Может ли страна, богатая поверхностными водами, страдать от недостатка чистой пресной воды?
Страна, обладающая изобилием поверхностных вод, все равно может столкнуться с проблемой дефицита чистой пресной воды из-за неправильного управления водными ресурсами, загрязнения и неравномерного распределения водных ресурсов.
1. К бассейнам каких океанов относятся наиболее крупные реки России?
Наиболее крупные реки России, такие как Волга, Обь, Лена, относятся к бассейнам Северного Ледовитого и Северного Ледовитого океанов. Эти реки сливают свои воды в Арктический океан.
2. Чем объяснить крайне неравномерное распределение речной сети по бассейнам?
Неравномерное распределение речной сети обусловлено географическими особенностями. Высокие горы, плоскогорья и другие факторы влияют на формирование водосборов и направление рек. Например, Северные реки имеют короткие и прямые русла из-за малого удаления от источников.
1. На примере Волги дайте определение речной системы.
Речная система, рассмотренная на примере Волги, включает саму Волгу, её притоки (Каму, Оку, и др.) и водотоки, образующие единое пространственное и функциональное образование.
2. Сопоставьте карту речной системы Волги с картой осадков и объясните большое количество притоков в верхнем и среднем течении и отсутствие их в нижнем.
Карта речной системы Волги сопоставляется с картой осадков для пояснения гидрологических особенностей. В верхнем и среднем течении реки притоков много из-за более сложного рельефа и обильных осадков. В нижнем течении притоков меньше из-за более плоского рельефа и уменьшения осадков в этом регионе.
1. Найдите и покажите на карте реки, о которых идёт речь в тексте параграфа. (Вы помните, что реки показывают по карте от истока к устью?)
2. Проанализируйте карту объёмов речного стока (см. рис. 71) и сравните обеспеченность водными ресурсами отдельных районов России.
3. Как будут различаться по своему режиму и расходу воды реки северного и южного стока на Восточно-Европейской равнине? Как различия сказываются на использовании рек в хозяйстве? Найдите и покажите эти реки на карте. Какие карты вам необходимы для ответа?
4. Можно ли судить о характере реки на всем её протяжении по показателю уклона реки? Приведите пример.
Уклон реки может служить индикатором её характера на протяжении. Например, крутой уклон может указывать на горную молодую реку.
5. Реки имеют возраст. Как вы думаете, какими особенностями строения речной долины будет отличаться молодая река от старой?
Молодая река, имея крутые берега и неразвитую долину, в отличие от старой, у которой медленное течение и пологие берега с развитой долиной.
6. Как речные системы в России влияют на расселение людей? Поясните свой ответ. Покажите эти реки на карте.
Речные системы влияют на расселение людей, предоставляя важные ресурсы. На карте можно показать реки, обеспечивающие водой различные районы.
7. Докажите, что река — это сложная природная система.
Река как сложная природная система включает исток, русло, устье, прибрежные зоны и водосборную площадь. Разберите, как эти компоненты взаимодействуют, и используйте примеры.