Используя принцип раздвоения на противоположности, выделите положительные и отрицательные следствия взаимодействия почв и человека.
Почва играет ключевую роль в жизни человека, но её использование может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.
Положительные: – Обеспечение продовольствием за счёт сельского хозяйства. – Повышение плодородия почв при правильной агротехнике. – Создание полезных экосистем, способствующих сохранению биоразнообразия. – Улучшение водного баланса при правильном орошении.
Отрицательные: – Истощение почв из-за интенсивного земледелия. – Эрозия и деградация вследствие неправильного использования. – Загрязнение удобрениями, химикатами и отходами. – Уменьшение плодородных земель из-за урбанизации и промышленности.
Наметьте меры по более рациональному использованию наших земельных ресурсов. Обсудите, за счёт чего можно увеличить площадь пашни или сенокоса.
Меры по рациональному использованию земельных ресурсов
– Внедрение севооборота для сохранения плодородия. – Использование органических удобрений и сидератов. – Борьба с эрозией путём посадки лесополос и террасирования склонов. – Развитие точечного земледелия для снижения нагрузки на почву. – Восстановление деградированных земель, например, с помощью рекультивации.
Способы увеличения площади пашни или сенокоса: – Осушение заболоченных земель при избыточном увлажнении. – Орошение засушливых территорий. – Расширение площадей за счёт освоения целинных земель, но с соблюдением мер по защите экосистем.
Какие, по вашему мнению, мероприятия необходимо проводить в районах, где особенно проявляется разрушительная деятельность ветра? в районах проявления размывающей деятельности вод? в горных районах? в областях избыточного и недостаточного увлажнения?
Районы ветровой эрозии (степи, пустыни): – Создание лесополос для снижения силы ветра. – Посадка травянистых культур, укрепляющих почву. – Использование минимальной вспашки, чтобы не разрушать структуру почвы.
Районы размывающей деятельности воды (склоны, речные долины): – Террасирование склонов для предотвращения стока воды. – Укрепление берегов растительностью. – Сооружение водоудерживающих канав и прудов.
Горные районы: – Предотвращение оползней путём посадки кустарников и деревьев. – Строительство подпорных стенок на склонах. – Контроль за вырубкой лесов, которые удерживают почву.
Области избыточного увлажнения (болота, низменности): – Проведение мелиоративных работ для осушения. – Организация дренажных систем. – Посадка влаголюбивых растений для регулирования уровня воды.
Регионы с недостаточным увлажнением (пустыни, степи): – Орошение и строительство водохранилищ. – Выращивание засухоустойчивых культур. – Борьба с опустыниванием путём лесонасаждений.
1. Каково значение почв в жизни человека?
Почвы играют важнейшую роль в жизни человека, поскольку являются основой для сельского хозяйства, источником продовольствия, местом обитания множества живых организмов, а также выполняют фильтрационные и защитные функции, влияя на чистоту воды и воздуха.
2. Какие почвы распространены в вашей местности? Каково их плодородие?
В каждой местности распространены разные почвы, зависящие от климата, рельефа и геологических условий. Их плодородие зависит от содержания гумуса, минеральных веществ и структуры. Например, в черноземных районах почвы очень плодородные, тогда как в песчаных и подзолистых регионах требуется дополнительное удобрение.
3. Приведите примеры мероприятий по защите почв, которые проводятся в вашей местности.
Мероприятия по защите почв включают севооборот, посадку лесополос для предотвращения эрозии, использование органических удобрений, ограничение применения пестицидов и создание специальных водоотводных систем.
4*. Где на территории России размещены основные пахотные земли? Почему?
Основные пахотные земли в России размещены в степной и лесостепной зонах, особенно в Центрально-Черноземном районе, на Кубани, в Западной Сибири и Поволжье. Эти территории отличаются плодородными черноземами, умеренным климатом и благоприятными условиями для сельского хозяйства.
5*. Вы рассмотрели две стороны проблемы: «почвы и человек» и «человек и почвы». Рассматривая виды воздействия человека на почвы, вы выделили как отрицательные воздействия, так и положительные. По содержанию этих проблем сформулируйте 4—5 контрольных вопросов, запишите их в тетрадь и подготовьте устный ответ на каждый из них.
