1.По рис. 186 проследите, как изменялась численность населения России в XX веке. В какие годы в России происходило общее сокращение численности населения? С какими событиями это было связано?
Численность населения России в XX веке изменялась неравномерно, с периодами роста и значительными сокращениями. Общее снижение численности населения происходило в годы Гражданской войны (1917–1922), коллективизации и голода (1930-е годы), Великой Отечественной войны (1941–1945) и в 1990-е годы после распада СССР. Эти сокращения были вызваны войнами, репрессиями, экономическими кризисами и падением рождаемости.
2.По каким признакам можно судить о том, что в настоящее время в России наблюдается демографический кризис?
Демографический кризис в России выражается в снижении рождаемости, старении населения, росте смертности, особенно среди трудоспособного населения, и миграционном оттоке населения из отдельных регионов. Такие тенденции приводят к уменьшению численности населения и увеличению нагрузки на экономику и социальную сферу.
3.Какие причины определили переход к современному типу воспроизводства в России?
Переход к современному типу воспроизводства в России был обусловлен урбанизацией, изменением структуры семьи, улучшением уровня жизни и развитием медицины, что снизило смертность, но привело к уменьшению рождаемости. Кроме того, рост уровня образования и вовлечение женщин в экономику повлияли на снижение числа рождений.
4.Верно ли утверждение, что переход ко второму типу воспроизводства на территории России происходит равномерно во всех ее регионах
Переход ко второму типу воспроизводства происходит неравномерно. В ряде регионов, особенно в национальных республиках Северного Кавказа, в Тыве и некоторых других субъектах, рождаемость остается высокой, тогда как в большинстве регионов наблюдается естественная убыль населения.
5.Используя карту атласа, Найдите субъекты РФ, где наблюдается положительный естественный прирост населения. Можно ли утверждать что демографический переход здесь ещё не завершился? С какими факторами это связано?
Субъекты РФ с положительным естественным приростом можно определить по картам атласа. Демографический переход в этих регионах еще не завершен, так как уровень рождаемости остается высоким. Это связано с культурными традициями, преобладанием молодежного населения, а также социально-экономическими факторами, поддерживающими высокий уровень рождаемости.
6.По таблице 3 приложения 3. определите субъекты РФ, в которых произошло увеличение численности населения в 2002 — 2010 годах. С какими причинами это может быть связано?
7.Определите показатели естественного прироста населения России
— В 1991 году, если рождаемость составила 12, 1 чел. на 1.000, а смертность 11, 4 чел. на 1000 жителей
– в 1999 г. если рождаемость составила 8, 4 чел. на 1000, а смертность 14, 7 чел. на 1000 жителей
– в 2010 г если рождаемость составила 12, 5 чел на 1000, а смертность 14,3 чел на 1000 жителей.
Показатели естественного прироста населения рассчитываются как разность между рождаемостью и смертностью на 1000 человек.
В 1991 году: 12,1 – 11,4 = 0,7 чел. на 1000 жителей. В 1999 году: 8,4 – 14,7 = -6,3 чел. на 1000 жителей (естественная убыль). В 2010 году: 12,5 – 14,3 = -1,8 чел. на 1000 жителей (естественная убыль, но меньше, чем в 1999 году).
8.Используя рис. 191. определите, на сколько процентов миграционный прирост, увеличившийся в 2005 году, компенсировал численные потери населения.
Миграционный прирост в 2005 году компенсировал потери населения, что можно определить по рисунку 191. Для расчета необходимо сравнить численные потери с величиной миграционного прироста, чтобы выразить степень компенсации в процентах.
Проведите социологическое исследование в вашем классе в скольких семьях воспитывается один ребенок, два ребенка, больше двоих детей. Постройте по материалам исследования диаграмму.