1. Что называют смачиванием? 2. Приведите примеры смачивания и несмачивания водой различных поверхностей. Объясните явления на основе МКТ. 3. Какие явления называют капиллярными? 4. От чего зависит высота подъёма жидкости в капилляре?
1. Что нужно сделать, чтобы можно было носить воду в решете?
2. Для того чтобы обувь дольше носилась, рекомендуют обрабатывать её различными специальными кремами и спреями. Объясните, что при этом происходит.
УПРАЖНЕНИЕ 1
1. Перед покраской поверхность металла тщательно обезжиривают. Для чего это делают?
2. Если ткань пропитана маслом, то она перестаёт пропускать воду. С чем это связано?
3. Объясните смысл поговорки «Как с гуся вода». Какое физическое явление лежит в её основе?
4. На сыром грунте следы от шагов намокают. Почему это происходит?
ЗАДАНИЕ 2
1. Возьмите две небольшие прямоугольные стеклянные пластины. Вымойте их и хорошо вытрите. Плотно прижмите пластины друг к другу. Разъедините их.
Теперь проделайте опыт с влажными пластинами. В каком случае разъединить пластины было легче? Почему?
2. Возьмите полоску плотной бумаги шириной 2—3 см. Сделайте на ней подсолнечным маслом простой рисунок, например квадрат, круг, треугольник. Опустите бумагу с рисунком в воду, окрашенную гуашью или акварельной краской.
Выньте бумагу с рисунком из раствора, встряхните её и посмотрите на получившийся рисунок. Можно ли наблюдаемое явление использовать? Для чего?
3. Небольшой участок тыльной стороны кисти руки смажьте вазелином или жирным кремом. С помощью пипетки капните на руку по одной капле воды на смазанную поверхность и на несмазанную. Рассмотрите форму капель и сделайте вывод.