1. Какую роль в жизни человека играют ценности? 2. Каким образом связаны с системой ценностей социальные нормы? 3. Какие существуют виды социальных норм? 4. Что обществоведы вкладывают в понятие -общественные нравы»? Что значит быть гуманистом? 5. В чем разница между традициями и обычаями? Какую роль они играют в жизни человека? 6. Что такое этика? Чем моральные нормы отличаются от норм нравственности? Каким образом ценности и нормы организуют жизнь человека в обществе? 1. Что такое социальные ценности? 2. Сравните научное и повседневное, обыденное понимание ценностей. Что между ними есть общего? В чём они принципиально различаются? Опираясь на свои знания в области истории, приведите примеры отношения к природе, встречающиеся в разных обществах. Как можно охарактеризовать эти отношения, опираясь на понятие ценностей? Как бы вы сформулировали проблему, которую обсуждает в данном отрывке Мертон? Какие особенности общества сделали эту проблему особенно актуальной в наши дни? 1. Примеры каких ценностей, характерных для различных обществ, приводятся в тексте? 2. В каких обществах индивидуальные ценности почти полностью совпадают с ценностями самого общества? Почему? Какие социальные нормы исполняются или нарушаются в каждой из приведённых ситуаций? 1. Что такое социальные нормы? Какие основные виды социальных норм упоминаются е тексте? 2. Приведите собственные примеры, иллюстрирующие основные виды названных в тексте социальных норм. С требованиями каких из них вы чаще всего сталкиваетесь в жизни? 1. Дайте ответ на основной вопрос урока. Приведите аргументы. 2. Чем отличаются нормы от ценностей? Как вы думаете, существует ли между ними взаимосвязь? 3. Чем принципиально отличаются этические нормы от всех остальных? 4. Как выдумаете, почему наряду с формальными нормами, закреплёнными в определённых документах, существуют нормы неформальные? Можно ли согласиться с утверждением, что со временем они исчезнут? 5. Возможно ли предписывающую норму преобразовать в запрещающую и наоборот? Приведите примеры. Почему тем не менее сохраняется различие между ними? 6. Проанализируйте знаменитые «Десять заповедей". Какие формулировки в них относятся к ценностям, какие — к нормам? Какие из них можно отнести к этическим нормам? 7. Императрица Екатерина II утверждала: «Не должно то переменять законами, что должно переменяться обычаями». Обсудите в группах, как это высказывание связано с темой урока? Вспомните из курса истории, какие нормы и ценности существовали в разных типах государств Древности и Средневековья. С какими историческими событиями и процессами связаны изменения в системе норм и ценностей человечества?