menu


ГДЗ по обществознанию 7 класс Боголюбов, Иванова, Городецкая § 9. Зачем людям государство




Как была организована жизнь племён и общин в догосударственный период? Кому принадлежала власть в Древнем Египте? Как назывался первый свод законов Древней Руси?

В догосударственный период жизнь племён и общин была организована на основе родоплеменных отношений. Главными были родовые старейшины, которые принимали решения на основе традиций и опыта. Всё имущество считалось общим, а труд распределялся внутри общины. Важную роль играли обычаи и коллективная ответственность.

В Древнем Египте власть принадлежала фараону, которого считали воплощением бога на земле. Он был верховным правителем, жрецом и военачальником, сосредотачивая в своих руках абсолютную власть.

Первый свод законов Древней Руси назывался «Русская Правда». Этот документ регулировал права и обязанности людей, устанавливал наказания за преступления и нормы общественной жизни.

Перед уроком истории поспорили два пятиклассника.

«Древний Египет —  это страна, расположенная в долине Нила!» —  утверждал один.

«Нет, правильно будет сказать, что Древний Египет —  государство, расположенное в долине Нила», —  настаивал другой.

Разрешить спор они попросили своего приятеля из 7 класса. Как ты думаешь, что же ответил им твой сверстник?

Седьмиклассник, скорее всего, ответил так: «Оба правы, но точнее будет назвать Древний Египет государством, расположенным в долине Нила. Ведь у Египта была чёткая структура управления, законы и власть, сосредоточенная у фараона, что делает его полноценным государством, а не просто страной».

Можно ли считать суд в петровской России независимым органом государственной власти?

Суд в Петровской России нельзя считать полностью независимым органом государственной власти, поскольку в то время правосудие находилось под сильным контролем монарха. Пётр I провёл множество реформ, чтобы усовершенствовать судебную систему, однако она была тесно связана с административной властью. Судьи часто назначались из числа государственных чиновников, что исключало их независимость. В то же время Пётр I стремился уменьшить коррупцию и ввести чёткие правила судопроизводства, что стало шагом к реформированию системы.

Поинтересуйся у родителей, других взрослых членов семьи, пользуются ли они какими-либо льготами, предоставляемыми государством (бесплатным проездом, освобождением от части коммунальных платежей и т. п.).

Это может включать бесплатный проезд для пенсионеров, скидки на оплату коммунальных услуг или субсидии на лекарства. Такие льготы показывают социальную направленность государственной политики.

Что изображено на картине? Вспомни, что такое Русская Правда. Она была составлена при князе Ярославе Мудром. Какую государственную задачу выполняла Русская Правда?

На картине, созданной художником Иваном Билибиным, изображён процесс судопроизводства во времена Киевской Руси. Мы видим князя, который вершит правосудие в своём дворе. Изображение передаёт атмосферу торжественности и строгости, подчеркивая важность восстановления справедливости и наказания виновных. Детали нарядов и позы людей добавляют сцене историческую достоверность.

Русская Правда, составленная при князе Ярославе Мудром, выполняла важную государственную задачу — она обеспечивала правовой порядок в Киевской Руси. Это был первый свод законов, регулировавший отношения между людьми, защищавший права собственности, устанавливавший наказания за преступления и предотвращавший произвол. Русская Правда стала фундаментом для дальнейшего развития русского законодательства и правовой системы.

Приведи примеры из истории таких государств, в которых представители власти считали, что законом для всех является безграничная воля правителя.

Древний Египет: фараон считался воплощением бога на земле, его власть была священной и абсолютной.
Абсолютная монархия Франции: Людовик XIV утверждал: «Государство — это я», что подчёркивало его неограниченную власть.
Российская империя при Иване IV (Грозном): царь имел абсолютную власть, которую подкреплял опричниной и полным подчинением бояр.

Объясни смысл королевского изречения. Докажи, что французы в XVII в. были подданными.

Смысл королевского изречения Людовика XIV — «Государство — это я» — заключается в утверждении, что вся власть сосредоточена в руках короля. Это выражение иллюстрирует абсолютную монархию, где правитель определяет законы, суд и порядок, подчёркивая неограниченность его власти.

Французы в XVII веке были подданными, а не гражданами, так как не обладали политическими правами и свободами. Они находились в подчинении королю, который решал судьбу страны. Их роль сводилась к выполнению обязанностей, таких как уплата налогов и служение монарху.

1.  Что общего в терминах «страна» и «государство» и в чём различия между ними?

Общее в терминах «страна» и «государство» — это связь с определённой территорией, где живёт население, и наличие социальной организации. Различия заключаются в том, что страна больше отражает территориальный аспект, включающий природу, культуру и население, а государство — это политическая структура, система власти и управления.

