Какими бывают и как устроены неформальные регуляторы поведения человека?
Неформальные регуляторы поведения человека включают нормы, обычаи, традиции, мораль и нравственность. Они не зафиксированы в законах, но оказывают сильное влияние на поведение людей в обществе. Эти регуляторы формируются через воспитание, культуру и обычаи, передаваемые из поколения в поколение. Моральные нормы, например, указывают на то, что является "хорошим" или "плохим" в обществе, а традиции и обычаи поддерживают культурную преемственность.
1. Опираясь на свои знания истории, вспомните, как складывались отношения между европейскими колонизаторами и коренными жителями Америки? Какую роль здесь сыграло различие в нравах?
Отношения между европейскими колонизаторами и коренными жителями Америки были сложными и часто конфликтными. Европейцы, обладая более развитым оружием и стремясь к территориальному расширению, часто подавляли местное население и захватывали их земли. Однако разница в нравах сыграла важную роль: многие коренные народы жили в гармонии с природой и имели другие представления о собственности, что не укладывалось в европейские концепции. Эти различия часто приводили к недопониманию и насилию, что усиливало напряжение между двумя цивилизациями.
2. Какие художественные произведения и кинофильмы, повествующие о храбрости и высокой нравственности индейцев и других народов Нового Света, вам известны?
Среди произведений, повествующих о храбрости и высокой нравственности индейцев, можно назвать книги Джеймса Фенимора Купера, особенно его роман «Последний из могикан», а также фильм «Танцующий с волками» (1990), который раскрывает жизнь и мировоззрение коренных жителей Америки. В этих произведениях индейцы изображены как благородные и сильные духом народы, сопротивляющиеся вторжению колонизаторов.
1. Что есть общего между нравами и социальными нормами? В чём состоит их основное отличие?
Нравы и социальные нормы схожи тем, что они регулируют поведение людей в обществе. Оба феномена формируют ожидания о том, что является приемлемым или неприемлемым поведением. Основное отличие в том, что нравы более связаны с моралью и внутренними убеждениями человека, а социальные нормы чаще носят внешне контролируемый характер и могут быть подкреплены санкциями общества.
2. Почему человеку свойственно воспринимать нормы своего общества как единственно правильные и возможные? Каким понятием можно охарактеризовать противоположную позицию?
Люди воспринимают нормы своего общества как единственно правильные из-за процесса социализации, через который они учатся определённым правилам и нормам с детства. Это явление называется этноцентризм. Противоположная позиция называется культурным релятивизмом, при котором человек старается воспринимать нормы других культур без осуждения, понимая их уникальность.
Рассмотрите иллюстрации. Укажите, какие обычаи и традиции на них изображены. Расскажите, что вы о них знаете.
Какое историческое событие изображено на картине? Какое знамение имело для истории отечественной культуры?
С каким утверждением де Местра вы готовы согласиться? Что. напротив, показалось вам неприемлемым? Почему?
Согласиться с Жозефом де Местром можно в том, что традиции действительно играют важную роль в обществе и обеспечивают стабильность и преемственность. Однако его утверждение о необходимости абсолютной власти церкви и подчинении общества религиозным принципам вызывает сомнения. История показала, что такая власть может приводить к подавлению личной свободы и препятствовать прогрессу. Развитие общества требует баланса между сохранением традиций и необходимостью перемен.
1. В чём состоит специфика традиций и обычаев?
Специфика традиций и обычаев состоит в их передаче от поколения к поколению, что делает их важной частью культуры. Традиции касаются повторяющихся действий, связанных с важными событиями жизни, а обычаи включают более конкретные нормы поведения, принятые в повседневной жизни.
2. Какие традиции существуют в вашем городе, в вашей школе, в вашей семье? Какие обычаи вам известны?
В городе могут быть фестивали, посвящённые историческим событиям или культурным особенностям региона. В школе это могут быть мероприятия, такие как ежегодные праздники или соревнования. В семье — это празднование Нового года, дней рождения или семейных ужинов. Обычаи: например, принятие гостей, соблюдение определённых ритуалов или обычаев, связанных с национальными или религиозными праздниками.
1. Дайте ответ на главный вопрос урока.
2. Чем отличаются нравы, традиции и обычаи? Что в них есть общего?
Нравы — это общепринятые нормы поведения, выражающие моральные ценности общества. Традиции — устоявшиеся обряды, ритуалы, передаваемые через поколения. Обычаи — конкретные формы поведения в определённых ситуациях. Общее: все они регулируют социальное поведение, но нравы более универсальны, а традиции и обычаи могут быть специфичными для конкретной группы.
3. Можно ли согласиться с утверждением, что традиции и обычаи были важны только на ранних стадиях развития общества?
Традиции и обычаи важны не только на ранних стадиях общества, но и в современном мире, поскольку они укрепляют культурную идентичность и социальную сплочённость.
4. Опираясь на знание истории, литературы и жизненный опыт, приведите примеры взаимодействий людей, принадлежащих к обществам, где господствуют различные нравы Какие ситуации (взаимный интерес, непонимание, конфликт и 1 д.) при этом возникали?
Например, европейцы и коренные народы Америки сталкивались с непониманием в культуре и религии, что привело к конфликтам. Во время колонизации возникали ситуации как взаимного интереса, так и конфликтов, связанных с различиями в обычаях и мировоззрении.
5. Как вы думаете, означает ли толерантность безоговорочное принятие всех традиций и обычаев, существующих в других обществах?
Толерантность не означает безоговорочное принятие всех традиций и обычаев. Это скорее уважение к ним, но с критическим подходом, когда обычаи противоречат базовым правам человека.
6. В произведении Д Дефо -Робинзон Крузо» главный герой спустя 20 лет после пребывания на острове сталкивается с прибывшими туда дикарями Вспомните, как складывались его отношения с ними Как он относился к их нравам и традициям? Можно ли назвать позицию Робинзона толерантной? Можно ли назвать его отношения с Пятницей дружбой?
В романе Д. Дефо "Робинзон Крузо", герой сталкивается с дикарями. Он негативно относится к их традиции каннибализма, хотя не вмешивается напрямую. Его отношения с Пятницей можно назвать толерантными, но больше основанными на господствующей позиции, чем на равенстве.
7. Подготовьте короткое сообщение для одноклассников о традициях, существующих в вашей семье. С чем связано их появление?
Какие традиции и обычаи, характерные для древнерусского общества, продолжают существование в настоящее время? Как вы маете, с чем это связано?
Традиции древнерусского общества, такие как празднование Масленицы, Крещения или соблюдение ритуалов семейных праздников, продолжают существовать. Это связано с их глубоким укоренением в культуре и символическим значением для общества.