Англии и Шотландии. Что хотел подчеркнуть автор рисунка? 1. Как изменилась роль парламента в управлении Англией в XVIII в.? 2. Кто и почему победил в ходе политической борьбы в Англии в XVIII в.? Какую роль торговля с Индией сыграла в начале промышленного переворота? 1. Какие меры, принимаемые парламентом, способствовали развитию хозяйства в Англии, а какие — нет? 2. Как связаны аграрный и промышленный перевороты в Англии? 3. Кто преимущественно вкладывал средства в создание новых промышленных предприятий (приведите устаревшую и современную точки зрения)? В чём заключалась важность этого изобретения? Какие черты промышленного переворота можно найти на этой иллюстрации? 1. Почему промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности? Какие изобретения можно назвать революционными для развития этой отрасли? 2. Как распространение паровых машин сказалось на развитии транспорта и других отраслей промышленности? 3. Определите, кто изображён на портретах в пункте 3. Для этого используйте имена изобретателей, о которых говорится в этом пункте, в качестве поисковых запросов в Интернете. 1. Как иллюстрации в начале параграфа отражают суть промышленного переворота? 2. Заполните таблицу. Примерное время изобретения Изобретатель Изобретение Значение изобретения 3. Сравните ремесленную мастерскую, мануфактуру и фабрику по следующим критериям: разделение труда, характер труда, применение наёмного труда. Сделайте выводы. 4. Какие особенности политического развития Англии в XVIII в. способствовали её хозяйственному росту? Можно ли эти условия считать универсальными (благоприятствующими) хозяйственному росту в любой стране? Существовали ли такие условия в России? 5. Как связаны технические изобретения в хлопчатобумажной промышленности в последней трети XVIII в. и резкий рост добычи каменного угля? 6. Вычислите, сколько чугуна выплавлялось в России в процентах к производству в Великобритании, постройте график и сделайте вывод. Выскажите предположение, как в первой половине XIX в. развивалось соперничество России и Великобритании в металлургии. 7*. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из изобретателей эпохи промышленного переворота. Как сложилась судьба изобретателя и его изобретения в дальнейшем? 8 . Устройства, приводимые в действие паром, были изобретены достаточно давно. Почему раньше они не находили применения? Подготовьте небольшое сообщение на эту тему. 9*. Объясните (так, чтобы было понятно неспециалисту), чем паровая машина Д. Уатта была лучше её предшественниц. Что обеспечивало её высокую производительность? 10*. В I 694 г. был создан Банк Англии, ставший важнейшим финансовым учреждением страны и остающийся таковым до наших дней. Подготовьте краткое сообщение о его деятельности в XVIII в. 11*. В России изобретателем паровой машины считается И. Ползунов. Кто изобрёл машину раньше — Д. Уатт или И. Ползунов? Чья машина была лучше?