Противоречила ли политика Павла I политике просвещённого абсолютизма? С чем было связано и в чём конкретно проявлялось наступление Екатерины II на свободомыслие? Перечислите и объясните важнейшие, на ваш взгляд, особенности личности Павла I. В интересах какого сословия издавал указы Павел I? Какие события внешней политики Павла I вы считаете важнейшими и почему? Объясните происхождение легенды о встрече Павла I и Петра I. 1. Установите верную последовательность событий: присоединение к России Картли-Кахетинского царства, «Манифест о трёхдневной барщине», Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова, учреждение Российско-американской компании, публикация книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» 2. Как вы понимаете значение понятий и терминов: цензура, «Учреждение об императорской фамилии», «Манифест о трёхдневной барщине», Российско-американская компания? 3. Сравните правление Павла I и Екатерины II по целям, по средствам достижения целей и результатам. Какие выводы вы можете сделать из этого сравнения? 4. Н. М. Карамзин считал, что Павел I «легкомысленно истребил долговременные плоды государственной мудрости, ненавидя в них дело своей матери». Согласны ли вы с его мнением? Свою точку зрения обоснуйте тремя аргументами. 5. Можно ли утверждать, что Павел I пытался быть «императором всех россиян»? Своё мнение обоснуйте. 6*. У Павла I было прозвище «Дон Кихот на троне». Объясните его происхождение. 7. Какие особенности положения Индии в конце XVIII в. могли побудить Павла I отправить на завоевание этой страны казаков? 1. Перечислите и проиллюстрируйте конкретными примерами факторы, которые оказывали решающее влияние на правление Екатерины II. 2. Составьте хронологическую таблицу важнейших, по вашему мнению, событий в сфере экономики, внутренней и внешней политики и социально-экономического развития России в эпоху правления Екатерины II. Свой выбор обоснуйте в таблице. 3. Можно ли сказать, что правление Павла I было реакцией на царствование Екатерины II? Своё мнение обоснуйте конкретными фактами из разных сфер политики. 4. Найдите на карте военно-политические центры, центры развития экономики эпохи просвещённого абсолютизма. Как и почему менялась территория России во время царствования Екатерины II? 5. Выберите любого российского исторического деятеля эпохи Екатерины II и Павла I и напишите от его имени речь (мини-сочинение) на тему «Я как мог служил своей государыне (государю) и Отечеству...». Отметьте, что ваш герой хотел сделать (и почему), что ему удалось (и почему), а что не удалось (и почему), чем его деятельность ценна для потомков. 6. Вам поручено сделать доклад на тему «Политика просвещённого абсолютизма». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете его готовить. 7. Сравните по самостоятельно определённым критериям восстание Пугачёва с деятельностью Лжедмитрия I. Какие выводы вы можете сделать из этого сравнения? 8. С деятельностью какого правителя России можно сравнить царствование Екатерины II? Своё мнение обоснуйте конкретными фактами из разных областей политики и сфер общественной жизни. Сделайте это сравнение по самостоятельно определённым критериям. Какие выводы можно сделать из этого сравнения? 7. Сравните политику «просвещённого абсолютизма» в России и в других европейских государствах в XVIII в. Какие выводы вы можете сделать из этого сравнения? 10. Историк Н. Я. Эйдельман назвал правление Павла I временем «непросвещённого абсолютизма». Согласны ли вы с его суждением? Свою точку зрения обоснуйте тремя-четырьмя аргументами. Заслуживает ли Екатерина II наименования Великой? Был ли император Павел I достойным преемником своей матери?