1. На что расходуется энергия топлива при плавлении нагретого до температуры плавления кристаллического тела? 2. Что показывает удельная теплота плавления? 3. Какова единица удельной теплоты плавления? 4. Как рассчитать количество теплоты, необходимое для плавления тела или выделившееся при кристаллизации тела, взятого при температуре плавления?
1. Чтобы лёд в тёплой комнате быстрее растаял, мальчик укутал его ватой. Правильно ли он поступил?
2. Что будет дольше плавиться — лёд или сталь, взятые при температуре плавления, если их массы и количества теплоты, подводимые в единицу времени, одинаковы?
3. Как изменилась бы ситуация с весенними паводками, если бы удельная теплота плавления льда стала бы такой же, как у свинца?
УПРАЖНЕНИЕ 14
1. Лёд внесли с улицы в подвал, температура воздуха в котором О °C. Будет ли таять лёд в подвале?
2. В стакане находятся одинаковые массы воды и льда при температуре О °C. Обладает ли лёд внутренней энергией? Одинакова ли внутренняя энергия воды и льда?
3. Замёрзнет ли вся вода массой 100 г, предварительно охлаждённая до температуры 0 °C, если она передаст окружающим телам количество теплоты 35 кДж?
4. Алюминиевая и стальная детали массой 1 кг каждая нагреты до их температур плавления. Для плавления какой детали потребуется больше энергии? Во сколько раз?
5. На сколько возрастёт внутренняя энергия куска олова массой 200 г, взятого при температуре 232 °C, если его полностью расплавить?
6. При ювелирных работах необходимо плавить серебро. Рассчитайте количество теплоты, которое выделится при охлаждении и кристаллизации предварительно расплавленного серебра, взятого при температуре 1000 °C. Масса серебра 100 г.
7*. Определите количество теплоты, которое потребуется для обращения в воду льда массой 3 кг, взятого при 0 °C. Проведите расчёты для случаев: а) потерями энергии пренебречь; б) потери энергии составляют 20%. Почему результаты различаются?
8*. Используя графики, приведённые на рисунке 33, определите, у какого вещества удельная теплота плавления больше и во сколько раз.
10
1. Придумайте несколько задач, используя данные таблиц 3 и 4. Обменяйтесь с товарищем условиями задач и решите их.
2. Возьмите кусочек олова и расплющите его молотком до толщины бумаги. Проткните полученную пластинку спицей и поместите в пламя свечи. Расплавьте пластинку. Опыты проводите в присутствии взрослых.
Возможно ли в пламени свечи (температура 600—1300 °C) расплавить свинец; железо?