Какие увлечения Петра I помогли ему начать править самостоятельно?
Увлечение юного Петра морским делом нельзя считать случайным, поскольку Россия, не имевшая выхода к морям, остро нуждалась в развитии флота для укрепления своей внешнеполитической и экономической позиции. Кроме того, непосредственное знакомство с кораблестроением в юности, как, например, в Преображенском и Архангельске, сформировало его стремление освоить морское дело, что в дальнейшем стало частью его реформ.
По каким деталям можно определить, что на картине изображён потешный бой?
Сформулируйте две причины, по которым Пётр I стремился превратить свои потешные полки в настоящие воинские подразделения.
Пётр I стремился превратить свои потешные полки в настоящие воинские подразделения по следующим причинам:
Создание сильной регулярной армии: Пётр осознавал необходимость иметь хорошо обученную и организованную армию для укрепления государства, защиты его границ и проведения завоевательных войн, что было невозможно без модернизации и профессионализации вооружённых сил.
Личная подготовка и испытание реформ: Потешные полки позволяли ему экспериментировать с новыми военными тактиками, дисциплиной и организацией армии, что позже стало основой для создания современной русской армии европейского образца.
Какая особенность освоения Петром морского дела отражена в сюжете этой картины?
1. Как вы думаете, случайным ли было увлечение юного царя морским делом? Своё мнение обоснуйте.
Увлечение Петра морским делом не было случайным. Его интерес к кораблям возник в детстве, когда он увидел старую лодку в селе Преображенском. Это совпало с его стремлением к освоению новых знаний и будущей государственной задачей – выходом к морю.
2. Сформулируйте две-три причины утраты царевной Софьей власти.
Царевна Софья утратила власть из-за несостоятельности управлять страной на фоне усиливающегося конфликта с Нарышкиными, а также из-за потери поддержки стрельцов после неудач в Крымских походах. Второй причиной стало активное возвращение Петра и его окружения, которые постепенно консолидировали власть в своих руках.
Почему Петра I привлекал Архангельск?
Архангельск привлекал Петра как единственный в то время порт, через который Россия могла выходить на торговые пути с Европой. Также этот город предоставлял возможность обучаться морскому делу и начинать строительство кораблей.
Могли ли оправдаться надежды патриарха Иоакима на то, что Россия будет избавлена от западного влияния?
Надежды патриарха Иоакима на избавление России от западного влияния не могли оправдаться, так как Россия уже зависела от импорта технологий и специалистов из Европы. Более того, сам Пётр активно внедрял западные традиции, что шло вразрез с представлениями патриарха.
Зачем царь Пётр сам участвовал в строительстве кораблей, работая как простой плотник? Сформулируйте два объяснения.
Пётр I участвовал в строительстве кораблей как простой плотник, чтобы, во-первых, освоить морское дело на практике и показать личный пример своим подданным. Во-вторых, он хотел глубже понять процесс создания флота, что было необходимо для его реформаторской деятельности.
Найдите на гравюре детали, характеризующие особенности осады Азова.
На гравюре осады Азова можно заметить использование артиллерии, сложность инженерных укреплений и чёткую организацию войск. Эти детали подчёркивают переход к регулярной армии с новыми тактическими подходами.
Сформулируйте два положительных и два отрицательных последствия создания кумпанств.
Создание кумпанств имело положительные последствия, такие как ускорение строительства флота и привлечение частных средств в государственные проекты. Однако отрицательными последствиями стали финансовое бремя для дворян и возможное злоупотребление их обязанностями.
Как вы думаете, можно ли сказать, что Великое посольство 1697— 1698 гг. принесло России великие результаты? Своё мнение обоснуйте двумя-тремя фактами.
Великое посольство 1697—1698 годов принесло России значительные результаты. Во-первых, Пётр получил знания о технологиях и методах управления в европейских странах. Во-вторых, он заключил важные договоры и привлёк специалистов для реформ. В-третьих, посольство стало началом европейской модернизации России.
Почему в 1682 г. стрелецкий бунт имел успех, а в 1698 г. потерпел поражение? Сформулируйте два-три объяснения.
Успех стрелецкого бунта 1682 года объяснялся поддержкой царевны Софьи, отсутствием единой власти и слабостью армии. В 1698 году бунт потерпел поражение из-за укрепления регулярной армии, решительных действий Петра и утраты стрельцами влияния и поддержки.
1. Установите верную последовательность событий; свержение царевны Софьи, начало увлечения Петра военным и морским делом, казни стрельцов, Великое посольство, Азовские походы.
Верная последовательность событий следующая: начало увлечения Петра военным и морским делом, свержение царевны Софьи, Азовские походы, Великое посольство, казни стрельцов.
2. Как вы понимаете значение понятий и терминов: потешные полки, галера, триумф, кумпанство, Великое посольство?
Потешные полки – это военные отряды, созданные Петром I для обучения военному делу, которые позже стали основой российской регулярной армии. Галера – это плоскодонное гребное судно, использовавшееся для морских операций, особенно в мелководных районах. Триумф – торжественное празднование победы или достижения. Кумпанство – обязательство владельцев земель строить и оснащать корабли для российского флота. Великое посольство – дипломатическая миссия, отправленная Петром в 1697-1698 годах в Европу для укрепления связей и получения знаний.
3. Как вы думаете, когда Пётр I стал в полной мере самостоятельным правителем? Своё мнение обоснуйте.
Пётр I стал в полной мере самостоятельным правителем после свержения царевны Софьи в 1689 году. Это событие позволило ему устранить влияние регентши и приступить к проведению самостоятельной политики, хотя активное правление началось позже, с реализации реформ и внешнеполитических планов.
4. Назовите три важнейших события начального периода правления Петра I. Свой выбор обоснуйте.
Три важнейших события начального периода правления Петра I: свержение царевны Софьи, поскольку оно укрепило его власть; Азовские походы, которые стали первым шагом к освоению выхода к морю; Великое посольство, которое позволило начать масштабные реформы и внедрение европейских технологий.
5*. Известный историк С. М. Соловьёв образно охарактеризовал 1 680-е гг. российской истории: «Народ собрался в дорогу, ждали вождя...» Как вы понимаете это суждение? Своё мнение обоснуйте фактами.
Суждение С. М. Соловьёва можно понимать так: в 1680-е годы Россия находилась в состоянии ожидания реформ и перемен, но нуждалась в сильном лидере, который бы смог преобразовать страну. Пётр стал таким вождём, начав морские походы, создание флота и реформы армии, что свидетельствовало о готовности народа к модернизации и изменениям.
6. Какую цель преследовал Пётр I, заставив сыновей российской знати учиться строительству кораблей в Голландии?
Заставив сыновей знати учиться строительству кораблей в Голландии, Пётр преследовал цель воспитать профессиональные кадры, которые могли бы строить и управлять флотом. Это также способствовало распространению европейских технологий и укреплению влияния знаний западной культуры в России.