1. Как возникли врождённые формы поведения?
2. Почему в детстве люди легко овладевают языком?
3. Чем рассудочная деятельность отличается от условно — рефлекторной?
4. Почему в ходе выработки навыка временно ухудшаются результаты?
Вопросы к параграфу
1. Какие формы поведения могут быть отнесены к врождённым, а какие — к приобретённым?
2. Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков?
3. Что такое инстинкт?
4. Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?
5. Объясните, почему условные рефлексы получили такое название.
Задания
1. Примером динамического стереотипа может быть письмо и чтение. Нередко мы пишем под диктовку, пропуская звуки, которые слышатся, но не пишутся, либо проставляя те, что не слышатся, но пишутся. Вспомните, как вырабатывался у нас этот динамический стереотип.
2. Обобщите изученный материал о безусловных и условных рефлексах. Выберите критерии сравнения. Составьте и заполните таблицу «Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов».
3. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, подготовьте сообщение или презентацию о работе австрийского учёного Конрада Лоренца.
4. Опираясь на знания, полученные из предыдущих курсов биологии, предположите, для представителей каких групп животных условные рефлексы имеют наибольшее значение.