Где больше чувствуется своеобразие России — в городах или в сельской местности? 1. Опираясь на своё знание географии, раскройте положение: «Каждой природной зоне соответствует свой тип сельской местности». 2. В каких районах России (кроме Московского региона) процесс распространения городского образа жизни в сельской местности будет проходить наиболее активно? Почему? 3. Какие черты урбанизации всё шире распространяются в сельской местности? Почему? 4. Предложите по аналогии с рисунком 219 возможные варианты использования сельской местности в зоне степей, в зоне тундры и в горах. 1. Составьте схему, отражающую проблемы нашей страны, связанные с географией населения. Покажите их тесную взаимосвязь. Решение какой из проблем, на ваш взгляд, требует первоочередного внимания? 2. Составьте географическое описание места, где вы проводите каникулы, по плану: природные условия, тип населённого пункта, численность и примерный состав жителей, их территориальная подвижность, преобладающий вид деятельности населения, традиции, интересные страницы исторического прошлого, современный облик населённого пункта. Подготовьте презентацию. 1. Как различается информация о населении России, полученная при чтении и анализе текста, графических материалов (графиков, диаграмм, схем), карт, фотографий? В чём достоинство каждого вида информации? Как они дополняют друг друга? 2. Какие знания первых двух разделов учебника оказались важными при характеристике населения России? Каких его особенностей? 3. Вновь прочитайте проблемные вопросы перед каждым параграфом. Какие из них вам показались наиболее интересными, злободневными? Обсудите их на обобщающих занятиях. 4. Выделите один из густонаселённых (I вариант) и малонаселённых (II вариант) районов страны. На основе имеющихся источников информации дайте комплексную характеристику населения данной территории. Как вы думаете, произойдут ли изменения в географии населения этого района в ближайшие десятилетия? 5. «Я иду по улице». Опишите один день жизни в своём городе, посёлке. Особое внимание уделите людям: что выражают лица встречных прохожих, как они одеты, что держат в руках, куда, по вашему мнению, держат путь. Опишите также улицу, по которой идёте, расскажите о погоде. 6. Составьте географическую характеристику себя самого и нескольких членов вашей семьи или знакомых. Укажите год и место рождения, родной язык, уровень образования, основное занятие, ежедневный маршрут, привычные маршруты в черте района и города, а также маршруты ежегодных более дальних поездок. Сравните эту информацию о разных людях и объясните полученные результаты. 7. Если бы вам в силу обстоятельств пришлось переехать на постоянное место жительства: а) из одного города в другой, но с той же людностью; б) из города в посёлок; в) из посёлка в город, — какие вопросы, связанные с изменением условий и образа жизни, могли бы вас заинтересовать?