1. Расскажите о порядке действий при за6лаговремеином оповещении о землетрясении.
Убедитесь, что у вас есть необходимые запасы продуктов, воды и медикаментов на случай землетрясения. Подготовьте "набор выживания", включая фонарик, батарейки, аптечку и другие необходимые предметы. Проверьте и укрепите элементы вашего дома или квартиры, которые могут быть уязвимыми во время землетрясения. Создайте семейный план эвакуации и обсудите его с членами семьи, чтобы знать, как действовать в случае эвакуации. Следите за сообщениями о землетрясении от местных властей и соблюдайте их инструкции.
2. Расскажите, каковы правила поведения для людей, оказавшихся в завале.
Не паникуйте. Постарайтесь сохранять спокойствие. Попытайтесь позвонить по мобильному телефону или другому средству связи, чтобы дать знать о своем местонахождении и потребности в помощи. Если есть возможность, оставайтесь в контакте с внешним миром через мобильный телефон или радио, чтобы получать информацию и инструкции. Сохраняйте тепло и пытайтесь делать максимум движений, чтобы не замерзнуть. Попробуйте создать звуковые сигналы, чтобы привлечь внимание спасателей. Оставайтесь на месте, если не уверены в безопасности движения или если не уверены, где находитесь.
3. Расскажите о правилах поведения после землетрясения.
Проверьте себя и окружающих на наличие травм и окажите первую помощь при необходимости. Проведите осмотр вашего дома или квартиры, чтобы убедиться, что нет утечек газа, повреждений электропроводки или других опасных ситуаций. Если возникла необходимость, отключите газ, электричество и воду в соответствии с ранее подготовленной схемой. Следуйте инструкциям местных властей и спасательных служб. Если дом или здание повреждены, оставайтесь на безопасном расстоянии и ожидайте проверки на безопасность здания специалистами. Слушайте радио или другие источники информации, чтобы быть в курсе ситуации и получать актуальные указания.
4. Выясните, возможно ли в вашей местности землетрясение и какой силы.
Нет, в нашей местности землетрясения невозможны.
5. Определите в классе, школе места, наиболее безопасные при землетрясении.
Наиболее безопасные места в классе или школе в случае землетрясения включают укрепленные столы или парты, а также открытые пространства, где нет подвесных потолков, крупных предметов или острых углов, которые могут упасть. Ученики должны знать, куда идти для укрытия и как правильно действовать.
6. Составьте план опасных (где возможно падение мебели и тяжёлых предметов) и относительно безопасных мест в квартире (доме) на случай землетрясения.
Под столом или другими укрепленными предметами. Удаленные от больших стеклянных окон, зеркал и подвесных предметов. В дверных проемах или внутри дверей, если нет других безопасных мест. В открытых пространствах, если вы находитесь вне здания.
7. Попросите родителей научить вас отключать электричество, газ, воду. Нарисуйте схему расположения мест отключения электричества, газа, воды в вашей квартире.
8. Попросите родителей собрать в известном для всей семьи месте электрический фонарик, транзисторный приёмник с запасными батарейками, огнетушитель, аптечку, документы, а в холодное время - также спальные мешки или одеяла.
9. Разработайте план поведения на случай, если землетрясение произойдёт днём, когда родители будут на работе, а вы дома.
ЗАДАНИЕ 1. Предположим, что в вашем городе (поселке) случилось землетрясение. Разрушено много домов. Ваш дом (панельный) устоял, но получил серьёзные повреждения: кое-где обрушились этажи, лестничные марши, выпали стёкла. Ваша квартира находится на третьем этаже. Начинается дождь, темнеет. Вдали виднеется сарай. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность.
1. Зайти в дом и переночевать, ведь квартира цела.
2. Зайти в дом, чтобы взять плащ и тёплые вещи.
3. Пойти к виднеющемуся вдали сараю и укрыться от дождя там.
4. Пойти поискать знакомых, чтобы у них переночевать.
5. Развести у дома костёр из разбитой мебели и деревянных обломков.
6. Поискать деревянные обломки и из них развести костёр, если нет запаха газа.
3, 6.
ЗАДАНИЕ 2. Предположим, что во время землетрясения вы не успели эвакуироваться из квартиры, которая расположена на втором этаже пятиэтажного дома. Здание получило серьёзные повреждения, частично разрушено. Вы попали иод завал, и вам придавило ногу упавшей конструкцией. Ногу вы освободили, шевелить пальцами и ступнёй ноги можете. В помещении есть немного свободного пространства. Выход из помещения заблокирован упавшими конструкциями. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность.
1. Кричать, звать на помощь, стучать металлическим предметом по трубам, плитам.
2. Разгребать завал в сторону выхода из помещения.
3. Оказать себе посильную помощь, растирая придавленную ногу.
4. Попробовать подойти коконному проёму.
5. Постараться установить над собой подпорки под конструкции.
6. Найдя спички, попытаться развести небольшой костёр, чтобы согреться и осмотреться вокруг.
7. Постараться найти тёплые вещи или одеяло и надеть их на себя.
3, 7, 6
ЗАДАНИЕ 3. Выберите из перечисленных мест те, что наиболее безопасны для укрытия в здании (помещении) при землетрясении. Объясните, почему эти места считают наиболее безопасными.
1. Места внутри шкафов, комодов, гардеробов.
2. Места под прочно закреплёнными столами и рядом с кроватями.
3. Места у колонн.
4. Места под подоконниками.
5. Углы, образованные внутренними перегородками.
6. Вентиляционные шахты и короба.
7. Проёмы в капитальных внутренних стенах.
8. Балконы и лоджии.
9. Углы, образованные капитальными внутренними стенами.
10. Места внутри кладовок и встроенных шкафов.
11. Дверные проемы.
2, 3, 7, 9, 11