menu


ГДЗ по географии 8 класс Сухов, Низовцев § 32. Почвы и человек




Используя принцип раздвоения на противоположности, выделите положительные и отрицательные следствия взаимодействия почв и человека.

Почва играет ключевую роль в жизни человека, но её использование может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.

Положительные:
– Обеспечение продовольствием за счёт сельского хозяйства.
– Повышение плодородия почв при правильной агротехнике.
– Создание полезных экосистем, способствующих сохранению биоразнообразия.
– Улучшение водного баланса при правильном орошении.

Отрицательные:
– Истощение почв из-за интенсивного земледелия.
– Эрозия и деградация вследствие неправильного использования.
– Загрязнение удобрениями, химикатами и отходами.
– Уменьшение плодородных земель из-за урбанизации и промышленности.

Наметьте меры по более рациональному использованию наших земельных ресурсов. Обсудите, за счёт чего можно увеличить площадь пашни или сенокоса.

Меры по рациональному использованию земельных ресурсов

– Внедрение севооборота для сохранения плодородия.
– Использование органических удобрений и сидератов.
– Борьба с эрозией путём посадки лесополос и террасирования склонов.
– Развитие точечного земледелия для снижения нагрузки на почву.
– Восстановление деградированных земель, например, с помощью рекультивации.

Способы увеличения площади пашни или сенокоса:
– Осушение заболоченных земель при избыточном увлажнении.
– Орошение засушливых территорий.
– Расширение площадей за счёт освоения целинных земель, но с соблюдением мер по защите экосистем.

Какие, по вашему мнению, мероприятия необходимо проводить в районах, где особенно проявляется разрушительная деятельность ветра? в районах проявления размывающей деятельности вод? в горных районах? в областях избыточного и недостаточного увлажнения?

Районы ветровой эрозии (степи, пустыни):
– Создание лесополос для снижения силы ветра.
– Посадка травянистых культур, укрепляющих почву.
– Использование минимальной вспашки, чтобы не разрушать структуру почвы.

Районы размывающей деятельности воды (склоны, речные долины):
– Террасирование склонов для предотвращения стока воды.
– Укрепление берегов растительностью.
– Сооружение водоудерживающих канав и прудов.

Горные районы:
– Предотвращение оползней путём посадки кустарников и деревьев.
– Строительство подпорных стенок на склонах.
– Контроль за вырубкой лесов, которые удерживают почву.

Области избыточного увлажнения (болота, низменности):
– Проведение мелиоративных работ для осушения.
– Организация дренажных систем.
– Посадка влаголюбивых растений для регулирования уровня воды.

Регионы с недостаточным увлажнением (пустыни, степи):
– Орошение и строительство водохранилищ.
– Выращивание засухоустойчивых культур.
– Борьба с опустыниванием путём лесонасаждений.

1. Каково значение почв в жизни человека?

Почвы играют важнейшую роль в жизни человека, поскольку являются основой для сельского хозяйства, источником продовольствия, местом обитания множества живых организмов, а также выполняют фильтрационные и защитные функции, влияя на чистоту воды и воздуха.

2. Какие почвы распространены в вашей местности? Каково их плодородие?

В каждой местности распространены разные почвы, зависящие от климата, рельефа и геологических условий. Их плодородие зависит от содержания гумуса, минеральных веществ и структуры. Например, в черноземных районах почвы очень плодородные, тогда как в песчаных и подзолистых регионах требуется дополнительное удобрение.

3. Приведите примеры мероприятий по защите почв, которые проводятся в вашей местности.

Мероприятия по защите почв включают севооборот, посадку лесополос для предотвращения эрозии, использование органических удобрений, ограничение применения пестицидов и создание специальных водоотводных систем.

4*. Где на территории России размещены основные пахотные земли? Почему?

Основные пахотные земли в России размещены в степной и лесостепной зонах, особенно в Центрально-Черноземном районе, на Кубани, в Западной Сибири и Поволжье. Эти территории отличаются плодородными черноземами, умеренным климатом и благоприятными условиями для сельского хозяйства.

5*. Вы рассмотрели две стороны проблемы: «почвы и человек» и «человек и почвы». Рассматривая виды воздействия человека на почвы, вы выделили как отрицательные воздействия, так и положительные. По содержанию этих проблем сформулируйте 4—5 контрольных вопросов, запишите их в тетрадь и подготовьте устный ответ на каждый из них.