2.  Где и когда возникли первые государства?

Первые государства возникли на территориях с благоприятными условиями для земледелия:

Древний Египет в долине Нила (около 3100 года до н.э.).
Месопотамия между реками Тигр и Евфрат (около 3500 года до н.э.).
Индия в долине реки Инд (III тысячелетие до н.э.).
Китай в долине реки Хуанхэ (около 2000 года до н.э.). Эти государства характеризовались централизованной властью, развитой системой управления и правовыми нормами.

3.  Какие задачи решает государство?

Государство выполняет задачи, связанные с организацией общества, обеспечением порядка и защиты граждан. Оно занимается установлением и соблюдением законов, охраной правопорядка, защитой территории от внешних угроз, развитием экономики, образования, здравоохранения и других общественных сфер. Государство также выполняет социальные функции, помогая малоимущим слоям населения, поддерживает национальную культуру и дипломатические отношения с другими странами.

4.  Чем граждане государства отличаются от подданных государства?

Граждане государства обладают правами и свободами, а также могут участвовать в управлении страной, например, через выборы или другие демократические процедуры. Подданные, в отличие от граждан, живут в условиях, где власть принадлежит одному правителю или ограниченному кругу лиц, а их права и свободы строго ограничены. Они обязаны подчиняться воле монарха или другой власти, практически не участвуя в политической жизни.

1.  Рассмотри фотографии. Каждая из них может служить иллюстрацией выполнения государством определённой задачи. Назови эти задачи.

2.  Какие государства ты изучаешь на уроках истории? Кто принимает законы в этих государствах?

На уроках истории изучают такие государства, как Древний Египет, Древняя Греция, Римская империя, Франция периода абсолютной монархии, Российская империя, СССР, современные демократические страны.

В Древнем Египте законы устанавливал фараон.
В Древней Греции в демократических полисах, таких как Афины, законы принимались народным собранием.
В Римской империи законодательная власть принадлежала императору и сенату.
В Франции XVII века законы принимались королём и его советом.
В Российской империи главную роль в создании законов играл император.
В современных демократических странах законы принимаются выборными органами власти, такими как парламенты или конгрессы.

3.  Какие из ситуаций служат примером деятельности государства?

а) Владелец сети продуктовых магазинов решил купить новое холодильное оборудование.

б) Родительский комитет класса помог организовать экскурсию ребят в новый океанариум.

в) Суд постановил восстановить гражданина М. в праве на наследство.

г) Жители микрорайона вышли на субботник по уборке территории.

д) С января бабушка будет получать повышенную пенсию.

в) Суд постановил восстановить гражданина М. в праве на наследство.
д) С января бабушка будет получать повышенную пенсию.

4.  Прочитай два определения, взятые из толковых словарей.

а) Городской житель, горожанин, член народа, состоящий под общим управлением. 

б) Подчинённый, подвластный правителю, государю.  

Укажи, какое из них относится к понятию «гражданин», а какое — к понятию «подданный».

а) Городской житель, горожанин, член народа, состоящий под общим управлением. — Это определение относится к понятию «гражданин».
б) Подчинённый, подвластный правителю, государю. — Это определение относится к понятию «подданный».

5.  Перечитай отрывок из известной поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»:

Государь ты наш, Иван Васильевич!

Не кори ты раба недостойного:

Сердца жаркого не залить вином,

Думу чёрную —  не запотчевать!

А прогневал тебя —  воля царская;

Прикажи казнить, рубить голову…Найди положение в параграфе, иллюстрацией которого может служить этот отрывок. Поясни свой выбор.

Отрывок из поэмы Лермонтова может служить иллюстрацией положения о неограниченной власти правителя. Иван Васильевич (царь Иван Грозный) представлен здесь как государь, чья воля определяет жизнь и судьбу подданных. Его власть воспринимается как абсолютная, а подданный признаёт своё подчинение и готовность принять любое решение царя, включая смертный приговор.

6. В стране Н. строительство школ осуществляется за счёт средств государственного бюджета, школьники не вносят плату за образование, учебники им государство предоставляет бесплатно. В чьих интересах в этом вопросе действует государство?

а) Всего общества.

б) Наиболее обеспеченной части общества.

в) Наименее обеспеченной части общества.  Поясни свой ответ.

Правильный ответ: а) Всего общества.
Государство действует в интересах всего общества, поскольку бесплатное образование и учебники обеспечивают равный доступ к знаниям для всех слоёв населения. Это позволяет развивать общий уровень образования, что выгодно как для граждан, так и для государства в целом.






ГДЗ по обществознанию 7 класс учебник Боголюбов, Иванова, Городецкая параграф 9

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):