menu


ГДЗ по литературе 7 класс Меркин Страница 331-373




Страница 331

Вопросы и задания 

1. Почему перевод «немыслим без затраты душевных сил, без воображения, интуиции...»?

2. Почему при переводе с одного языка на другой нужно обязательно чем-то «жертвовать»? Чем нужно «жертвовать», по мнению С.Я. Маршака?

3. Другой поэт и переводчик — Иннокентий Фёдорович Анненский считал, что перевод с другого языка позволяет лучше понять своеобразие и красоту языка родного. Как вы думаете, почему? Найдите в статье С.Я. Маршака близкую к позиции И.Ф. Анненского мысль.

4. В чём смысл сравнения искусства переводчика с искусством художника-портретиста, а не с работой фотографа?

Роберт Льюис Стивенсон

Остров сокровищ (Избранные главы)

Страница 351

Вопросы и задания 

1. Расскажите подробно об истории создания романа «Остров сокровищ».

В непримечательный дождливый день вдохновение к роману "Остров сокровищ" пришло к Роберту Льюису Стивенсону, когда он увидел, как пасынок писателя, занятый таинственными манипуляциями, создавал загадочную карту. Красные крестики и под ними загадочная надпись "Здесь спрятаны сокровища" создали картину, похожую на дракона. Этот зрелищный момент вдохновил Стивенсона.

Однако, когда отчим забрал созданную карту с собой, пасынок был огорчен. Тем не менее, сам Стивенсон, в предвкушении приключений, представил себе, как его герои взаимодействуют с подобной картой. На следующий день он принес главу "Судового кока" своей семье, затем каждый вечер добавлял новую главу и читал всем. Постепенно формировались детали рассказа: сундук Билли Бонса, бочка с яблоками.

История о сокровищах, задуманная как семейный развлекательный рассказ, нашла свой путь в журнале "Янг Фолкс" под псевдонимом "Капитан Джордж Норт". Несмотря на изначальные неудовлетворенные ожидания читателей, роман был опубликован в 1883 году, затем с иллюстрациями в 1885 году, и встретился с благосклонными отзывами критиков. Великое произведение, под названием "Остров сокровищ", прочитали как дети, так и влиятельные личности, оставив свой след в литературной истории, пережив века и прославив автора.

2. Составьте план основных событий третьей части романа «Мои приключения на суше». Какие из них показались вам наиболее захватывающими и важными? Почему?

3. Зачитайте эпизоды романа, проиллюстрированные Г. Броком. Придумайте названия для иллюстраций.

4*. Прочитайте роман «Остров сокровищ» полностью. Подумайте, с помощью каких средств автору удаётся поддерживать интерес читателей на протяжении всего повествования.

Антуан де Сент-Экзюпери

Страница 355

Вопросы и задания 

1*. Прочитайте книгу «Планета людей». Какие мысли писателя показались вам самыми важными? Почему?

В произведении "Планета людей" Антуан де Сент-Экзюпери пронизывает тема ценности моментов и простоты жизни. Через переживания персонажей, писатель напоминает нам о важности осознанности и благодарности за простые радости бытия. Он подчеркивает, что в бегстве за будущим и материальными достижениями мы иногда упускаем из виду ценные моменты, которые формируют наше счастье. Таким образом, мысль о ценности простых радостей и гармонии с окружающим миром является одной из ключевых идей, которую Экзюпери стремится донести до читателя через свою "Планету людей".

2. Каким предстаёт перед нами рассказчик в ходе повествования? Можно ли считать «Планету людей» автобиографическим произведением?

В течение повествования в произведении "Планета людей" рассказчик предстает перед нами как человек, чья душа глубоко связана с природой и человечеством. Он выражает любовь к миру и восхищение разнообразием жизни. Рассказчик воспринимает планету как единое целое, подчеркивая важность гармонии между небом и землей.

Однако, несмотря на общую любовь к жизни, автобиографичность произведения "Планета людей" остается вопросом. Хотя герой рассказа и разделяет многие взгляды с автором, нельзя однозначно утверждать, что это полностью автобиографическое произведение. Сент-Экзюпери мог вкладывать свои собственные мысли и чувства в рассказ, но герой скорее символизирует определенные идеи и ценности, чем точное отражение автора.

