Заслуживает ли Екатерина II наименования Великой? Был ли император Павел I достойным преемником своей матери?
Екатерина II действительно заслуживает наименования Великой, поскольку она внесла значительный вклад в развитие России, осуществив реформы в области управления, образования, культуры и экономики. Она укрепила власть императрицы, расширила территорию государства и активно поддерживала философию Просвещения. Однако её методы правления также включали ограничение прав крестьян и усиление крепостного права.
Павел I, в свою очередь, не стал столь успешным преемником своей матери. Его правление было кратким и жестким, а реформы не успели дать значительного положительного эффекта. Он отменил многие реформы Екатерины II, что вызвало недовольство среди дворянства, но в то же время попытался модернизировать армию и систему управления.
Насколько последовательна (и почему) была Екатерина II в реализации идей философии Просвещения?
Екатерина II была последовательной в поддержке философии Просвещения, однако её действия часто ограничивались рамками политической целесообразности. Она активно интересовалась работами философов, писала и принимала письма от них, а также пыталась внедрить идеи Просвещения в законодательство, образование и культуру. Но многие её реформы, например, в области прав крестьян, не соответствовали идеалам свободы и равенства, что свидетельствует о противоречиях в её правлении.
Почему философия Просвещения стала программой правления Екатерины II? Сформулируйте два-три объяснения.
Философия Просвещения стала программой правления Екатерины II, потому что она искала способы модернизации России и укрепления её позиций в Европе. Идеи Просвещения, такие как рационализм, прогресс, разумность и улучшение жизни населения, позволяли ей выстраивать образ мудрого монарха. Кроме того, она надеялась при помощи этих идей улучшить внутреннюю ситуацию и укрепить свою власть.
Сформулируйте две-три цели и два-три последствия секуляризации церковных земель.
Цели секуляризации церковных земель включали:
Обеспечение дополнительных финансовых ресурсов для государства. Укрепление контроля государства над церковью и сокращение её власти. Перераспределение земель в пользу светской аристократии и дворянства. Последствия:
Уменьшение влияния церкви на социальную и политическую жизнь. Увековечение власти дворянства, увеличение его богатства и влияния. Потеря церковью значительных земель и ресурсов, что ослабило её социальную роль.
Какие цепи преследовали реформы государственного управления Екатерины II? Сформулируйте два-три положения.
Реформы государственного управления Екатерины II включали:
Централизация власти и улучшение работы административных органов. Создание системы губерний и улучшение системы местного самоуправления. Усиление бюрократического аппарата и роль дворянства в управлении.
Что именно в деятельности Уложенной комиссии явилось отражением идей философии Просвещения?
Уложенная комиссия отражала идеи философии Просвещения, пытаясь систематизировать законодательство и улучшить права граждан. Некоторые её работы, такие как предложение реформ в области прав крестьян и уголовного законодательства, были направлены на улучшение условий жизни населения, что соответствовало идеалам свободы и равенства.
Как соотносятся цели созыва Уложенной комиссии и результаты её деятельности? Сформулируйте два-три положения.
Цели Уложенной комиссии заключались в создании нового свода законов, улучшении управления и внесении изменений в существующие порядки. Однако, в результате её деятельности большинство реформ не были внедрены, и идеи философии Просвещения, такие как улучшение положения крестьян, не были реализованы в полном объеме. Принятые решения ограничивались лишь некоторыми формальными изменениями.
Есть ли связь между обстоятельствами воцарения Екатерины II и ужесточением крепостного права? Своё мнение обоснуйте.
Есть связь между обстоятельствами воцарения Екатерины II и ужесточением крепостного права. Екатерина II пришла к власти в результате дворцового переворота, и её основной задачей было укрепление собственной власти. Для этого она полагалась на поддержку дворянства, которому была выгодна эксплуатация крестьян. В результате Екатерина утвердила крепостное право в ещё более жесткой форме, что позволило дворянам усилить своё влияние и власть над крестьянами.
1. Установите верную последовательность событий: Манифест о секуляризации церковных земель, запрещение крепостным крестьянам жаловаться на помещиков, деятельность Уложенных комиссий, Указ о содержании воинских команд, посланных усмирять волнения крестьян, на самих крестьян, Указ о предоставлении права помещиков наказывать своих крестьян каторгой.
