В чём состояли главные особенности русской армии в XVIII в.?
Что такое «военная революция»?
Какие идеи стремились внушить солдатам с первых дней службы?
Рассмотрите головные уборы воинов. Выясните, почему гренадеры носили конусовидные шапки (гренадерки), а большинство других воинов – треуголки.
1. Как формировалась армия?
2. Как солдаты обеспечивались необходимым для службы и жизни?
3. Пересчитайте в привычных для нас мерах веса продовольствие, положенное солдату на год, на один день. Сделайте выводы
Используя дополнительные материалы, подготовьте сообщение о роли речной флотилии в штурме Измаила в 1790 г.
Что в повседневной жизни полка XVIII в. представляется вам наиболее важным? Объясните ваше мнение.
1. Объясните название параграфа.2. Каковы были последствия «военной революции»? Используя дополнительные источники информации, выясните, когда она началась в западноевропейских армиях.
3. Почему рекрутская повинность считалась одной из самых тяжёлых, а с рекрутами родные прощались, как с умершими? С какими трудностями сталкивались в армии новобранцы?
4. В чём состояли особенности военной службы в русской арми XVIII в.?
5. Составьте развёрнутый план сообщения на тему «Повседневная жизнь полка в XVIII в.».
6. Как вы считаете, означал ли переход из крестьян в солдаты для человека XVIII в. повышение его социального статуса? Своё мнение аргументируйте.
1. К кому обращены наставления полководца?
2. Какие качества стремился воспитать Суворов у воинов?
3. Как должны были действовать солдаты во время штурма?
Объясните значение термина «артель». Приведите примеры артелей, существовавших, помимо армии, в России в XVIII в.
1. Заполните в тетради таблицу «Внутренняя политика России в 1762—1801 гг.».
2. Заполните в тетради таблицу «Внешняя политика России в 1762—1801
3. Охарактеризуйте экономическое развитие России во второй половине XVIII в. В чём его особенности в сравнении с другими странами Европы и Азии того времени? Каковы были последствия господства крепостничества для российской экономики?
4. Какие перемены в положении основных сословий России произошли во второй половине XVIII в.? Какова была политика правительства по отношению к основным сословиям?
5. В чём причины и каковы особенности народных движений второй половины XVIII в.? Какие последствия они имели?
6. Что такое просвещённый абсолютизм? В чём состояли его проявления в истории России XVIII в.? Сравните политику просвещённого абсолютизма в России и других странах Европы.
7. Какие задачи внешней политики удалось решить России во второй половине XVIII в.? Каковы были способы их решения? В чём причины успехов российской внешней политики во второй половине XVIII в.?
Сформулируйте ответы на главные вопросы главы и обоснуйте их двумя-тремя аргументами. Можно ли дать однозначную оценку правлениям Екатерины II и Павла І? Почему? Какие действия этих правителей, на ваш взгляд, принесли пользу России?