Страница 331
Вопросы и задания
1. Почему перевод «немыслим без затраты душевных сил, без воображения, интуиции...»?
2. Почему при переводе с одного языка на другой нужно обязательно чем-то «жертвовать»? Чем нужно «жертвовать», по мнению С.Я. Маршака?
3. Другой поэт и переводчик — Иннокентий Фёдорович Анненский считал, что перевод с другого языка позволяет лучше понять своеобразие и красоту языка родного. Как вы думаете, почему? Найдите в статье С.Я. Маршака близкую к позиции И.Ф. Анненского мысль.
4. В чём смысл сравнения искусства переводчика с искусством художника-портретиста, а не с работой фотографа?
Роберт Льюис Стивенсон
Остров сокровищ (Избранные главы)
Страница 351
1. Расскажите подробно об истории создания романа «Остров сокровищ».
В непримечательный дождливый день вдохновение к роману "Остров сокровищ" пришло к Роберту Льюису Стивенсону, когда он увидел, как пасынок писателя, занятый таинственными манипуляциями, создавал загадочную карту. Красные крестики и под ними загадочная надпись "Здесь спрятаны сокровища" создали картину, похожую на дракона. Этот зрелищный момент вдохновил Стивенсона.
Однако, когда отчим забрал созданную карту с собой, пасынок был огорчен. Тем не менее, сам Стивенсон, в предвкушении приключений, представил себе, как его герои взаимодействуют с подобной картой. На следующий день он принес главу "Судового кока" своей семье, затем каждый вечер добавлял новую главу и читал всем. Постепенно формировались детали рассказа: сундук Билли Бонса, бочка с яблоками.
История о сокровищах, задуманная как семейный развлекательный рассказ, нашла свой путь в журнале "Янг Фолкс" под псевдонимом "Капитан Джордж Норт". Несмотря на изначальные неудовлетворенные ожидания читателей, роман был опубликован в 1883 году, затем с иллюстрациями в 1885 году, и встретился с благосклонными отзывами критиков. Великое произведение, под названием "Остров сокровищ", прочитали как дети, так и влиятельные личности, оставив свой след в литературной истории, пережив века и прославив автора.
2. Составьте план основных событий третьей части романа «Мои приключения на суше». Какие из них показались вам наиболее захватывающими и важными? Почему?
3. Зачитайте эпизоды романа, проиллюстрированные Г. Броком. Придумайте названия для иллюстраций.
4*. Прочитайте роман «Остров сокровищ» полностью. Подумайте, с помощью каких средств автору удаётся поддерживать интерес читателей на протяжении всего повествования.
Антуан де Сент-Экзюпери
Страница 355
1*. Прочитайте книгу «Планета людей». Какие мысли писателя показались вам самыми важными? Почему?
В произведении "Планета людей" Антуан де Сент-Экзюпери пронизывает тема ценности моментов и простоты жизни. Через переживания персонажей, писатель напоминает нам о важности осознанности и благодарности за простые радости бытия. Он подчеркивает, что в бегстве за будущим и материальными достижениями мы иногда упускаем из виду ценные моменты, которые формируют наше счастье. Таким образом, мысль о ценности простых радостей и гармонии с окружающим миром является одной из ключевых идей, которую Экзюпери стремится донести до читателя через свою "Планету людей".
2. Каким предстаёт перед нами рассказчик в ходе повествования? Можно ли считать «Планету людей» автобиографическим произведением?
В течение повествования в произведении "Планета людей" рассказчик предстает перед нами как человек, чья душа глубоко связана с природой и человечеством. Он выражает любовь к миру и восхищение разнообразием жизни. Рассказчик воспринимает планету как единое целое, подчеркивая важность гармонии между небом и землей.
Однако, несмотря на общую любовь к жизни, автобиографичность произведения "Планета людей" остается вопросом. Хотя герой рассказа и разделяет многие взгляды с автором, нельзя однозначно утверждать, что это полностью автобиографическое произведение. Сент-Экзюпери мог вкладывать свои собственные мысли и чувства в рассказ, но герой скорее символизирует определенные идеи и ценности, чем точное отражение автора.
3. В какие жизненные ситуации попадают герои? Как они преодолевают трудности?
