menu


ГДЗ по обществознанию 7 класс Сорвин § 4. Свобода и ответственность человека




Что такое свобода человека и как она регулируется обществом?

Свобода человека — это способность действовать и принимать решения самостоятельно, без принуждения, но в рамках ответственности перед обществом и его нормами. Она регулируется через законы, моральные и этические нормы, социальные институты, которые устанавливают границы поведения ради общего блага.

Почему существование свободы противоречит гипотезе об атомах, движу­щихся всегда по определённым законам? Причём здесь человек?

Свобода противоречит гипотезе об атомах, движущихся по законам физики, потому что движение атомов механистично и предсказуемо, тогда как свобода предполагает возможность выбора и неопределённость. Человек важен в этом контексте, так как он может принимать осознанные решения, которые выходят за пределы чисто механического детерминизма.

1. Назовите важнейшие особенности свободного существа.

Свободное существо отличается осознанностью своих действий, способностью к самоопределению и к моральной ответственности. Это предполагает наличие воли и разума, позволяющих принимать решения, опираясь не только на инстинкты или внешние силы, но и на внутренние ценности.

2. Почему вину или заслугу можно вменить только существу, которое счи­тается свободным?

Вина или заслуга вменяются только свободному существу, так как оно обладает способностью выбирать свой путь. Если существо не свободно, его действия можно считать лишь следствием обстоятельств, а не осознанным выбором.

1. В чём состоит парадокс совести, её загадка?

Парадокс совести заключается в том, что она одновременно диктует человеку, что правильно, и заставляет его осознавать свою ответственность за отклонение от этого идеала. Зачастую совесть может противоречить собственным интересам или даже законам общества, создавая внутренний конфликт между моральным долгом и внешними обстоятельствами.

2. Какие сложности возникают при этической оценке поступков?

Этическая оценка поступков сложна, потому что она зависит от множества факторов: намерений, последствий, контекста, в котором совершён поступок. Порой трудно объективно определить, что было правильным, особенно если один и тот же поступок может иметь разные последствия для разных людей.

Что значит быть героем? Какие поступки совершали или совершают эти люди? Почему каждый народ и каждая эпоха должны иметь своих героев? Можем ли мы утверждать, что герой не всегда является конкретным человеком? Приведите примеры.

Быть героем — значит совершать поступки, которые превосходят обычные ожидания и вносят вклад в благо общества или человечества. Герои могут рисковать своей жизнью ради других, бороться за справедливость, жертвовать своими интересами. Каждый народ и эпоха нуждаются в своих героях, потому что они вдохновляют людей на высокие поступки и укрепляют нравственные идеалы. Герой не всегда является конкретным человеком; иногда это может быть символ, образ или группа людей, как, например, участники национальных движений. Героями могут быть не только военные или политические лидеры, но и те, кто продвигает культурные, научные и моральные достижения.

Сталкивался ли ты в своей жизни с подобными примерами? Если «ярлык нарушителя» был навешан несправедливо, снимает ли это с человека моральную ответственность за свои поступки? Почему?

1. Что такое социальные санкции? Назовите основные их виды.

Социальные санкции представляют собой реакции общества на поведение индивидов или групп. Они могут быть положительными, поощряя желаемое поведение, или отрицательными, осуждая нежелательное. Основные виды социальных санкций включают формальные (наказания, установленные законами, такие как штрафы или тюремные сроки) и неформальные (социальное осуждение, порицание, одобрение).

2. Почему для существования общества недостаточно только формальных норм и формальных санкций?

Для существования общества недостаточно только формальных норм и санкций, поскольку важную роль играют также неформальные нормы, основанные на моральных и этических ценностях. Эти неформальные элементы способствуют поддержанию социальной сплоченности и согласия, а формальные нормы иногда могут не отражать реальных ценностей и убеждений общества.

1. Дайте ответ но главный вопрос урока Посредством каких механизмов общество регулирует свободное поведение человека?

2. Как связана моральная оценка поступка и социальные санкции? Что чему предшествует? Могут ли санкции стать прямым следствием самооценки человека?

Моральная оценка поступка и социальные санкции взаимосвязаны. Обычно моральная оценка предшествует санкциям: общество осуждает или одобряет поступок, а затем применяет соответствующие санкции. Однако санкции могут также влиять на самооценку человека, и в некоторых случаях человек может испытывать чувство вины или стыда, что может привести к изменению его поведения.

3. Как изменится жизнь человека, если ученые вдруг докажут, что свободы в мире не существует и действия всех людей предопределены?

Если бы ученые доказали, что свободы в мире не существует и все действия предопределены, жизнь человека могла бы кардинально измениться. Это могло бы привести к переосмыслению моральных норм, ответственности и мотивации. Люди могли бы начать воспринимать свои действия как следствие внешних факторов, а не собственного выбора, что могло бы снизить уровень личной ответственности и, возможно, вызвать кризис в системе моральных ценностей.

4. Опираясь на свои знания истории приведите примеры социальных санкций в непохожих друг на друга обществах на разных этапах эволюции человечества.

