1.Проанализируйте рис. 232 и определите долю россиян в процентах занятых в экономике, не занятых в экономике, безработных.
По данным Росстата, экономически активное население включает всех работающих и безработных, активно ищущих работу. Экономически неактивное население — это лица, не участвующие в рабочей силе, включая студентов, пенсионеров и домохозяек. Точные процентные соотношения зависят от конкретного года и региона, поэтому для получения актуальных данных рекомендуется обратиться к последним публикациям Росстата.
2.Объясните, чем различаются понятия "трудовые ресурсы" и "экономически активное население"
Трудовые ресурсы — это все люди, которые потенциально могут работать. В эту группу входят: люди трудоспособного возраста (например, от 16 до 60 лет), а также подростки старше 15 лет и пожилые люди, которые продолжают работать.
Экономически активное население — это часть трудовых ресурсов, которая фактически участвует в экономике. То есть сюда входят: работающие люди и безработные, которые ищут работу.
Главное отличие: экономически активные — это те, кто работает или хочет работать, а трудовые ресурсы — более широкая группа, включающая тех, кто может работать, но не обязательно работает (например, студенты, домохозяйки, пенсионеры).
3.Каково соотношение в России трех возрастных групп: детей, населения в трудоспособном возрасте и населения старше трудоспособного возраста? Как это соотношение изменяется в последнее десятилетие, и по каким причинам? Есть ли различия в соотношении этих групп в разных регионах страны? Объясните причины.
По последним данным:
дети (до 15 лет) — примерно 17–18% люди трудоспособного возраста — около 58–60% старше трудоспособного возраста — около 22–23%
За последние 10 лет: доля детей почти не изменилась, доля пожилых растет, а доля трудоспособного населения снижается.
Причины: рождаемость в стране остаётся невысокой, люди живут дольше — продолжительность жизни выросла, молодежь уезжает из малых городов и сёл — особенно в слаборазвитых регионах.
Различия по регионам: на юге России и в республиках Северного Кавказа больше молодежи, в Центральной России и на Дальнем Востоке больше пожилых. Это связано с миграцией, рождаемостью и уровнем жизни в разных регионах.
4.На основе анализа рис. 234 и карт атласа (административно — территориального устройства, доли возрастов), определите субъекты РФ в которых уровень безработицы
— выше среднероссийского;
— ниже среднего показателя по стране.
Какими причинами это можно объяснить?
Выше среднероссийского уровня (например, больше 5–6%):
Республика Ингушетия Республика Тыва Чеченская Республика Республика Дагестан
Причины: мало рабочих мест, молодое население с низким уровнем образования, экономика слабо развита, высокая доля сельского населения.
Ниже среднего уровня (менее 2%):
Москва Санкт-Петербург Тюменская область Ямало-Ненецкий автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ
Причины: высокий уровень экономики, развитая промышленность, больше рабочих мест, выше зарплаты, люди чаще переезжают в эти регионы на работу.
5.На основе анализа тематических карт атласа оцените качество населения России
Качество населения оценивают по:
уровню образования — в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск) больше людей с высшим образованием, здоровью — лучше показатели в центральной части страны, хуже на Дальнем Востоке и в некоторых республиках, активности — выше в промышленных и экономически развитых районах.
Общий вывод: в крупных городах качество населения выше (больше образования, лучше здоровье, выше продолжительность жизни), в отдалённых и депрессивных регионах (Северный Кавказ, Забайкалье, юг Сибири) — ниже.
Используя дополнительные источники географической информации, проведите мини исследование "Проблемы безработицы и пути ее решения в моем регионе".
Качество населения оценивается по уровню образования, квалификации, здоровья и трудовой активности. Проблемы безработицы в регионах могут быть связаны с:
недостатком рабочих мест;
несоответствием между квалификацией работников и требованиями рынка труда;
низкой мобильностью рабочей силы;
экономическими и социальными факторами.
Пути решения проблем безработицы:
развитие малого и среднего бизнеса;
создание новых рабочих мест через инвестиционные проекты;
повышение квалификации и переподготовка кадров;
поддержка молодежного и женского предпринимательства;
развитие инфраструктуры и улучшение условий для бизнеса.