Как человек использует почвы и как это влияет на их плодородие? Какие виды загрязнения почв существуют и как их можно предотвратить? Каковы положительные и отрицательные последствия сельскохозяйственной деятельности для почв? Почему эрозия почв представляет собой серьезную проблему, и какие методы борьбы с ней существуют? Как можно улучшить состояние почв при интенсивном использовании в сельском хозяйстве?
1. Назовите почвообразующие факторы, а также основные типы почв.
Почвообразование происходит под влиянием различных факторов: – Климат (температура, осадки). – Горные породы (материнская основа почвы). – Живые организмы (растения, животные, микроорганизмы). – Рельеф (наклон, высота, расположение территории). – Время (чем старше почва, тем сложнее её состав). – Деятельность человека (возделывание, удобрение, загрязнение).
Основные типы почв: чернозёмы, подзолистые, серые лесные, каштановые, бурые лесные, тундровые, болотные, солонцы и солончаки.
2. Какие закономерности наблюдаются в размещении почв в горах и на равнине?
В горах почвы меняются с высотой (высотная поясность): у подножия более плодородные, выше – маломощные и каменистые.
На равнинах почвы распределяются в зависимости от климата и влажности (широтная зональность): в лесах – подзолистые, в степях – чернозёмы, в пустынях – серо-бурые почвы.
3. С какими природными компонентами почвы связаны причинно-следственными связями?
– Климат влияет на скорость выветривания горных пород и накопление гумуса. – Растительность способствует почвообразованию, разлагаясь и обогащая почву перегноем. – Животные и микроорганизмы разлагают органику, способствуя круговороту веществ. – Вода формирует почвенные горизонты, вымывая или накапливая минералы.
4. С какими противоречиями сталкивается человек при использовании земельных ресурсов?
– Необходимость увеличения сельхозплощадей приводит к вырубке лесов и снижению плодородия. – Интенсификация сельского хозяйства способствует загрязнению почвы удобрениями и химикатами. – Орошение полезно для урожайности, но вызывает засоление почвы. – Освоение целинных земель может привести к эрозии и опустыниванию.
5. Составьте характеристику климата, рельефа и растительности территории, на которой формируются плодородные почвы.
Плодородные почвы формируются в умеренном климате с достаточным количеством осадков, мягкой зимой и тёплым летом. Рельеф чаще равнинный или слабохолмистый, что предотвращает эрозию. Растительность – степная или лесостепная, способствующая накоплению перегноя.
6. Почему В. В. Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта»?
Почвы отражают все природные процессы, происходящие в регионе: – климат влияет на их влажность и состав, – рельеф определяет накопление или вымывание веществ, – растительность и животные способствуют образованию гумуса.
По составу почвы можно судить о климате, рельефе и истории региона.
7. К каким изменениям климата, рек и рельефа может привести уничтожение лесов? Пользуясь схемой 16, объясните причины усиления овражной эрозии, обмеления рек и иссушения климата.
Вырубка лесов ведёт к снижению влажности воздуха, ослаблению круговорота воды, изменению климата и увеличению температуры. Леса удерживают почву, их уничтожение ускоряет эрозию, образование оврагов, иссушение земель. Воды становится меньше, реки мелеют, грунтовые воды уходят вглубь, увеличивается засоление почвы.
8. Уничтожение хищников может привести к увеличению поголовья травоядных животных. Каковы последствия этого процесса для природного сообщества?
Без хищников травоядные размножаются бесконтрольно, что приводит к: – перегрузке экосистемы, – уничтожению растительности, – эрозии почвы, – голоданию животных из-за нехватки корма, – возможному вымиранию видов из-за нехватки ресурсов.
9. Раскройте основные закономерности изменения природных сообществ при движении с севера на юг. Каковы основные причины этих изменений?
При движении с севера на юг наблюдается: – увеличение температуры и уменьшение осадков, – смена природных зон (тундра → леса → степи → пустыни), – изменение состава растительности (мхи и лишайники → хвойные и лиственные леса → злаки