1. В каких экологических условиях развивались предки людей?
Предки человека развивались в разнообразных экологических условиях, включая открытые саванны, леса и степи. Периоды изменения климата, такие как ледниковые и межледниковые эпохи, также играли важную роль.
2. Как эти условия повлияли на формирование вида Человек разумный?
Эти условия способствовали развитию прямохождения, улучшению терморегуляции, а также развитию больших и сложных мозговых структур, необходимых для сложных социальных взаимодействий и выживания в изменчивой среде. Прямохождение освободило руки для использования орудий и создало предрасположенность к улучшению когнитивных способностей.
Вопросы к параграфу
1. Что является источником информации для изучения эволюции человека?
Основные источники включают палеонтологические находки (ископаемые остатки), археологические находки (инструменты и орудия труда), антропологические исследования (анализ костей и черепов), а также генетические данные.
2. Как вы считаете, почему о степени развития речи можно судить по подбородочному выступу и степени выраженности лобных и височных долей мозга?
Подбородочный выступ и развитие лобных и височных долей мозга связаны с эволюцией речевого аппарата и когнитивных функций. Развитие подбородочного выступа связано с изменениями в челюстно-лицевой анатомии, которые были необходимы для произнесения сложных звуков. Лобные и височные доли мозга, отвечающие за речь и слух, также показывают, насколько развиты когнитивные способности для обработки речи.
3. Какие черты неандертальцев свидетельствуют об их более высокой организации по сравнению с питекантропами?
Неандертальцы имели более крупные мозги и более сложные инструменты. Их черепа также имели выраженные надбровные дуги и более развитую лобную часть по сравнению с питекантропами. Они использовали более разнообразные и сложные орудия труда и, вероятно, имели более сложное социальное поведение.
4. Как совершенствовалось изготовление и использование орудий на разных стадиях исторического развития человека?
В разные эпохи происходило улучшение в изготовлении орудий: от простых каменных чопперов и орудий ранних гоминид до сложных каменных и металлических инструментов поздних периодов. Время от времени появлялись новые техники обработки камня, а позже и металлов, что улучшало функциональность инструментов и расширяло их использование.
5. Какое значение для общества имел переход от присваивающего хозяйства к производящему?
Переход к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство) привел к стабильному источнику пищи, что позволило людям оседло жить в одном месте, развивать сложные социальные структуры и создавать более крупные поселения и цивилизации. Это способствовало развитию технологий, науки, торговли и социальной стратификации.
Задания
1. Сравните и оформите в виде таблицы особенности строения и образа жизни древнейшего, древнего и современного человека.
Период Строение тела и черепа Образ жизни Древнейший человек Узкие бедра, прямохождение, небольшой мозг Охота и собирательство, простые орудия Древний человек Более крупный мозг, развитие речи, улучшенные инструменты Охота, рыболовство, оседлое проживание Современный человек Более крупный и сложный мозг, выраженные лобные доли Сельское и городское хозяйство, развитые технологии