1. Являются ли социальные нормы регуляторами общественных отношений? В чём это проявляется? Приведите примеры. 2. Как возникали и развивались социальные нормы? 3. Сравните понятия «мораль» и «право». В чём их сходство и различия? 4. Объясните смысл высказывания: «Совесть есть закон законов» (А. Ламартин, французский поэт). 5*. Как соотносятся правовые и религиозные нормы? Приведите примеры влияния религии на право в христианских и мусульманских странах. 6. Что такое нравственный человек? Как вы это понимаете? 7. В чём вы видите смысл жизни? Приведите примеры. 8. Можно ли любить свою Родину, ненавидя её недостатки? 9. Нужно ли человеку знать нормы права? Приведите примеры из жизни. 10*. Классифицируйте нормы права по видам в зависимости от отраслей права. Л. Н. Толстой. Обращение к юношеству 1. Каковы ваши впечатления от прочитанного? 2. Как вы думаете, почему Л. Н. Толстой написал это «Обращение к юношеству»? 3. Какой главный вывод вы можете сделать из прочитанного? Согласны ли вы с автором? 4. Что составляет «божественное начало» в человеке, как считал писатель? 5. Какие начала «мудрости людской» имел в виду Толстой? 6. Актуально ли это обращение великого писателя к молодёжи в наше время? Обоснуйте свой ответ. Дж. Локк, английский философ 1. Как автор, по вашему мнению, понимает свободу? 2. Согласны ли вы с этим мнением? Обоснуйте свой ответ. 3. Как понимает право английский философ? Он говорит о нём как о положительном или отрицательном факторе, влияющем на свободу людей? 4. Противоречат ли «свобода людей» и «постоянные правила для жизни», по мнению автора? А как вы думаете? 5. Как вы считаете, если не будет норм права, будет ли свобода одного человека мешать свободе другого? Можно ли в обществе обойтись без норм права? Классифицируйте в таблице социальные нормы и кратко охарактеризуйте их функции. 1. Дайте определение понятия «социальные нормы». 2. Перечислите виды социальных норм. 3. Что в них общего? 4. Кратко охарактеризуйте все виды социальных норм. 5. Как исторически шло развитие социальных норм от регулирования отношений в первобытном обществе к многоплановому регулированию отношений в современном обществе? Прокомментируйте мнение известного российского правоведа С. Алексеева. Сформулируйте собственные вопросы и задайте их своим одноклассникам. 1. Составьте план отрывка. 2. Какие нормы нравственности названы автором? Приведите их. 3. Какие основные выводы делает автор? По каким авторским суждениям вы это определили? Согласны ли вы с Сухомлинским? 4. Используя свои знания курса обществознания, сформулируйте определение понятия «нравственные нормы». Какие нравственные нормы не приведены автором? 5. Сухомлинский называет нормы нравственности «азы моральной культуры». Почему? Поясните авторскую мысль. Приведите его аргументы в подтверждение необходимости знания этих азов. 6*. В п. 3 автор пишет: «Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом...» Согласны ли вы с мнением Сухомлинского? Обоснуйте свой ответ, приведите подтверждающие аргументы и мнения других известных людей. 7. Актуальны ли сейчас эти нормы нравственности, о которых пишет Сухомлинский? Обоснуйте свой ответ. 8. Приведите примеры из жизни о проявлении норм нравственности. 1. Что такое нормы морали и нормы права? 2. Как связаны нормы морали и нормы права? 3. Как они отличаются по сферам регулирования? 4. Как они отличаются по форме? 5. Сравните их по санкциям. 6. Какие ещё отличительные признаки правовых норм вы можете привести? 7*. Какие нормы шире по охвату общественных отношений? Почему? Обоснуйте свой ответ.