Какие важнейшие изменения произошли в системе государственного управления в результате реформ Петра I?
В чём, по мнению Петра I, состояли цели его реформ?
Составьте в тетради таблицу «Органы центральной власти», указав в ней названия новых органов власти, появившихся в России при Петре I, а также годы их учреждения и функции.
В чём состояла цель принятия Генерального регламента?
Как назывались административные единицы, на которые делилась Россия до реформ Петра І? Выясните, продолжали ли они существовать после его реформ.
Что такое бюрократия?
1. Из курса всеобщей истории вспомните, что такое абсолютная монархия. В каких странах Западной Европы такая система правления сложилась в XVII в.?
2. В чём состояли цели Петровских реформ в сфере государственного управления? Каковы были их особенности?
3. Какой высший орган власти появился в России при Петре I? Чем он отличался от Боярской думы?
4. Заполните в тетради таблицу «Петровские коллегии». Чем коллегии отличались от приказов?
5. Каковы были главные задачи фискалов и прокуроров?
6. Что нового в местном управлении появилось в ходе Петровских реформ? Составьте схему местного управления, созданного Петром.
Расположите в хронологической последовательности события: 1) начало создания коллегий; 2) учреждение должности генерал-прокурора; 3) учреждение Сената; 4) издание Генерального регламента.
1. Используя дополнительные источники информации, запишите в тетради определения неизвестных вам слов (словосочетаний).
2. Какие пункты указа можно отнести к функциям Сената как высшего государственного органа, а какие связаны с конкретными задачами, стоявшими в момент отъезда царя? Своё мнение аргументируйте.
3. Как вы понимаете смысл знаменитого афоризма Петра І: «Деньги суть артерии войны»?
Выясните происхождение и значение термина «сенат». Приведите один историче-ский факт, конкретизирующий данное понятие относительно Петровской эпохи.