Как человек использует почвы и как это влияет на их плодородие?
Какие виды загрязнения почв существуют и как их можно предотвратить?
Каковы положительные и отрицательные последствия сельскохозяйственной деятельности для почв?
Почему эрозия почв представляет собой серьезную проблему, и какие методы борьбы с ней существуют?
Как можно улучшить состояние почв при интенсивном использовании в сельском хозяйстве?

1. Назовите почвообразующие факторы, а также основные типы почв.

Почвообразование происходит под влиянием различных факторов:
– Климат (температура, осадки).
– Горные породы (материнская основа почвы).
– Живые организмы (растения, животные, микроорганизмы).
– Рельеф (наклон, высота, расположение территории).
– Время (чем старше почва, тем сложнее её состав).
– Деятельность человека (возделывание, удобрение, загрязнение).

Основные типы почв: чернозёмы, подзолистые, серые лесные, каштановые, бурые лесные, тундровые, болотные, солонцы и солончаки.

2. Какие закономерности наблюдаются в размещении почв в горах и на равнине?

В горах почвы меняются с высотой (высотная поясность): у подножия более плодородные, выше – маломощные и каменистые.

На равнинах почвы распределяются в зависимости от климата и влажности (широтная зональность): в лесах – подзолистые, в степях – чернозёмы, в пустынях – серо-бурые почвы.

3. С какими природными компонентами почвы связаны причинно-следственными связями?

– Климат влияет на скорость выветривания горных пород и накопление гумуса.
– Растительность способствует почвообразованию, разлагаясь и обогащая почву перегноем.
– Животные и микроорганизмы разлагают органику, способствуя круговороту веществ.
– Вода формирует почвенные горизонты, вымывая или накапливая минералы.

4. С какими противоречиями сталкивается человек при использовании земельных ресурсов?

– Необходимость увеличения сельхозплощадей приводит к вырубке лесов и снижению плодородия.
– Интенсификация сельского хозяйства способствует загрязнению почвы удобрениями и химикатами.
– Орошение полезно для урожайности, но вызывает засоление почвы.
– Освоение целинных земель может привести к эрозии и опустыниванию.

5. Составьте характеристику климата, рельефа и растительности территории, на которой формируются плодородные почвы.

Плодородные почвы формируются в умеренном климате с достаточным количеством осадков, мягкой зимой и тёплым летом.
Рельеф чаще равнинный или слабохолмистый, что предотвращает эрозию.
Растительность – степная или лесостепная, способствующая накоплению перегноя.

6. Почему В. В. Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта»?

Почвы отражают все природные процессы, происходящие в регионе:
– климат влияет на их влажность и состав,
– рельеф определяет накопление или вымывание веществ,
– растительность и животные способствуют образованию гумуса.

По составу почвы можно судить о климате, рельефе и истории региона.

7. К каким изменениям климата, рек и рельефа может привести уничтожение лесов? Пользуясь схемой 16, объясните причины усиления овражной эрозии, обмеления рек и иссушения климата.

Вырубка лесов ведёт к снижению влажности воздуха, ослаблению круговорота воды, изменению климата и увеличению температуры.
Леса удерживают почву, их уничтожение ускоряет эрозию, образование оврагов, иссушение земель.
Воды становится меньше, реки мелеют, грунтовые воды уходят вглубь, увеличивается засоление почвы.

8. Уничтожение хищников может привести к увеличению поголовья травоядных животных. Каковы последствия этого процесса для природного сообщества?

Без хищников травоядные размножаются бесконтрольно, что приводит к:
– перегрузке экосистемы,
– уничтожению растительности,
– эрозии почвы,
– голоданию животных из-за нехватки корма,
– возможному вымиранию видов из-за нехватки ресурсов.

9. Раскройте основные закономерности изменения природных сообществ при движении с севера на юг. Каковы основные причины этих изменений?

При движении с севера на юг наблюдается:
– увеличение температуры и уменьшение осадков,
– смена природных зон (тундра → леса → степи → пустыни),
– изменение состава растительности (мхи и лишайники → хвойные и лиственные леса → злаки






ГДЗ по географии 8 класс учебник Сухов, Низовцев Параграф 32

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):