1. Объясните механизм нагревания воды в колбе, поставленной на огонь (см. рис. 18, а). 2. Объясните, как и почему происходит перемещение воздуха над нагретой лампой (см. рис. 18, б). 3. Какой вид теплопередачи называют конвекцией? 4. Почему конвекция невозможна в твёрдых телах? 5. Приведите примеры естественной и вынужденной конвекции в быту и технике. 1. В чём различие механизмов передачи энергии при теплопроводности и конвекции? 2. Почему жидкости и газы нагревают не сверху, а снизу? 3. Из курса географии вам известно о существовании бризов — ветров, возникающих около моря. Объясните, используя знания о тепловых явлениях, образование дневного и ночного бриза. УПРАЖНЕНИЕ 6 1. Почему радиаторы водяного отопления располагают под окнами? 2. В каком случае наполненная до краёв кастрюля с кипятком остынет быстрее: когда её поставили на лёд или когда лёд положили на крышку кастрюли? 3. Что остынет быстрее — стакан с компотом или стакан с киселём? Ответ обоснуйте. 4. Объясните действие тяги (см. рис. 20). Когда тяга лучше — зимой или летом? 5*. Будет ли гореть свеча на борту космического орбитального комплекса? ЗАДАНИЕ 6 Возьмите зажжённую свечу, откройте немного входную дверь так, чтобы получилась узкая щель. Помещайте свечу наверху, в середине высоты двери и внизу. Следите за направлением языков пламени. Сделайте вывод. Опыт проводите под наблюдением взрослых.