Могут ли право и государство существовать друг без друга? Из курса обществознания 6 класса вспомните, что такое общество. Как была устроена жизнь в родовой общине? Какие факторы повлияли на возникновение государства? Что такое обычаи, традиции, мораль? Что такое закон? На основе знаний по истории перечислите известные вам сборники законов Древнего мира и эпохи Средневековья. Какие законы, известные из курса истории или современной общественной жизни, кажутся вам несправедливыми? Перечислите свои права. Расскажите кратко, как было организовано управление в родовой общине. Что изменилось в организации жизни людей в результате неолитической революции? Вспомните, что такое правовые нормы. Из каких обычаев родились законы? Что общего вы видите в описании древних законов? Что было написано на скрижалях Моисея? Что понимали философы Нового времени под «справедливыми» и «правовыми» законами? Чем право отличается от других социальных норм? О каких нормативных правовых актах шла речь в параграфе? 1. Как исторически связаны между собой государство и право? 2. Предположите, с какими проблемами из перечисленных ниже человек может прийти к юристу. Дочь съела слишком много конфет. Дочь съела одну конфету, купленную в магазине, и получила серьёзное отравление. Соседи выбросили на помойку целый пакет конфет. Супруге не понравились купленные в магазине конфеты. Человек хочет открыть фабрику по производству конфет. Объясните свой выбор. Предложите свои варианты. 3. В чём состоят основные различия правовых и моральных норм? 4. Древние римляне говорили: «Где общество, там и право». Согласны ли вы с этим утверждением? Попробуйте доказать его справедливость. 5. Объясните выражение: «Хорошие законы порождены дурными нравами» (древнеримский историк Тацит). 6. Продолжите предложения. В моей семье я имею право… В школе я имею право… На улице я не имею права… В каком значении используются термины «право» и «права» в этих предложениях? Чем их значение отличается от определения права в параграфе? 7. Найдите в книге или в Интернете изображения богини Фемиды. В руках она держит меч и весы, на глазах у неё повязка. Предположите, где и когда могла быть впервые создана скульптура этой богини. Что олицетворяла Фемида? Что означают символы в её руках? 8. Какой особый источник права действует в некоторых мусульманских странах? Какой особый источник права действует в Израиле? Какие общие корни имеют эти источники права? При ответе на вопросы обратитесь к дополнительной литературе и Интернету. 9*. Прокомментируйте схему. В чём сущность каждой из теорий? 10. В каких значениях в обычной жизни мы используем выражения: «Вы создали прецедент» и «Это беспрецедентный случай»? Приведите примеры. 11. О каких взглядах на происхождение государства вам известно из курса истории? с 57