Примеры социальных санкций можно найти в разных исторических контекстах. В Древнем Риме, например, социальные санкции могли принимать форму изгнания или потери гражданских прав за преступления. В средневековой Европе осуждение церкви могло быть серьезной социальной санкцией, которая приводила к исключению из общества. В советском обществе социальные санкции могли включать трудовые лагеря или репрессии за инакомыслие.

5. Найдите в Интернете ответы на следующие вопросы: «Какие государственные награды существуют сегодня в нашей стреме? Какая из них самая высокая? За какие достижения и кому (хотя бы несколько примеров) она была вручена?»

Вспомните из курса истории, какие нормы и ценности существовали в разных типах государств Древности и Средневековья. С какими историческими событиями и процессами связаны изменения в системе норм и ценностей человечества?

Исторические нормы и ценности варьировались в зависимости от политических, культурных и экономических условий различных эпох. В Древности, например, в античных полисах, таких как Афины и Рим, ключевыми ценностями были демократия, гражданская ответственность, вера в силу закона и общественный долг. С изменением эпохи, с падением Римской империи и переходом к Средневековью, появились новые ценности, связанные с феодальной и религиозной системой, такие как верность своему господину, защита веры, смирение и подчинение церкви. Переломные исторические события, как, например, Крестовые походы, Возрождение или Просвещение, существенно изменяли систему норм, приводя к новым мировоззрениям и ценностям.

1. Известный отечественный педагог О. Е. Лебедев утверждает: «Ценности есть фабрика мотивов». Как вы понимаете значение этого выражения? Каким образом ценности могут оказать влияние на мо­тивы человека?

Фраза Лебедева, что «ценности есть фабрика мотивов», означает, что наши внутренние ориентиры, убеждения и приоритеты формируют наши желания и стремления. Если человек ценит справедливость, его действия будут направлены на восстановление или сохранение справедливости. Если кто-то считает важным материальный успех, его мотивы будут связаны с обогащением или карьерным ростом.

2. Внимательно посмотрите на картину художника Эдварда Ламсона Генри, попробуйте составить текст, который бы описывал нра­вы, царившие в описываемую историческую эпоху.

3. В чём разница между обычаем и традицией? Как вы думаете, каким образом возникли традиции в обществе?

Обычай — это повторяющийся образ действий, принятый в обществе, который носит обязательный характер и существует долгое время, например, традиция празднования определённых событий. Традиция, в отличие от обычая, является более устойчивым элементом культуры, связана с более глубоким историческим и культурным контекстом. Например, традиции Нового года или Рождества имеют многовековые корни. Традиции возникли как результат передачи культурного опыта от одного поколения к другому.

4. Какое значение имеет понятие «этика»? Приведите примеры этических норм. Меняются ли этические нормы с течением времени?

Этика — это философское понятие, которое описывает принципы и нормы поведения, регулирующие отношения между людьми. Например, правила уважения к окружающим, честность в делах и действиях. Эти нормы меняются со временем. В разные исторические эпохи существовали разные стандарты, что было допустимо в средневековом обществе, может считаться аморальным в наши дни.

5. Какой выбор называется моральным? Приведите примеры мо­ральных дилемм. Назовите художественные фильмы или произведе­ния литературы, где герои сталкиваются с ситуацией морального вы­бора.

Моральный выбор — это выбор, основанный на понимании добра и зла, правильного и неправильного. Примеры моральных дилемм можно найти в таких произведениях, как «Преступление и наказание» Достоевского, где главный герой Родиона Раскольникова борется с внутренним чувством справедливости, или в фильме «Список Шиндлера», где главный герой сталкивается с вопросом спасения человеческих жизней ценой собственного благополучия.

6. Познакомьтесь с данными диаграммы «Что включает в себя понятие патриотизм?», составленной на основе опроса, проведён­ного среди российских подростков.

Патриотизм включает в себя не только любовь к родине, но и готовность защищать её, участвовать в её развитии и сохранять культурное наследие.

7. Объясните понятия этическая оценка и этическая само­оценка. Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых мы сталкиваемся с этими понятиями.

Этическая оценка — это оценка действий или поступков с точки зрения моральных норм, а этическая самооценка — это способность человека оценить свои собственные поступки, соответствуют ли они его внутренним убеждениям. Например, когда человек помогает кому-то, он может оценить свои действия как добродетельные.

8. Что такое нравственный человек? Приведите примеры нрав­ственных и безнравственных поступков.

Нравственный человек — это человек, который действует в соответствии с моральными принципами, такими как справедливость, честность и сострадание. Примером нравственного поступка можно назвать помощь нуждающемуся, а безнравственного — обман или предательство.

9. Как относятся к обычаям в странах Запада и Востока? Вос­пользуйтесь дополнительными источниками информации и опреде­лите, какие обычаи сохраняются, а какие постепенно теряют своё значение.

Западные и восточные общества по-разному относятся к обычаям. На Западе обычаи постепенно трансформируются и часто теряют значение, уступая место индивидуализму. На Востоке многие обычаи сохраняются дольше, такие как семейные и религиозные обряды, подчёркивающие коллективизм и уважение к старшим. Однако и там, как и на Западе, традиции начинают изменяться под влиянием глобализации.






ГДЗ по обществознанию 7 класс учебник Сорвин Параграф 4

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):