Социальные нормы нас ограничивают или защищают? Из курса обществознания 6 класса вспомните, что такое ценности духовной культуры, что к ним относится. Что такое табу, обычаи? Какое наказание и какое поощрение самые действенные для вас? Из курса истории и обществознания вспомните, когда и как появились первые правила поведения в обществе. Какие первые табу появились в первобытном обществе? Какие ещё обычаи приветствия вы знаете? Для чего современному человеку нужно знать обычаи и традиции других народов? Знаете ли вы, какую традиционную одежду носят в вашем крае? Раскройте символический смысл орнаментов, украшающих эту одежду. Какие национальные блюда традиционно готовят в вашей местности? Какие традиции народов нашей страны вам известны? На основе иллюстраций параграфа перечислите основные элементы одной из культур. 1. Дайте определение мифа. 2. Расскажите о видах и развитии социальных норм. 3. Используя памятку 2, составьте поэтапную схему «Происхождение различных видов социальных норм». 4. Придумайте вопрос к иллюстрациям на с. 9—10. 5. Используя памятку 8, составьте сравнительную таблицу «Обычаи и традиции». 6. Найдите в Интернете информацию о различиях в обычаях, жестах, символике цвета у разных народов. Подготовьте об этом небольшое сообщение. Используйте памятку 7. 7. Почему, на ваш взгляд, древнейшие социальные нормы применяются и в современном мире? Приведите примеры таких норм. 8. Всегда ли вы легко выполняете социальные нормы? Выполнение какой нормы вам наиболее тяжело даётся? 9. Интересны вам обычаи и традиции других народов? Почему? Считаете ли вы, что современному человеку нужно их знать? 10. Вспомните, какие обряды вы наблюдали и в каких участвовали сами. Подведение итогов Вопросы для обсуждения. 1. Какое суждение наиболее верно, на ваш взгляд: набор традиций у разных народов идентичен, полностью различен или частично совпадает? Подтвердите свой вывод примерами. 2. Какие черты сходства и различия выбранной вами традиции у разных народов вы выявили? Чего, на ваш взгляд, больше — сходства или различий в наполнении одной и той же традиции у разных народов? 3. Какие проблемы наиболее часто возникали в работе команд? Какие ошибки чаще всего встречались в выступлениях? Как можно усовершенствовать работу в следующий раз?