3. В какие жизненные ситуации попадают герои? Как они преодолевают трудности?

В произведении "Планета людей" герои оказываются в жизненных ситуациях, наполненных опасностью и неожиданностями. Служба летчика влечет за собой риск аварий и чрезвычайных ситуаций, особенно в условиях пустыни, как Сахара. Главные персонажи сталкиваются с поломками самолета, борьбой с жаждой и миражами, что представляет реальные испытания для их выживания.

Важным моментом в повествовании является также встреча с дикими племенами, которые представляют угрозу для жизни героев. Столкновения с этими племенами демонстрируют не только физические, но и моральные трудности, с которыми приходится сталкиваться героям.

Не смотря на все трудности, герои проявляют стойкость, решительность и веру в себя. Они преодолевают трудности не только физически, но и духовно, поднимаясь над неблагоприятными обстоятельствами и служа примером мужества и решимости.

4*. Определите жанр «Планеты людей». Свой ответ аргументируйте.

"Планета людей" можно определить как литературное произведение в жанре очерка. Это произведение представляет собой небольшие литературные зарисовки, в которых автор дает краткие, но выразительные описания событий и явлений. В данном случае, основная тема — служба летчиков, и через живые истории автор рассказывает о повседневных ситуациях, опасностях и вызовах, с которыми сталкиваются герои в процессе своей службы. Этот жанр позволяет автору передать читателю не только факты, но и эмоциональный настрой и особенности восприятия персонального опыта.

Маленький принц (Фрагмент)

Страница 360

Вопросы и задания 

1. Какие глубокие, порой парадоксальные суждения слышит Маленький принц от Лиса? Что, благодаря этой встрече, герой понимает?

2. Почему Маленький принц говорит розам: «Вы ещё ничто»?

3. Какие высказывания из этого фрагмента стали афоризмами?

4*. Прочитайте повесть-сказку «Маленький принц» полностью. Поразмышляйте над философским смыслом произведения. В чём его близость жанру притчи? Волшебной сказки? Какие образы-символы встречаются в повести? Как решается в ней тема одиночества и ответственности? Какие уроки можно извлечь из этой мудрой истории?

Янка Купала

Страница 367

Вопросы и задания 

1. Перечислите основные вехи биографии Янки Купалы.

2. В чём жизненный путь поэта схож с биографиями других известных вам писателей? Каких именно?

Страница 371

Вопросы и задания 

1. Найдите в переводах белорусские слова. Как вы думаете, почему переводчики не отказались от них?

2. Сравните настроения, переданные поэтом в стихотворениях «Мужик» и «Алеся». Какие чувства вызвали у вас эти произведения?

3. Какая строфа из стихотворения «А кто там идёт?» наиболее соответствует иллюстрации художника В.П. Шаранговича? Почему?

Итоговые вопросы и задания

Страница 373

1. С какими жанрами русского фольклора вы познакомились в 7 классе? Какие художественные средства чаще других используются в изученных вами фольклорных произведениях?

В 7 классе мы погрузились в разнообразие русского фольклора, включая песни, басни, сказки, сказы, пословицы и поговорки. В этих произведениях прослеживается тесная связь с музыкой и изобразительным искусством, отражая всеобъемлющие мотивы и настроения. Художественные средства, использованные в фольклоре, включают в себя эзопов язык, метафоры, олицетворение (природа одушевлена и обладает сверхъестественными силами), гиперболы, литоты, гротеск, создавая яркую и выразительную картину мира.

2. Определите идею «Повести о Петре и Февронии Муромских». В чём её вневременное, духовно-нравственное значение?

Повесть о Петре и Февронии Муромских несет в себе вневременную идею, акцентируя важность основных человеческих ценностей. На фоне современных вызовов и изменений ценностных ориентаций, эта повесть остается актуальной, подчеркивая ценность любви, справедливости и благородства души. В основе повести лежит житие святых, где князь и девушка демонстрируют пример стойкости, мудрости и преданности высшим духовным идеалам. Особенно важным является урок о том, что исцеление и преодоление трудностей возможны благодаря любви, которая становится основой для мудрости, благородства и милосердия. Таким образом, повесть призывает сохранять и ценить человеческие ценности, несмотря на изменения в обществе и подчеркивает важность любви как непреходящего источника духовного обогащения.

