Страница 331 Вопросы и задания 1. Почему перевод «немыслим без затраты душевных сил, без воображения, интуиции...»? 2. Почему при переводе с одного языка на другой нужно обязательно чем-то «жертвовать»? Чем нужно «жертвовать», по мнению С.Я. Маршака? 3. Другой поэт и переводчик — Иннокентий Фёдорович Анненский считал, что перевод с другого языка позволяет лучше понять своеобразие и красоту языка родного. Как вы думаете, почему? Найдите в статье С.Я. Маршака близкую к позиции И.Ф. Анненского мысль. 4. В чём смысл сравнения искусства переводчика с искусством художника-портретиста, а не с работой фотографа? Роберт Льюис Стивенсон Остров сокровищ (Избранные главы) Страница 351 Вопросы и задания 1. Расскажите подробно об истории создания романа «Остров сокровищ». 2. Составьте план основных событий третьей части романа «Мои приключения на суше». Какие из них показались вам наиболее захватывающими и важными? Почему? 3. Зачитайте эпизоды романа, проиллюстрированные Г. Броком. Придумайте названия для иллюстраций. 4*. Прочитайте роман «Остров сокровищ» полностью. Подумайте, с помощью каких средств автору удаётся поддерживать интерес читателей на протяжении всего повествования. Антуан де Сент-Экзюпери Страница 355 Вопросы и задания 1*. Прочитайте книгу «Планета людей». Какие мысли писателя показались вам самыми важными? Почему? 2. Каким предстаёт перед нами рассказчик в ходе повествования? Можно ли считать «Планету людей» автобиографическим произведением? 3. В какие жизненные ситуации попадают герои? Как они преодолевают трудности? 4*. Определите жанр «Планеты людей». Свой ответ аргументируйте. Маленький принц (Фрагмент) Страница 360 Вопросы и задания 1. Какие глубокие, порой парадоксальные суждения слышит Маленький принц от Лиса? Что, благодаря этой встрече, герой понимает? 2. Почему Маленький принц говорит розам: «Вы ещё ничто»? 3. Какие высказывания из этого фрагмента стали афоризмами? 4*. Прочитайте повесть-сказку «Маленький принц» полностью. Поразмышляйте над философским смыслом произведения. В чём его близость жанру притчи? Волшебной сказки? Какие образы-символы встречаются в повести? Как решается в ней тема одиночества и ответственности? Какие уроки можно извлечь из этой мудрой истории? Янка Купала Страница 367 Вопросы и задания 1. Перечислите основные вехи биографии Янки Купалы. 2. В чём жизненный путь поэта схож с биографиями других известных вам писателей? Каких именно? Страница 371 Вопросы и задания 1. Найдите в переводах белорусские слова. Как вы думаете, почему переводчики не отказались от них? 2. Сравните настроения, переданные поэтом в стихотворениях «Мужик» и «Алеся». Какие чувства вызвали у вас эти произведения? 3. Какая строфа из стихотворения «А кто там идёт?» наиболее соответствует иллюстрации художника В.П. Шаранговича? Почему? Итоговые вопросы и задания Страница 373 1. С какими жанрами русского фольклора вы познакомились в 7 классе? Какие художественные средства чаще других используются в изученных вами фольклорных произведениях? 2. Определите идею «Повести о Петре и Февронии Муромских». В чём её вневременное, духовно-нравственное значение? 3. Охарактеризуйте главное направление в русской литературе XVIII века. Назовите основных его представителей. 4. Вы познакомились со многими произведениями А.С. Пушкина. К каким жанрам, темам, образам обращался поэт? Подготовьтесь к выразительному чтению наизусть одного из стихотворений поэта. Перед чтением расскажите о произведении по данному плану: а) время написания стихотворения; б) тема стихотворения, система образов, художественная идея; в) художественные средства; г) стихотворный размер. 5. Расскажите о целях и методах (приёмах) сатирической литературы второй половины XIX века. 6. На основе изученного материала составьте тезисный план на тему «Народные характеры в творчестве русских писателей XIX века». 7. Как вы поняли, что такое романтизм как литературное направление? Какова судьба романтизма в XX веке? Дайте развёрнутый ответ с примерами. 8. В каких изученных вами произведениях XX века поднимается тема Родины, отчего дома, любимого края? Проанализируйте образную структуру, мотивы, художественное своеобразие одного из этих произведений. 9. Составьте план и подготовьте устное сочинение на тему «Духовно-нравственные проблемы в произведениях русских писателей второй половины XX века». 10. Творческая история какого произведения вам особенно запомнилась? Что даёт знание истории того или иного текста для понимания авторского замысла и художественной идеи произведения? 11. Произведение какого зарубежного писателя произвело на вас особое впечатление? Почему? Постарайтесь самостоятельно узнать больше о его жизни и творчестве. Поделитесь результатами своего исследования с одноклассниками — подготовьте сообщение. 12. Разгадайте итоговые кроссворды.