Социальные нормы нас ограничивают или защищают?
Социальные нормы могут выполнять как ограничивающую, так и защитную функции. Они ограничивают поведение людей в обществе, устанавливая правила и ожидания, но также защищают общество от хаоса и конфликтов, обеспечивая стабильность и согласованность взаимодействия.
Из курса обществознания 6 класса вспомните, что такое ценности духовной культуры, что к ним относится. Что такое табу, обычаи?
Ценности духовной культуры - это основные убеждения и принципы, которые ориентируют общество и определяют, что ценно и важно для его членов. К ним относятся, например, вера, мораль, семейные ценности, традиции, искусство, этика и др. Табу - это запреты или запрещенные действия, которые основываются на религиозных, моральных или культурных убеждениях. Обычаи - это устойчивые практики и традиции, которые регулируют поведение людей в соответствии с общественными ожиданиями.
Какое наказание и какое поощрение самые действенные для вас?
Наказание и поощрение могут быть действенными в зависимости от конкретной ситуации и личных мотиваций. Для меня наиболее действенными могут быть поощрение в виде признания и благодарности за хорошую работу и наказание, которое соответствует нарушению и способствует коррекции поведения.
Из курса истории и обществознания вспомните, когда и как появились первые правила поведения в обществе. Какие первые табу появились в первобытном обществе?
Первые правила поведения в обществе появились вместе с формированием первобытных общин и семей. Они были связаны с обеспечением безопасности, разделением ресурсов и регулированием межличностных отношений. Первые табу могли быть связаны с запретами на убийство внутри общины, нарушением правил обмена и т.д.
Какие ещё обычаи приветствия вы знаете? Для чего современному человеку нужно знать обычаи и традиции других народов?
Обычаи приветствия различаются по всему миру. Например, рукопожатие, поцелуй в щеку, кланяние и прочие жесты могут служить для выражения уважения и доброжелательности. Знание обычаев и традиций других народов полезно для современного человека, так как это способствует культурному разнообразию и пониманию различий между культурами, что важно в глобализированном мире.
Знаете ли вы, какую традиционную одежду носят в вашем крае? Раскройте символический смысл орнаментов, украшающих эту одежду.
Какие национальные блюда традиционно готовят в вашей местности? Какие традиции народов нашей страны вам известны? На основе иллюстраций параграфа перечислите основные элементы одной из культур.
1. Дайте определение мифа.
Миф - это традиционное рассказывание или история, передающаяся из поколения в поколение, часто с религиозными или культурными элементами, и объясняющая происхождение и смысл различных аспектов мира или явлений природы.
2. Расскажите о видах и развитии социальных норм.
Правовые нормы: Это нормы, установленные законодательством и регулирующие поведение в обществе. Моральные нормы: Эти нормы основаны на моральных ценностях и этике, их часто формируют религия, семья и образование. Обычаи и традиции: Это социальные нормы, которые передаются из поколения в поколение и связаны с культурными особенностями определенного сообщества. Этикет и протокол: Эти нормы определяют правила вежливого поведения и общения в различных ситуациях. Социальные роли: Эти нормы определяют ожидания, связанные с определенными социальными позициями, такими как родитель, ребенок, учитель и т.д. Развитие социальных норм зависит от изменяющихся ценностей, технологических и культурных изменений. Они могут эволюционировать, а также сталкиваться с конфликтами и изменениями в социуме.
3. Используя памятку 2, составьте поэтапную схему «Происхождение различных видов социальных норм».
Правовые нормы: Возникают на основе законодательства, устанавливаемого государством. Моральные нормы: Исторически формируются на основе религиозных учений, философии и культурных ценностей. Обычаи и традиции: Происходят из долгого общественного опыта и передаются устно или в письменной форме. Этикет и протокол: Развиваются на основе общепринятых норм поведения в различных обстановках. Социальные роли: Основаны на ожиданиях, связанных с определенными социальными позициями.
4. Придумайте вопрос к иллюстрациям на с. 9—10.
5. Используя памятку 8, составьте сравнительную таблицу «Обычаи и традиции». Народ Основные обычаи и традиции Япония Чаепитие с церемонией Индия Фестивали и ритуалы на берегу Ганга Италия Обеды с большой семьей Мексика День мертвых и алтари у памятников
6. Найдите в Интернете информацию о различиях в обычаях, жестах, символике цвета у разных народов. Подготовьте об этом небольшое сообщение. Используйте памятку 7.
Различные культуры мира имеют уникальные обычаи и символику цвета. Например, в Китае красный цвет ассоциируется с удачей и радостью, в то время как в Западных странах он может быть связан с опасностью или страстью. Также, жесты, такие как махание рукой, могут иметь разные значения в разных странах, поэтому важно учитывать культурные различия при общении с людьми из разных культур.
7. Почему, на ваш взгляд, древнейшие социальные нормы применяются и в современном мире? Приведите примеры таких норм.
Древние социальные нормы, такие как уважение к старшим, семейные ценности и уважение к природе, остаются актуальными и в современном обществе. Например, уважение к старшим проявляется в уходе за пожилыми родителями или в уважении к опыту более старших коллег на работе.
8. Всегда ли вы легко выполняете социальные нормы? Выполнение какой нормы вам наиболее тяжело даётся?
Да, я стараюсь придерживаться социальных норм, но иногда бывает сложно следовать всем из них. Наиболее тяжело мне дается сохранение равновесия между учебой и личной жизнью.
9. Интересны вам обычаи и традиции других народов? Почему? Считаете ли вы, что современному человеку нужно их знать?
Да, я интересуюсь обычаями и традициями других народов, потому что это позволяет мне понимать и уважать разнообразие культур в мире. Знание об этих обычаях может помочь в более глубоком общении и сотрудничестве с людьми из разных культур.
10. Вспомните, какие обряды вы наблюдали и в каких участвовали сами.
Подведение итогов
Вопросы для обсуждения.
1. Какое суждение наиболее верно, на ваш взгляд: набор традиций у разных народов идентичен, полностью различен или частично совпадает? Подтвердите свой вывод примерами.
Набор традиций у разных народов частично совпадает и частично различен. Это зависит от исторических, культурных и религиозных особенностей каждой нации. Например, обычай празднования свадьбы существует почти во всех культурах, но детали, ритуалы и символика могут значительно различаться. В Индии свадьба сопровождается сложными религиозными обрядами и многочисленными гостями, в то время как в Японии акцент делается на традиционных кимоно и церемонии чаепития.
2. Какие черты сходства и различия выбранной вами традиции у разных народов вы выявили? Чего, на ваш взгляд, больше — сходства или различий в наполнении одной и той же традиции у разных народов?
Взяв, например, свадебные традиции, можно выявить как сходства, так и различия. Сходство заключается в том, что практически во всех культурах свадьба считается важным событием, которое объединяет семьи и обозначает начало новой главы в жизни пары. Однако различия могут быть огромными: от выбора цветов для свадебного наряда до характера обрядов и традиций, связанных с этим событием. Важно заметить, что сходства и различия в наполнении традиции могут быть исключительно контекстуальными и зависеть от конкретных регионов и обычаев внутри одной и той же культуры.
3. Какие проблемы наиболее часто возникали в работе команд? Какие ошибки чаще всего встречались в выступлениях? Как можно усовершенствовать работу в следующий раз?
4. Какая команда оказалась победителем в общем зачёте, какие выявились лидеры по номинациям (критериям)? Каждая команда распределяет полученные баллы между всеми членами в соответствии с их вкладом. Баллы идут в накопительную систему оценки.