Как и почему развивалась российская культура в XVIII в.? Какие из её достижений актуальны для нашего времени? Как повышение уровня образованности общества способствовало развитию русской науки? Какие особенности (две-три) обучения в Артиллерийском и инженерном шляхетском корпусе вы считаете наиболее важными? Своё мнение обоснуйте. Объясните, для чего был создан «Корпус чужестранных единоверцев». Какие направления дворянского образования считались наиболее важными (и почему) в XVIII в.? Какие высшие учебные заведения появились в России в XVIII в. и почему? Какие элементы содержания учебной программы народных училищ должны были способствовать превращению их учеников в «благополучных людей»? Почему именно И. И. Бецкой стал главным помощником Екатерины в деле развития образования? Сформулируйте два объяснения. В чём конкретно выражалась любовь И. И. Бецкого к Отечеству? Почему реализация «Генерального учреждения о воспитании обоего пола юношества» началась с открытия Воспитательного дома и Института благородных девиц? Сформулируйте два объяснения. Согласны ли вы с характеристикой А. С. Пушкина: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»? Своё мнение обоснуйте. Как в сюжете картины отражена деятельность Дашковой? Какие науки и почему получили особенное развитие в России в XVIII в.? Какие технические изобретения, сделанные в России в XVIII в., вы считаете наиболее важными? Свой выбор обоснуйте. В чём заключается значение «норманнского вопроса» для исторической науки? Почему на смену летописанию в XVIII в. в России приходит историческая наука? Сформулируйте два-три объяснения. 1. Как вы понимаете значение понятий и терминов: Шляхетский сухопутный корпус, Пажеский корпус, Морской шляхетский корпус, Артиллерийский и инженерный шляхетский корпус, «Корпус чужестранных единоверцев». Академический университет и гимназия. Академическое училище, Императорский Московский университет. Академия художеств, Медико-хирургическая академия, Учительская семинария, народные училища, школы для инородцев, национальные школы, «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», Воспитательный дом, Воспитательное коммерческое училище, Смольный институт благородных девиц? 2. Как вы понимаете значение понятий и терминов: Первая Камчатская экспедиция, Великая Северная экспедиция. Первая Академическая экспедиция, Российская академия, Словарь Академии Российской? 3. Сравните высшие учебные заведения, появившиеся в России в XVIII в., по самостоятельно определённым критериям. Какие выводы вы можете сделать из этого сравнения? 4. Какова была цель создания народных училищ? Какими способами её собирались достигнуть? 5. Перечислите основные цели и принципы воспитания и обучения И. И. Бецкого и Екатерины II. 6*. Почему Ф. И. Янкович начал реформу образования с создания Учительской семинарии? 7. Какую роль (и почему) играло государство в развитии науки в России в XVIII в.? 8. Что мешало развитию российской науки и техники в XVIII в.? Сформулируйте два-три объяснения. 9. Почему в России по примеру Англии во второй половине XVIII е. не произошёл промышленный переворот?