menu


ГДЗ по обществознанию 7 класс Сорвин § 1. Ценности и нормы в жизни общества и человека




1. Какую роль в жизни человека играют ценности?

Ценности играют ключевую роль в жизни человека, определяя его приоритеты, убеждения и жизненные ориентиры. Они формируют основу для принятия решений, влияя на поведение, и помогают определить, что важно и что не имеет значения. Человек, опираясь на свои ценности, выбирает, как действовать и реагировать в разных ситуациях.

2. Каким образом связаны с системой ценностей социальные нормы?

Социальные нормы тесно связаны с системой ценностей, поскольку они выражают требования к поведению, которые отражают ценности общества. Например, уважение к старшим, честность или ответственность могут быть основой для установления норм, регулирующих взаимодействие людей.

3. Какие существуют виды социальных норм?

Существуют различные виды социальных норм, которые регулируют поведение людей: правовые нормы, моральные, религиозные, эстетические, обычаи и традиции. Каждый из этих видов норм по-разному воздействует на общественную жизнь, поддерживая социальный порядок.

4. Что обществоведы вкладывают в понятие -общественные нравы»? Что значит быть гуманистом?

Общественные нравы — это совокупность правил и норм поведения, которые приняты в обществе и отражают его моральные принципы. Быть гуманистом значит ценить человеческое достоинство и стремиться к добру, справедливости и уважению прав и свобод каждого человека.

5. В чем разница между традициями и обычаями? Какую роль они играют в жизни человека?

Различие между традициями и обычаями заключается в том, что традиции — это передаваемые из поколения в поколение культурные практики, а обычаи — это привычные формы поведения, закрепившиеся в обществе. Обе формы играют важную роль в жизни человека, поддерживая культурную идентичность и сплоченность.

6. Что такое этика? Чем моральные нормы отличаются от норм нрав­ственности?

Этика — это наука, изучающая моральные принципы и нормы поведения. Моральные нормы — это общепринятые правила, которые регулируют поведение людей в обществе. Нравственные нормы более личностные, они выражают внутренние убеждения человека.

7. Что значит быть патриотом? Как патриотизм связан с гражданственно­стью?

Патриотизм — это любовь к своей Родине и готовность защищать её интересы. Он тесно связан с гражданственностью, так как патриотизм проявляется через активное участие в общественной жизни, выполнение гражданских обязанностей и соблюдение законов.

Каким образом ценности и нормы организуют жизнь человека в обще­стве?

Ценности и нормы организуют жизнь человека в обществе, устанавливая рамки поведения и определяя, что является правильным и допустимым. Они помогают поддерживать социальный порядок, стимулируют уважение к другим и способствуют коллективному благу.

1. Что такое социальные ценности?

Социальные ценности — это устойчивые представления общества о том, что является важным и значимым для его членов. Они определяют ориентиры поведения, нормы взаимодействия и устанавливают идеалы, к которым стремятся люди. Ценности включают такие понятия, как свобода, равенство, справедливость, семья, труд, природа и другие категории, важные для социальной жизни.

2. Сравните научное и повседневное, обыденное понимание ценностей. Что между ними есть общего? В чём они принципиально различаются?

Научное понимание ценностей основано на систематическом анализе и исследовании, рассматривая их как часть культуры и социальной структуры. Оно включает изучение их происхождения, влияния на поведение и изменений во времени. В повседневной жизни ценности воспринимаются интуитивно, как личные убеждения или общественные установки, которые люди усваивают в процессе социализации. Общее между научным и обыденным пониманием в том, что обе стороны признают влияние ценностей на поведение и общественные отношения. Принципиальное различие заключается в том, что наука рассматривает ценности объективно, с позиций анализа, тогда как повседневное восприятие более субъективно и часто опирается на личный опыт.

Опираясь на свои знания в области истории, приведите примеры отноше­ния к природе, встречающиеся в разных обществах. Как можно охаракте­ризовать эти отношения, опираясь на понятие ценностей?

Например, в Древней Индии и Китае существовало глубокое уважение к природе, что проявлялось в философии даосизма или буддизма, где природа считалась гармоничной и священной. В Европе эпохи промышленной революции природа воспринималась больше как ресурс для эксплуатации и развития экономики, что отражало ценность прогресса и роста. Эти отношения можно охарактеризовать как выражение экологических и экономических ценностей, где одни общества ориентировались на уважение к природе и её защите, а другие — на её использование ради материальных выгод.

Как бы вы сформулировали проблему, которую обсуждает в данном отрыв­ке Мертон? Какие особенности общества сделали эту проблему особенно актуальной в наши дни?

1. Примеры каких ценностей, характерных для различных обществ, приво­дятся в тексте?

2. В каких обществах индивидуальные ценности почти полностью совпа­дают с ценностями самого общества? Почему?