3. Охарактеризуйте главное направление в русской литературе XVIII века. Назовите основных его представителей.

4. Вы познакомились со многими произведениями А.С. Пушкина. К каким жанрам, темам, образам обращался поэт? Подготовьтесь к выразительному чтению наизусть одного из стихотворений поэта. Перед чтением расскажите о произведении по данному плану:

а) время написания стихотворения;

б) тема стихотворения, система образов, художественная идея;

в) художественные средства;

г) стихотворный размер.

5. Расскажите о целях и методах (приёмах) сатирической литературы второй половины XIX века.

В эпоху второй половины XIX века сатирическая литература в России стала мощным инструментом выражения общественного недовольства и критики существующего порядка. Основной целью сатиры того времени было обличение недостатков общества, выявление социальных противоречий и стремление к переменам.

Сатирические методы в литературе второй половины XIX века проявлялись через остроумное ироническое изображение реальности, создание комических образов, а также использование пародий и сарказма. Журналы, такие как "Искра", "Гудок" и "Будильник", стали площадками для выражения сатирических взглядов, предостерегая общество от устаревших и несправедливых норм.

Сатира второй половины XIX века преследовала не только цель развлечения, но и активно вмешивалась в социальные и политические дебаты, поднимая вопросы об изменениях и реформах.

6. На основе изученного материала составьте тезисный план на тему «Народные характеры в творчестве русских писателей XIX века».

7. Как вы поняли, что такое романтизм как литературное направление? Какова судьба романтизма в XX веке? Дайте развёрнутый ответ с примерами.

Романтизм в литературе представляет собой творческое направление, которое отражает неудовлетворенность существующим порядком в обществе и стремление к выражению эмоций, мечтаний и чувств. Это направление противопоставляет реальность идеализированному миру, полному внутренних переживаний и фантазий.

Важной чертой романтизма является стремление к свободе творчества, выражение индивидуальности и восприятие мира через призму чувств. Романтические произведения часто обращаются к природе, мистике и истории, подчеркивая эмоциональную глубину персонажей.

В XX веке судьба романтизма была двоякой. С одной стороны, он оказал влияние на многие течения модернизма, включая символизм и неоромантизм. С другой стороны, развитие новых литературных и художественных течений, таких как реализм, натурализм и экспрессионизм, поставило романтизм в тень.

Примером романтизма в литературе может служить произведение "Гиперион" Фридриха Гёльдерлина, где автор выражает свои чувства по отношению к природе и духовным идеалам.

8. В каких изученных вами произведениях XX века поднимается тема Родины, отчего дома, любимого края? Проанализируйте образную структуру, мотивы, художественное своеобразие одного из этих произведений.

В творчестве Александра Блока, представителя символизма, тема Родины занимает особое место, преломляясь через его восприятие мира. В поэзии Блока Родина не предстает как абстрактное понятие, а становится живым образом, переживающим радости и боли.

Блок вводит новаторский подход, представляя Родину как красивую женщину, тоскующую невесту. Этот образ приобретает глубокий смысл, а поэтическое изображение Родины становится отражением его любви и сострадания к стране. В стихах Блока Россия олицетворяется не только как географическое пространство, но и как духовная реальность.

Произведения, такие как "Россия" и "Русь", отражают чувства поэта к Родине. Блок видит в России несмотря на трудные времена красоту и утонченность, а его стихи пронизаны темой любви к отчему дому.

В последующих произведениях, Блок анализирует значение России, несмотря на ее нищету. Поэт ищет и находит в стране нечто прекрасное, что невидимо для внешних глаз, но важно для души. Таким образом, тема Родины в творчестве Александра Блока пронизана глубоким чувством и новаторским взглядом на этот образ.

9. Составьте план и подготовьте устное сочинение на тему «Духовно-нравственные проблемы в произведениях русских писателей второй половины XX века».

10. Творческая история какого произведения вам особенно запомнилась? Что даёт знание истории того или иного текста для понимания авторского замысла и художественной идеи произведения?

11. Произведение какого зарубежного писателя произвело на вас особое впечатление? Почему? Постарайтесь самостоятельно узнать больше о его жизни и творчестве. Поделитесь результатами своего исследования с одноклассниками — подготовьте сообщение.

12. Разгадайте итоговые кроссворды.






ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 2 страница 331-373