1. Каков механизм передачи энергии по металлическому стержню при его нагревании? 2. В чём состоит процесс теплопроводности? 3. Объясните плохую теплопроводность газов на основе МКТ. 4. Объясните опыт (см. рис. 15), показывающий, что различные вещества обладают разной теплопроводностью. Медь или сталь обладает лучшей теплопроводностью? 5. Приведите примеры применения веществ, имеющих хорошую и плохую теплопроводность. 1. Греет ли ватное одеяло? 2. Почему пористые материалы обладают плохой теплопроводностью? 3. Ножницы и карандаш, лежащие на столе, имеют одинаковую температуру. Почему же на ощупь ножницы кажутся холоднее? УПРАЖНЕНИЕ 5 1. Почему металлический чайник, стоящий на огне, брать рукой опасно, а горящую спичку можно держать, не обжигаясь? 2. Почему пустотелый кирпич обеспечивает лучшую теплоизоляцию, чем полнотелый? 3. При какой температуре и металл, и дерево будут казаться на ощупь одинаково нагретыми? 4*. Половина ледяной поверхности пруда была покрыта с начала зимы толстым слоем снега, а другая половина расчищена для катания на коньках. На какой половине пруда толщина льда больше? Возьмите две проволочки — стальную и медную или стальную и алюминиевую длиной по 5 см каждая. Отметьте время в секундах и осторожно введите одновременно обе проволочки на 1 см в один и тот же слой верхней части пламени свечи, держа проволочки за один конец двумя пальцами. Пальцы должны захватывать 1 см каждой проволочки. Когда пальцам на одной проволочке станет горячо, нужно выпустить её из рук и отметить время. Так же поступите и с другой проволочкой. Сравните результаты. Остудите обе проволочки в блюдце с холодной водой (или под краном), вытрите их насухо тряпочкой и повторите опыт, чтобы закрепить результат. Сделайте вывод. Заполните таблицу, используя материалы учебников физики и биологии, а также дополнительную литературу.