Может ли Россия считать себя страной, богатой полезными ископаемыми? 1. Назовите основные месторождения рудных полезных ископаемых на территории России. 2. Какими рудами богаты основные горные системы нашей страны? 3. Почему месторождения рудных полезных ископаемых иногда приурочены к платформенным областям? Приведите примеры таких месторождений. 1. Вспомните из курсов естествознания, биологии, географии, как образуются горючие полезные ископаемые. 2. Назовите крупнейшие месторождения горючих полезных ископаемых — нефти, природного газа, каменного и бурого угля, горючих сланцев — на территории России. Каковы особенности их географического положения? 3. Оцените размещение месторождений горючих полезных ископаемых с точки зрения возможности их разработки и использования. Почему некоторые месторождения относят к разряду перспективных? 1. Как вы думаете, какими особенностями тектонического строения и геологической истории можно объяснить разнообразие полезных ископаемых России? 2. Сформулируйте основные закономерности размещения полезных ископаемых нашей страны. 3. Сопоставив тектоническую (см. рис. 20, с. 58) и физическую карты, сравните европейскую и азиатскую части России по набору полезных ископаемых и оцените условия их добычи. 4. Сравните открытый и шахтный способы добычи полезных ископаемых. Каковы преимущества и недостатки каждого из них? 1. Объясните своими словами значение следующих понятий: платформа; подвижный складчатый пояс, нагорье, плоскогорье, покровное оледенение, месторождение, рекультивация. 2. Сформулируйте вывод, который бы начинался словами: «Итак, рельеф территории России характеризуется...» 3. Дайте характеристику рельефа и полезных ископаемых своей области (республики, края). Дайте оценку их влияния на разные стороны жизни и хозяйственной деятельности людей. 4. Рельеф и геологическое строение, так же как и климат, подчиняются закону зональности. Согласны ли вы с этим утверждением? Свои доводы аргументируйте. 5. Человека и его деятельность сравнивают с серьёзной геологической силой, влияющей на изменение рельефа Земли. Как вы думаете, всегда ли человека приравнивали к силам природы? Свой ответ аргументируйте. 6. Изучите карту природных районов России (см. рис. 14, с. 43), сопоставьте её с физической картой России. Какие особенности рельефа этих территорий стали основанием для выделения их в отдельные природные районы? Дайте обоснование на примере одного из них.