Что могут означать слова «бедность» и «богатство»? Чем определяется величина доходов? Почему в любом обществе существует неравенство доходов? Только ли в легендах существует перераспределение средств между богатыми и бедными? Как ты думаешь, почему потребительская корзина устанавливается не более чем на пять лет? Почему состав потребительской корзины для детей, трудоспособного населения и пенсионеров определяется отдельно? Рассмотри картину. Обедневшие барыни, скорее всего мать и дочь, вынуждены снимать жильё в бедном районе. Каким образом художник даёт нам это понять? Как ты думаешь, почему барыни разговаривают не с хозяином дома, а пришли по указанию хозяина «ко дворнику»? Можно ли это считать дополнительным свидетельством их бедности? Как ты думаешь, кому из героев картины симпатизировал художник? Как это можно определить? А на чьей стороне твои симпатии? Поясни, почему А. П. Чехова называют человеком богатой души. Что представляло собой его богатство? 1. В каком смысле употребляются слова «богатство» и «бедность» в следующих выражениях: «Богат, да крив; беден, да прям», «Богаче всех человек бережливый, беднее всех скряга»? 2. Чем потребительская корзина отличается от прожиточного минимума? 3. В чём причины неравенства людей в получаемых ими доходах? 4. Почему нельзя устранить неравенство в доходах? 5. Что такое перераспределение доходов? 6. Можно ли утверждать, что перераспределение доходов проводится в разных формах? Обоснуй свой ответ. 1. Можно ли утверждать, что определённая разница в доходах людей справедлива? Поясни свой ответ. 2. Почему перечень товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину, является примерным? 3. Семья Афониных состоит из шести человек. Бабушке 65 лет, она пенсионерка. Афонину Сергею 40 лет, он экономист в банке. Его жене 36 лет, она учительница в школе, но сейчас не работает. Полгода назад у них родился третий ребёнок, и мама ухаживает за ним. Старший сын Афониных — студент-первокурсник. А их дочка — ученица 5 класса. Где, вероятно, будет располагаться совокупный доход этой семьи: выше или ниже черты бедности? Свой ответ обоснуй. 4. Существует выражение: «Бесплатных завтраков не бывает». Его смысл состоит в том, что бесплатных благ не существует; всё бесплатное так или иначе оплачивается. Опираясь на текст параграфа, объясни, как удаётся государству осуществлять безвозмездные выплаты нуждающимся людям. 5. Прочитай фрагмент книги по отечественной истории Л. П. Бущика и выполни задания к нему. Вступив на престол ещё совсем молодым, царь Алексей Михайлович вначале мало занимался государственными делами. Управление взял в свои руки его воспитатель — богатый и предприимчивый боярин Б. И. Морозов. В поисках средств для пополнения царской казны Морозов сократил жалованье стрельцам и занимавшим низкие посты служивым людям. Одновременно были введены новые налоги и повинности, бремя которых легло преимущественно на крестьян, ремесленников, городскую бедноту, мелких торговцев. Летом 1648 г. восстание вспыхнуло в Москве… Восставшее население столицы ворвалось в Кремль. Начался разгром дворов Морозова, его родственников и лиц, которых восставшие считали виновниками своих бедствий. В течение нескольких дней Москва находилась во власти восставших. 1) Найди в тексте подтверждение роста неравенства доходов разных групп населения. 2) Объясни, как связаны описанные события 1648 г. с ростом неравенства доходов в стране. 6*. Найди с помощью интернет-ресурсов величину прожиточного минимума в прошлом и текущем годах в нашей стране в целом и в регионе твоего проживания. Сравни их. Какой вывод можно сделать, опираясь на полученные данные 7*. Выполни работу в группе: подбери материал из СМИ о мерах, принимаемых государством для регулирования неравенства доходов в нашей стране, в частности на территории твоей республики, края, области. Обсуди их с одноклассниками.