Манифест о секуляризации церковных земель. Запрещение крепостным крестьянам жаловаться на помещиков. Указ о содержании воинских команд, посланных усмирять волнения крестьян, на самих крестьян. Указ о предоставлении права помещикам наказывать своих крестьян каторгой. Деятельность Уложенных комиссий.
2. Как вы понимаете значение понятий и терминов: философия Просвещения, просвещённая абсолютная монархия, Манифест «О постановлении штатов разным Присутственным местам...», секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, «Наказ Уложенной комиссии», Вольное экономическое общество?
Философия Просвещения — идеологическое движение XVIII века, основанное на вере в прогресс, научное познание, права человека и социальную справедливость. Главной целью было улучшение общества через разум и образование.
Просвещённая абсолютная монархия — форма правления, при которой монарх сохраняет абсолютную власть, но опирается на идеи Просвещения, вводя реформы, направленные на улучшение жизни общества, образование и правосудие (например, Екатерина II).
Манифест «О постановлении штатов разным Присутственным местам...» — указ Екатерины II, который предусматривал создание системы губерний для улучшения административного управления Россией.
Секуляризация церковных земель — процесс изъятия церковных земель и имущества в пользу государства. Екатерина II провела эту реформу для перераспределения богатств и укрепления финансовой базы государства.
Уложенная комиссия — орган, созданный Екатериной II для создания нового свода законов в России, который должен был отражать принципы Просвещения.
«Наказ Уложенной комиссии» — документ, написанный Екатериной II, который стал основой для работы Уложенной комиссии и включал элементы философии Просвещения, такие как справедливость, свобода и равенство.
Вольное экономическое общество — организация, созданная Екатериной II для поддержки сельского хозяйства, промышленности и научных исследований, направленных на экономическое развитие страны.
3. На конкретных примерах объясните, как в реформах Екатерины II отразилось её увлечение философией Просвещения.
Екатерина II активно внедряла идеи философии Просвещения в свою реформаторскую деятельность. Например, её реформы в области образования, такие как создание Смольного института для девочек, были направлены на распространение знаний и воспитание гражданской ответственности. Также создание Уложенной комиссии, которая должна была разработать новый свод законов, с учётом принципов прав человека, отражает влияние идей Просвещения. Однако, несмотря на эти инициативы, она не решилась на кардинальные реформы, такие как отмена крепостного права, что свидетельствует о противоречиях в её правлении.
4. Почему, являясь противницей крепостного права, Екатерина II способствовала его ужесточению? Сформулируйте два-три объяснения.
Екатерина II, несмотря на личные сомнения в правомерности крепостного права, фактически способствовала его ужесточению. Первое объяснение связано с её желанием удержать дворянство на своей стороне, которое было главным опорным слоем власти и при этом активно поддерживало крепостничество. Второе объяснение заключается в её желании сохранить стабильность в государстве и избежать крестьянских восстаний, что подрывает социальный порядок. Третье объяснение связано с практическим недостатком средств для решения экономических проблем страны, в связи с чем крепостной труд был важным элементом экономической системы.
5*. Сравните по самостоятельно определённым критериям «конституционные» проекты Д. М. Голицына и Н. И. Панина. Какие выводы вы можете сделать из этого сравнения?
Проекты Д. М. Голицына и Н. И. Панина можно сравнить по нескольким критериям:
Цели: Голицын предлагал более либеральный проект, стремясь создать конституционную монархию с разделением властей, в то время как Панин, несмотря на некоторые реформы, предлагал более консервативную модель. Меры: Голицын был сторонником широких реформ в области прав человека и управления, тогда как Панин акцентировал внимание на укреплении власти монарха и более мягких реформах. Влияние: Голицын предлагал идеи, которые могли бы привести к расширению прав граждан, тогда как Панин стремился сохранить традиционные властные структуры, что отражает его консерватизм. Вывод: Проекты отражают разные подходы к преобразованию страны — более революционный у Голицына и более умеренный и консервативный у Панина.
6. Сформулируйте вопросы к п. 2, 7 и 8 параграфа.
Пункт 2: Какие идеи Просвещения повлияли на политические реформы Екатерины II? Приведите примеры. Пункт 7: Как Уложенная комиссия пыталась учесть интересы различных социальных слоёв? Какие предложения комиссии имели наибольшее значение для крестьянства? Пункт 8: Как в условиях правления Екатерины II крепостное право сочинялось с развитием экономики?