В произведении "Планета людей" герои оказываются в жизненных ситуациях, наполненных опасностью и неожиданностями. Служба летчика влечет за собой риск аварий и чрезвычайных ситуаций, особенно в условиях пустыни, как Сахара. Главные персонажи сталкиваются с поломками самолета, борьбой с жаждой и миражами, что представляет реальные испытания для их выживания.
Важным моментом в повествовании является также встреча с дикими племенами, которые представляют угрозу для жизни героев. Столкновения с этими племенами демонстрируют не только физические, но и моральные трудности, с которыми приходится сталкиваться героям.
Не смотря на все трудности, герои проявляют стойкость, решительность и веру в себя. Они преодолевают трудности не только физически, но и духовно, поднимаясь над неблагоприятными обстоятельствами и служа примером мужества и решимости.
4*. Определите жанр «Планеты людей». Свой ответ аргументируйте.
"Планета людей" можно определить как литературное произведение в жанре очерка. Это произведение представляет собой небольшие литературные зарисовки, в которых автор дает краткие, но выразительные описания событий и явлений. В данном случае, основная тема — служба летчиков, и через живые истории автор рассказывает о повседневных ситуациях, опасностях и вызовах, с которыми сталкиваются герои в процессе своей службы. Этот жанр позволяет автору передать читателю не только факты, но и эмоциональный настрой и особенности восприятия персонального опыта.
Маленький принц (Фрагмент)
Страница 360
1. Какие глубокие, порой парадоксальные суждения слышит Маленький принц от Лиса? Что, благодаря этой встрече, герой понимает?
2. Почему Маленький принц говорит розам: «Вы ещё ничто»?
3. Какие высказывания из этого фрагмента стали афоризмами?
4*. Прочитайте повесть-сказку «Маленький принц» полностью. Поразмышляйте над философским смыслом произведения. В чём его близость жанру притчи? Волшебной сказки? Какие образы-символы встречаются в повести? Как решается в ней тема одиночества и ответственности? Какие уроки можно извлечь из этой мудрой истории?
Янка Купала
Страница 367
1. Перечислите основные вехи биографии Янки Купалы.
2. В чём жизненный путь поэта схож с биографиями других известных вам писателей? Каких именно?
Страница 371
1. Найдите в переводах белорусские слова. Как вы думаете, почему переводчики не отказались от них?
2. Сравните настроения, переданные поэтом в стихотворениях «Мужик» и «Алеся». Какие чувства вызвали у вас эти произведения?
3. Какая строфа из стихотворения «А кто там идёт?» наиболее соответствует иллюстрации художника В.П. Шаранговича? Почему?
Итоговые вопросы и задания
Страница 373
1. С какими жанрами русского фольклора вы познакомились в 7 классе? Какие художественные средства чаще других используются в изученных вами фольклорных произведениях?
В 7 классе мы погрузились в разнообразие русского фольклора, включая песни, басни, сказки, сказы, пословицы и поговорки. В этих произведениях прослеживается тесная связь с музыкой и изобразительным искусством, отражая всеобъемлющие мотивы и настроения. Художественные средства, использованные в фольклоре, включают в себя эзопов язык, метафоры, олицетворение (природа одушевлена и обладает сверхъестественными силами), гиперболы, литоты, гротеск, создавая яркую и выразительную картину мира.
2. Определите идею «Повести о Петре и Февронии Муромских». В чём её вневременное, духовно-нравственное значение?
Повесть о Петре и Февронии Муромских несет в себе вневременную идею, акцентируя важность основных человеческих ценностей. На фоне современных вызовов и изменений ценностных ориентаций, эта повесть остается актуальной, подчеркивая ценность любви, справедливости и благородства души. В основе повести лежит житие святых, где князь и девушка демонстрируют пример стойкости, мудрости и преданности высшим духовным идеалам. Особенно важным является урок о том, что исцеление и преодоление трудностей возможны благодаря любви, которая становится основой для мудрости, благородства и милосердия. Таким образом, повесть призывает сохранять и ценить человеческие ценности, несмотря на изменения в обществе и подчеркивает важность любви как непреходящего источника духовного обогащения.
3. Охарактеризуйте главное направление в русской литературе XVIII века. Назовите основных его представителей.
