menu


ГДЗ по ОБЖ 7 класс Воробьева § 16. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ ОТ ОПАСНЫХ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ




1.  Что такое обвал, оползень и сель? К каким опасным при­родным явлениям они относятся?

Обвал, оползень и сель — это опасные природные явления, связанные с движением горных пород и грунта. Они относятся к геологическим процессам, которые могут представлять угрозу для людей, зданий и инфраструктуры.

2.  В каких условиях может произойти обвал горной породы? Приведите пример реальной ситуации.

Обвал — это внезапное падение больших масс горных пород с крутых склонов или обрывов. Он происходит из-за подмыва основания, землетрясений или резких перепадов температуры, которые вызывают разрушение горных пород.
Пример: в 2002 году в Киргизии произошёл крупный обвал горных пород в горах Тянь-Шаня, разрушивший несколько домов.

3.  В каких условиях случается оползень? Приведите пример реальной ситуации.

Оползень — это медленное или быстрое смещение грунта вниз по склону из-за размягчения пород водой, землетрясений или вырубки лесов.
Пример: в 2013 году в Сочи произошёл крупный оползень, вызванный ливнями, который разрушил часть дороги.

4.   В каких условиях возникает сель? Приведите пример реальной ситуации.

Сель — это грязекаменный поток, который образуется при сильных дождях, таянии снега или землетрясениях, когда вода несёт за собой глину, камни и песок.
Пример: в 2017 году в Балкарии сошёл сель, который перекрыл автомобильную трассу и затопил несколько сёл.

5.  Как можно классифицировать обвалы, оползни и сели?

Обвалы классифицируют по размеру упавшей массы (мелкие, средние, крупные). Оползни бывают медленными и быстрыми. Сели делят по составу: грязевые, грязекаменные и водокаменные.

6.  Что способствует развитию оползней? Обвалов? Селей?

Развитие оползней происходит из-за размягчения грунта водой (дождями, подземными водами), вырубки лесов, строительства дорог и зданий на склонах, а также землетрясений.

Обвалы чаще всего вызваны подмывом основания горных пород реками, морями, землетрясениями, резкими перепадами температуры, а также выветриванием скальных пород.

Сели развиваются при обильных ливнях, таянии снега, вулканической активности или землетрясениях, когда огромные массы грязи и камней срываются с гор и двигаются вниз.

7.  Какие опасные геологические явления могут возникнуть в районе, где вы живёте?

В зависимости от географического положения в районе проживания могут возникнуть оползни (в горных или холмистых районах), обвалы (вблизи скальных обрывов), сели (в районах горных рек) или землетрясения.

8.  Что является главным поражающим фактором при обвале, оползне и селе?

Главный поражающий фактор при обвале — падение камней и горных пород. При оползне — движение грунта, разрушающее здания и дороги. При селе — мощный поток грязи, воды и камней, сметающий всё на своём пути.

9.  Какими будут ваши действия при получении информации о том, что: а) в ближайшие дни место вашего проживания будет находится в зоне прохождения оползня; б) в результате мощного ливня в верховьях горной реки через 30 минут в районе, где вы находитесь, предполагается прохождение грязекаменного потока.

Если прогнозируют оползень, нужно немедленно покинуть опасную зону, заранее собрав документы, деньги и необходимые вещи. Уходить лучше в безопасное место на возвышенности.

Если прогнозируют сель и до его прихода остаётся 30 минут, нужно срочно покинуть русло реки, подняться как можно выше на склон или безопасную возвышенность. Если это невозможно, найти укрытие в прочном здании и дождаться конца опасности.

1.  Используя школьный географический атлас и контурные карты, нанесите на контурную карту России а) селеопасные районы и б) районы наиболее частого возникновения ополз­ней и обвалов.

На контурной карте России селеопасные районы следует отметить в горных районах Северного Кавказа, Алтая, Саян, Тувы и Дальнего Востока. Районы частых оползней и обвалов находятся на Кавказе, на Урале, в предгорьях Алтая и Восточной Сибири.

