Какие важнейшие изменения в международном и внутреннем положении России произошли в годы правления Александра I?
Почему Александр I пришёл к мысли о необходимости реформ и какие методы использовал?
1. Охарактеризуйте социально-политическое положение Российской империи в начале века.
2. Какие национальные и государственные задачи перед ней стояли?
1. Как формировались взгляды Александра I?
2. Какие изменения в стране он намеревался осуществить в момент вступления на престол?
1. Объясните термин «Негласный комитет».
2. Назовите важнейшие изменения, произошедшие в России в начале правления Александра І.
Какие новые органы управления Российской империей появились при Александре I?
Какие указы, принятые по инициативе М. Сперанского, вызвали, на ваш взгляд, наибольшее возмущение чиновников?
1. С какой целью Александр I и его «молодые друзья» приступили к проведению реформ? С какими трудностями они столкнулись?
2. Чем министерства отличались от существовавших до их создания коллегий? Какое значение имели реформы системы управления, проведённые Александром I?
3. Каким образом Александр I и члены Негласного комитета пытались подойти к проблеме крепостного права? Какое значение имело издание указа о «вольных хлебо-пашцах»?
4. Каковы были цели преобразований в сфере просвещения? Какие изменения произошли в этой сфере в начале XIX в.?
5. Раскройте основные положения «Введения к уложению государственных законов» М. Сперанского. Составьте схему государственного управления Россией, предусматривавшегося этим планом, и сравните её со схемой государственного устройства России в начале XIX в., приведённой на с. 306.
6. Затрагивал ли проект М. Сперанского основы государственного строя России? Своё мнение аргументируйте.
Расположите в хронологической последовательности события: 1) создание Государственного совета; 2) реформы в сфере просвещения; 3) создание министерств; 4) создание проекта М. Сперанского; 5) указ о «вольных хлебопашцах».
1. Как вы считаете, просто ли было освободить крестьян для пожелавшего сделать это помещика? Можно ли считать сложность процедуры освобождения одной из причин ограниченного эффекта от указа?
2. Как вы думаете, каковы могли быть последствия выполнения положения указа, приведённого во втором абзаце отрывка?
Объясните происхождение и значение понятия «министерство». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России начала XIX в.