Индивидуальные ценности почти полностью совпадают с ценностями самого общества в традиционных, замкнутых сообществах, где люди живут в условиях сильной взаимозависимости и коллективного уклада жизни. Например, в племенных или патриархальных обществах, таких как древние крестьянские общины, индивидуальные интересы подчинены общественным нормам и традициям. В таких обществах выживание и стабильность напрямую зависят от следования общепринятым нормам, что приводит к сильной корреляции между личными и общественными ценностями. Люди часто принимают ценности своего окружения как естественные и не подвергают их сомнению.

Какие социальные нормы исполняются или нарушаются в каждой из приве­дённых ситуаций?

1. Что такое социальные нормы? Какие основные виды социальных норм упоминаются е тексте?

Социальные нормы — это правила поведения, признанные в обществе как обязательные для исполнения. Они регулируют поведение людей в различных социальных ситуациях, обеспечивая предсказуемость и порядок в обществе. Нарушение этих норм может повлечь за собой социальное неодобрение, осуждение или даже наказание. Социальные нормы могут быть формальными, как законы, и неформальными, как правила вежливости или традиции.

2. Приведите собственные примеры, иллюстрирующие основные виды названных в тексте социальных норм. С требованиями каких из них вы чаще всего сталкиваетесь в жизни?

1. Дайте ответ на основной вопрос урока. Приведите аргументы.

2. Чем отличаются нормы от ценностей? Как вы думаете, существует ли между ними взаимосвязь?

Нормы и ценности отличаются по своей сути. Ценности — это идеи или убеждения, которые имеют большую важность для индивида или общества (например, свобода, справедливость, равенство). Они определяют, что считается "хорошим" или "плохим" в обществе и являются основой для формирования норм. Нормы — это конкретные правила поведения, которые регулируют действия людей, исходя из ценностей. Взаимосвязь между ними заключается в том, что нормы направлены на реализацию ценностей на практике.

3. Чем принципиально отличаются этические нормы от всех остальных?

Этические нормы отличаются от остальных тем, что основываются на моральных принципах и ценностях, направленных на то, что считается правильным с точки зрения справедливости и добра. Эти нормы касаются поведения, связанного с вопросами совести, честности и ответственности перед обществом.

4. Как выдумаете, почему наряду с формальными нормами, закреплённы­ми в определённых документах, существуют нормы неформальные? Мож­но ли согласиться с утверждением, что со временем они исчезнут?

Наряду с формальными нормами существуют неформальные, потому что они регулируют повседневные социальные взаимодействия и передаются через традиции, обычаи, нормы общения. Эти нормы гибче, чем законы, и соответствуют конкретной культурной среде. Они вряд ли исчезнут, так как отражают уникальные социальные контексты, которые не всегда можно формализовать.

5. Возможно ли предписывающую норму преобразовать в запрещающую и наоборот? Приведите примеры. Почему тем не менее сохраняется раз­личие между ними?

Предписывающую норму (например, "переходить дорогу на зелёный свет") можно преобразовать в запрещающую (например, "нельзя переходить на красный свет"). Однако различие между ними сохраняется, поскольку предписывающие нормы требуют определённого действия, а запрещающие — его ограничения.

6. Проанализируйте знаменитые «Десять заповедей". Какие формулиров­ки в них относятся к ценностям, какие — к нормам? Какие из них можно отнести к этическим нормам?

В «Десяти заповедях» есть формулировки, относящиеся как к ценностям, так и к нормам. Например, «Не убий», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй» являются нормами, так как это конкретные предписания к поведению. А ценности, лежащие в их основе, — это жизнь, честность, справедливость. Этические нормы здесь — те, которые регулируют моральное поведение и взаимоотношения с другими людьми: «Почитай отца твоего и мать твою» или «Не желай жены ближнего твоего», что связано с уважением и верностью.

7. Императрица Екатерина II утверждала: «Не должно то переменять зако­нами, что должно переменяться обычаями». Обсудите в группах, как это высказывание связано с темой урока?

Высказывание Екатерины II отражает идею о том, что многие изменения в обществе должны происходить через эволюцию обычаев и культуры, а не через жёсткие правовые меры. Это связано с темой социальных норм и ценностей, так как изменения в нормах чаще всего отражают уже устоявшиеся изменения в ценностях общества.

Вспомните из курса истории, какие нормы и ценности существо­вали в разных типах государств Древности и Средневековья. С каки­ми историческими событиями и процессами связаны изменения в системе норм и ценностей человечества?

Например, в Древнем Египте существовали строгие религиозные нормы, поддерживавшие идею о божественном происхождении власти фараона. В Средневековой Европе христианские ценности определяли нормы морали, где религиозные догмы были основой жизни. Изменения в системе норм и ценностей часто происходили в результате крупных событий, таких как Великая французская революция, Реформация или появление Просвещения, которые вызвали переосмысление ценностей, связанных с правами человека, свободой и равенством.






ГДЗ по обществознанию 7 класс учебник Сорвин Параграф 1

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):