Вопросы и задания 1. Что общего и в чем различие понятий «математическая модель» и «компьютерная математическая модель»? 2. Расчет прогноза погоды на современном компьютере с быстродействием 1 млн операций в секунду длится 1 час. Оцените, сколько времени понадобилось бы для этого человеку, имеющему в своем распоряжении арифмометр (механический калькулятор). 3. В чем состоит особенность компьютерного математического моделирования в процессе управления техническим устройством? 4. Самолет находится на высоте 5000 метров. Обнаружилась неисправность работы двигателя. Самолет начал падать. Бортовой компьютер производит диагностику неисправности и сообщает пилоту о необходимых действиях. Для решения этой задачи ему нужно выполнить 108 вычислительных операций. Быстродействие компьютера — 1 млн оп./с. Успеет ли летчик спасти самолет, если минимальная высота, на которой самолет можно вывести из пике, — 2000 метров? 5. В каких ситуациях используется имитационное моделирование? 6. Придумайте по одному примеру формы использования компьютерной графики для вычислительного эксперимента, для компьютерного управления и для имитационной модели. Дополнения к главе 2 Вопросы и задания 1. Что такое система; структура? 2. Назовите элементы, составляющие следующие системы: автомобиль, молекула воды, компьютер, магазин, Солнечная система, семья, футбольная команда, армия. Обоснуйте взаимозависимость элементов этих систем. 3. Что такое граф? Какую информацию он может нести в себе? 4. Как на графе изображаются элементы системы и отношения между ними? 5. Что значит «симметричное отношение», «несимметричное отношение»? Как они изображаются на графе? Приведите примеры. 6. Дайте имена возможным связям между следующими объектами и изобразите связи между ними в форме графа: брат и сестра; ученик и школа; Саша и Маша; Москва и Париж ; министр, директор, рабочий; Пушкин и Дантес; компьютер и процессор. 7. Граф с каким и свойствами называют деревом? Что такое корень дерева, ветви, листья? 8. Какие системы называют иерархическими? 9. Можно ли систему файлов в Microsoft Windows (и подобных ей ОС) назвать иерархической? Какой смысл имеют связи между элементами этой системы? Что в ней является листьями, ветвями, корнем? 10. Нарисуйте в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников, между которыми существуют следующие связи (взаимоотношения) — дружат: Саша и Маша, Саша и Даш а, Маша и Гриш а, Гриша и Саша. Глядя на полученный граф, ответьте на вопрос: с кем Саша может поделиться секретом, не рискуя, что он станет известен кому-то другому? 1. Приведите примеры объектов (не менее трех), их свойств, значений свойств и поведения. 3. Заданы классы: «Фигура», «Эллипс», «Закрашенный квадрат», «Равносторонний треугольник», «Треугольник», «Круг», «Равнобедренный треугольник», «Прямоугольник», «Квадрат». Классифицируйте эти объекты, используя механизм наследования. Опишите свойства и поведение каждого класса. 4. Для предметной области «Туристические фирмы» опишите набор классов, которые должны содержать сведения о различны х фирмах, а также об ассортименте предоставляемых туров и услуг. Подготовьте сообщение.