Можно ли утверждать, что российские власти в XVIII в. целенаправленно развивали архитектуру, скульптуру, живопись, музыку? К каким результатам это привело? Каких впечатлений у зрителя и какими средствами добивались творцы в стиле барокко? Как вы думаете, почему во второй половине XVIII в. на смену барокко и рококо постепенно приходит классицизм? Как вы думаете, почему Дидро понравился его портрет кисти Левицкого? Почему главным жанром российской живописи XVIII в. был портрет? Сформулируйте два-три объяснения. Как вы можете объяснить появление в России в XVIII в. исторической живописи? Почему во второй половине XVIII в. на смену иностранным композиторам, музыкантам и певцам в России приходят российские композиторы, музыканты и певцы? Сформулируйте три-четыре объяснения. 1. Установите верную последовательность событий: постановка в Петербурге первой оперы на русском языке «Цефал и Прокрис», строительство В. В. Растрелли Зимнего дворца в Петербурге, открытие в Петербурге памятника Э. Фальконе Петру I («Медный всадник»), учреждение «Комиссии строительства столичных городов». 2. Как вы понимаете значение понятий и терминов: барокко, рококо, классицизм, «Комиссия строительства столичных городов», канты? 3. Какие произведения русской архитектуры, скульптуры, живописи и музыки вы считаете наиболее значимыми и почему? 4*. Как вы думаете, почему самым популярным жанром российской музыки в XVIII в. была комическая опера? 2. Найдите на карте Российской империи центры развития образования, науки, искусства, литературы в XVIII в. 3. Найдите на карте маршруты важнейших российских географических экспедиций XVIII в. В чём их значение? 4. Выберите любого деятеля российской культуры второй половины XVIII в. и напишите от его имени речь (мини-сочинение) на тему «Я памятник воздвиг себе...». Отметьте, что ваш герой хотел сделать (и почему), что ему удалось (и почему), а что не удалось (и почему), чем его деятельность ценна для потомков. 5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Одну из них можно сформулировать так: «Развитие образования в России в XVIIIв. отвечало потребностям развития страны». Используя свои исторические знания, приведите три аргумента, которыми можно подтвердить донную точку зрения, и три аргумента, которыми можно её опровергнуть. При изложении каждого аргумента обязательно используйте исторические факты. 6. Вам поручено сделать доклад на тему «Развитие российской литературы и искусства в XVIII в.». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете его готовить. Как и почему развивалась российская культура в XVIII в.? Какие из её достижений актуальны для нашего времени?