ПОЭЗИЯ XX ВЕКА О РОССИИ Страница 292 Вопросы и задания 1*. Перед вами стихи поэтов ХХ века о России. Как вы думаете, что сближает их с прочитанными вами стихотворениями о России поэтов ХIХ века, а что отличает от них? 2. Какое из приведённых стихотворений вам особенно понравилось? Почему? 3. Дайте развёрнутую характеристику двух стихотворений. Какие художественные средства используют поэты и с какой целью? 4. Выучите наизусть одно-два стихотворения о Родине поэтов ХХ века. Послушайте выразительное чтение стихотворения И. Северянина «Запевка». 5*. Познакомьтесь с другими стихотворениями о России, написанными русскими писателями XX столетия. Об одном из поэтов вы можете подготовить сообщение, дополнив его компьютерной презентацией. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Уильям Шекспир Страница 296 Вопросы и задания 1. Что вы узнали о драматурге и поэте У. Шекспире? 2. Имена каких переводчиков Шекспира вам известны? Какие произведения поэта они переводили? Сонеты Страница 299 Вопросы и задания 1. Определите тему каждого сонета. Предложите название для каждого стихотворения. 2. Где в сонете № 30 описание, а где — разрешение темы? 3. В чём иносказательный смысл сонета № 54? 4. Наиболее частый художественный приём в сонетах — прямое и скрытое сравнение. Что с чем сравнивается в сонете № 102 и как это сравнение помогает лучше понять разрешение темы, финальную часть стихотворения? 5. Выучите наизусть один из сонетов У. Шекспира. Мацуо Басё Страница 307 Вопросы и задания 1. Каким вы представляете себе Басё? 2. Какие чувства и мысли вызвал у вас образ жизни Басё и его отношение к творчеству? 3. Басё довольствовался малым. Докажите этот тезис фразами из статьи. 4. Определите на основании статьи основные принципы написания хокку (хайку). Страница 313 Вопросы и задания 1*. Почему для более глубокого понимания хокку важно знакомство с японской культурой? 2. Владимир Соколов утверждает, что хокку — это «не стихи, а образ жизни». Раскройте эту мысль на примере жизни Басё. 3. Возьмите любое стихотворение Басё и определите в нём содержание тезы, антитезы и катарсиса. 4. Выучите наизусть несколько стихотворений Басё. Живое слово 1. Попробуйте самостоятельно сочинить хокку. 2. Япония — страна с богатыми чайными традициями. Найдите о них материал и подготовьте сообщение. Джонатан Свифт Путешествия Гулливера (Фрагменты) Страница 320 Вопросы и задания 1*. Вспомните содержание понятий «фантастика», «аллегория», «сатира», «ирония», «гротеск». Проиллюстрируйте определения примерами из прочитанных фрагментов «Путешествий Гулливера». 2. Что в представленных отрывках высмеивает Свифт? 3. Какие рассуждения рассказчика, на ваш взгляд, не потеряли своей актуальности и в наши дни? 4*. Прочитайте книгу «Путешествия Гулливера» полностью. Составьте компьютерную презентацию по содержанию одной из частей романа. Расскажите о центральных образах и объектах сатиры. Роберт Бёрнс Страница 322 Вопросы и задания 1. Какие детали из биографии Р. Бёрнса помогли вам лучше представить образ поэта? 2. Запишите краткий план статьи и подготовьте рассказ о поэте по этому плану. Возвращение солдата Страница 325 Вопросы и задания 1. О чём стихотворение Р. Бёрнса? 2. Попробуйте определить жанр произведения. В случае затруднений вернитесь к разделу «Песни». Какой народный песенный жанр напоминает вам стихотворение? По каким признакам вы отнесли его к этому жанру? Обоснуйте свой выбор. Джон Ячменное Зерно Страница 327 Вопросы и задания 1. Какими качествами наделяет Бёрнс своего героя? Почему он вызывал ярость и ненависть у трёх королей? 2. Во что превратили Джона его враги? В чём скрытый смысл этого превращения? 3. Джон Ячменное Зерно — образ-персонаж? Или его имя — это метафора? Перечитайте очень внимательно строфы от слов «Настало время помирать...» до слов «И души веселит». Какие действия подробно и реалистически изображены в тексте? Вспомните определение аллегории. Приведите примеры аллегории из текста стихотворения. 4. Стихотворение Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно» написано в жанре баллады. Постарайтесь обосновать этот тезис. Для этого вспомните определение баллады и изученные вами произведения в этом жанре. 5. Какова художественная идея баллады? Свой ответ обоснуйте. 6*. Познакомьтесь с другими произведениями Р. Бёрнса. Определите их тему и главную мысль.