4. Вы познакомились со многими произведениями А.С. Пушкина. К каким жанрам, темам, образам обращался поэт? Подготовьтесь к выразительному чтению наизусть одного из стихотворений поэта. Перед чтением расскажите о произведении по данному плану:
а) время написания стихотворения;
б) тема стихотворения, система образов, художественная идея;
в) художественные средства;
г) стихотворный размер.
5. Расскажите о целях и методах (приёмах) сатирической литературы второй половины XIX века.
В эпоху второй половины XIX века сатирическая литература в России стала мощным инструментом выражения общественного недовольства и критики существующего порядка. Основной целью сатиры того времени было обличение недостатков общества, выявление социальных противоречий и стремление к переменам.
Сатирические методы в литературе второй половины XIX века проявлялись через остроумное ироническое изображение реальности, создание комических образов, а также использование пародий и сарказма. Журналы, такие как "Искра", "Гудок" и "Будильник", стали площадками для выражения сатирических взглядов, предостерегая общество от устаревших и несправедливых норм.
Сатира второй половины XIX века преследовала не только цель развлечения, но и активно вмешивалась в социальные и политические дебаты, поднимая вопросы об изменениях и реформах.
6. На основе изученного материала составьте тезисный план на тему «Народные характеры в творчестве русских писателей XIX века».
7. Как вы поняли, что такое романтизм как литературное направление? Какова судьба романтизма в XX веке? Дайте развёрнутый ответ с примерами.
Романтизм в литературе представляет собой творческое направление, которое отражает неудовлетворенность существующим порядком в обществе и стремление к выражению эмоций, мечтаний и чувств. Это направление противопоставляет реальность идеализированному миру, полному внутренних переживаний и фантазий.
Важной чертой романтизма является стремление к свободе творчества, выражение индивидуальности и восприятие мира через призму чувств. Романтические произведения часто обращаются к природе, мистике и истории, подчеркивая эмоциональную глубину персонажей.
В XX веке судьба романтизма была двоякой. С одной стороны, он оказал влияние на многие течения модернизма, включая символизм и неоромантизм. С другой стороны, развитие новых литературных и художественных течений, таких как реализм, натурализм и экспрессионизм, поставило романтизм в тень.
Примером романтизма в литературе может служить произведение "Гиперион" Фридриха Гёльдерлина, где автор выражает свои чувства по отношению к природе и духовным идеалам.
8. В каких изученных вами произведениях XX века поднимается тема Родины, отчего дома, любимого края? Проанализируйте образную структуру, мотивы, художественное своеобразие одного из этих произведений.
В творчестве Александра Блока, представителя символизма, тема Родины занимает особое место, преломляясь через его восприятие мира. В поэзии Блока Родина не предстает как абстрактное понятие, а становится живым образом, переживающим радости и боли.
Блок вводит новаторский подход, представляя Родину как красивую женщину, тоскующую невесту. Этот образ приобретает глубокий смысл, а поэтическое изображение Родины становится отражением его любви и сострадания к стране. В стихах Блока Россия олицетворяется не только как географическое пространство, но и как духовная реальность.
Произведения, такие как "Россия" и "Русь", отражают чувства поэта к Родине. Блок видит в России несмотря на трудные времена красоту и утонченность, а его стихи пронизаны темой любви к отчему дому.
В последующих произведениях, Блок анализирует значение России, несмотря на ее нищету. Поэт ищет и находит в стране нечто прекрасное, что невидимо для внешних глаз, но важно для души. Таким образом, тема Родины в творчестве Александра Блока пронизана глубоким чувством и новаторским взглядом на этот образ.
9. Составьте план и подготовьте устное сочинение на тему «Духовно-нравственные проблемы в произведениях русских писателей второй половины XX века».
10. Творческая история какого произведения вам особенно запомнилась? Что даёт знание истории того или иного текста для понимания авторского замысла и художественной идеи произведения?
11. Произведение какого зарубежного писателя произвело на вас особое впечатление? Почему? Постарайтесь самостоятельно узнать больше о его жизни и творчестве. Поделитесь результатами своего исследования с одноклассниками — подготовьте сообщение.
12. Разгадайте итоговые кроссворды.