2.  Составьте правила поведения туриста в горных районах, где возможны оползни, сели и обвалы. Запишите их в тет­радь или в свой словарь по ОБЖ. При составлении правил вспомните из курса ОБЖ 6 класса материал «Правила выжи­вания в природных условиях».

Правила поведения туриста в горах при угрозе оползней, селевых потоков и обвалов:
— Перед походом изучить карту опасных зон и прогноз погоды.
— Избегать ночёвки и длительных остановок в руслах горных рек и у подножий крутых склонов.
— В случае сильного дождя или землетрясения быстро покинуть возможную зону схода оползня или селя.
— Если начался сель, подниматься на возвышенность как можно быстрее.
— Не идти по краю обрыва, избегать нестабильных каменных участков.

3.    Найдите и прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Обвал». Какие два опасных явления описал поэт в своём сти­хотворении? Узнайте историю создания этого стихотворения.

В стихотворении А. С. Пушкина «Обвал» описаны два опасных природных явления — горный обвал и наводнение.

Сначала огромная масса камней и снега срывается с гор, падает вниз с тяжким грохотом и перекрывает русло реки Терек. Это обвал — разрушение горных пород, характерное для горных регионов. В результате стремительный поток воды оказывается запертым, и река на время стихает.

Но затем из-за накопления воды естественная дамба из камней и снега не выдерживает, и Терек с новой силой прорывает завал. Это приводит к наводнению — река выходит из берегов, затапливая окрестности.

В финале стихотворения автор показывает, что со временем природа изменяется: там, где раньше проходили люди, теперь гуляет только ветер (Эол — древнегреческий бог ветра).

4. Посмотрите на рисунки и объясните последовательность действий при поступлении сообщения о возможности схода селя и решении об эвакуации населения.

Получив сообщение об опасности, срочно покинуть зону возможного бедствия.
Переместиться на возвышенность или в безопасное место.
Если эвакуация невозможна, найти прочное укрытие.
Ожидать инструкций от спасателей, не пытаться пересекать потоки воды и грязи.

5.  Найдите информацию о лавинах и ответьте на вопросы.

—  Что такое лавина? К какой группе опасных природных явлений она относится?

—  В каких природных условиях возможно это опасное при­родное явление?

—  Какие существуют способы защиты от лавин?

Лавина — это быстрое движение массы снега по склону под действием силы тяжести. Она относится к опасным природным явлениям, характерным для горных регионов. Лавины могут быть вызваны как природными факторами (снегопады, резкие перепады температур, ветер), так и человеческой деятельностью (например, вырубка лесов или занятия зимними видами спорта). 

Сход лавин возможен при определённых природных условиях:

Склоны с крутизной от 30 до 45 градусов.

Накопление значительных масс снега.

Резкие изменения температуры или обильные осадки.

Для защиты от лавин применяются различные методы:

Постоянные меры: строительство прочных заграждений и опорных конструкций в местах возможного начала лавин, установка разделительных или тормозящих барьеров на пути их движения. 

Временные меры: контролируемый спуск лавин путём взрывных работ для предотвращения неконтролируемого схода.

6.   Подготовьте сообщение о катастрофическом селе, проис­шедшем на нашей планете, в том числе и России, в последние годы. Какие службы и организации принимали участие в вос­становительных работах и оказании помощи пострадавшим?

Примером катастрофического селя является событие, произошедшее 1 сентября 2017 года в Кабардино-Балкарии. Мощный сель сошёл со склонов ущелья Адыл-Су, в результате чего были отрезаны 27 туристических баз, пострадали дороги и инфраструктура. В ликвидации последствий участвовали спасательные службы, проводившие эвакуацию людей и восстановительные работы. 

В России за восстановление после таких катастроф отвечают различные службы и организации, включая МЧС России, региональные спасательные отряды и другие специализированные подразделения. Они занимаются эвакуацией пострадавших, расчисткой завалов, восстановлением инфраструктуры и оказанием медицинской помощи.






ГДЗ по ОБЖ 7 класс учебник Воробьева Параграф 16

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):