Определите, какие вопросы темы, поставленные в начале её изучения, вы уже рассмотрели и что необходимо ещё изучить. Какими средствами можно восстановить этот круговорот? Из курса биологии вспомните, как называется этот процесс. Используя карты атласа «Климатические пояса и типы климатов», «Природные зоны и биологические ресурсы» и «Почвенная карта России», установите выявленную закономерность. Что происходит с гумусом, если почвы промываются? Как это отражается на формировании гумуса и горизонта перегноя? Как вы оцениваете плодородие этих почв? Можно ли на них получать высокие урожаи сельскохозяйственных культур? Внимательно рассмотрите почвенную карту России в атласе. Какую информацию можно получить с её помощью? 1. Какие типы почв распространены на территории России? 2. Назовите самые плодородные почвы России. Составьте их характеристику по плану: где распространены, характеристика почвенных горизонтов, условия формирования. 3. В этой теме вы изучили развитие почв во времени, изменение их в пространстве (типы почв), взаимосвязь почв с климатом, водами, органическим миром и рельефом, получили понятие о почвенной карте России. Сформулируйте 3—4 вопроса для самоконтроля и подготовьте на них краткие ответы.