Что такое свобода человека и как она регулируется обществом? Почему существование свободы противоречит гипотезе об атомах, движущихся всегда по определённым законам? Причём здесь человек? 1. Назовите важнейшие особенности свободного существа. 2. Почему вину или заслугу можно вменить только существу, которое считается свободным? 1. В чём состоит парадокс совести, её загадка? 2. Какие сложности возникают при этической оценке поступков? Что значит быть героем? Какие поступки совершали или совершают эти люди? Почему каждый народ и каждая эпоха должны иметь своих героев? Можем ли мы утверждать, что герой не всегда является конкретным человеком? Приведите примеры. Сталкивался ли ты в своей жизни с подобными примерами? Если «ярлык нарушителя» был навешан несправедливо, снимает ли это с человека моральную ответственность за свои поступки? Почему? 1. Что такое социальные санкции? Назовите основные их виды. 2. Почему для существования общества недостаточно только формальных норм и формальных санкций? 1. Дайте ответ но главный вопрос урока Посредством каких механизмов общество регулирует свободное поведение человека? 2. Как связана моральная оценка поступка и социальные санкции? Что чему предшествует? Могут ли санкции стать прямым следствием самооценки человека? 3. Как изменится жизнь человека, если ученые вдруг докажут, что свободы в мире не существует и действия всех людей предопределены? 4. Опираясь на свои знания истории приведите примеры социальных санкций в непохожих друг на друга обществах на разных этапах эволюции человечества. 5. Найдите в Интернете ответы на следующие вопросы: «Какие государственные награды существуют сегодня в нашей стреме? Какая из них самая высокая? За какие достижения и кому (хотя бы несколько примеров) она была вручена?» Вспомните из курса истории, какие нормы и ценности существовали в разных типах государств Древности и Средневековья. С какими историческими событиями и процессами связаны изменения в системе норм и ценностей человечества? 1. Известный отечественный педагог О. Е. Лебедев утверждает: «Ценности есть фабрика мотивов». Как вы понимаете значение этого выражения? Каким образом ценности могут оказать влияние на мотивы человека? 2. Внимательно посмотрите на картину художника Эдварда Ламсона Генри, попробуйте составить текст, который бы описывал нравы, царившие в описываемую историческую эпоху. 3. В чём разница между обычаем и традицией? Как вы думаете, каким образом возникли традиции в обществе? 4. Какое значение имеет понятие «этика»? Приведите примеры этических норм. Меняются ли этические нормы с течением времени? 5. Какой выбор называется моральным? Приведите примеры моральных дилемм. Назовите художественные фильмы или произведения литературы, где герои сталкиваются с ситуацией морального выбора. 6. Познакомьтесь с данными диаграммы «Что включает в себя понятие патриотизм?», составленной на основе опроса, проведённого среди российских подростков. 7. Объясните понятия этическая оценка и этическая самооценка. Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых мы сталкиваемся с этими понятиями. 8. Что такое нравственный человек? Приведите примеры нравственных и безнравственных поступков. 9. Как относятся к обычаям в странах Запада и Востока? Воспользуйтесь дополнительными источниками информации и определите, какие обычаи сохраняются, а какие постепенно теряют своё значение.