menu


ГДЗ по литературе 7 класс Меркин Страница 292-330




ПОЭЗИЯ XX ВЕКА О РОССИИ

Страница 292

Вопросы и задания 

1*. Перед вами стихи поэтов ХХ века о России. Как вы думаете, что сближает их с прочитанными вами стихотворениями о России поэтов ХIХ века, а что отличает от них?

Общими чертами стихотворений о России в XIX и XX веках является глубокое чувство патриотизма, любви к своей стране и восхищение ее красотой, природой и народом. Оба периода литературной истории России отражают различные аспекты жизни страны через поэтические образы и язык.
Однако, есть и отличия между стихотворениями XIX и XX века. Стихи XIX века имеют более формальные структуры, строгие метрические схемы и ярко выраженную романтическую тематику. Они возвышают Россию как родину, прекрасную и великую, и подчеркивают ее историческое значение.

Стихи XX века, напротив, чаще отражают современные социальные и политические реалии, а также внутренние конфликты и трагедии. Они чаще используют более современный язык, свободные формы и инновационные поэтические техники. Эти стихотворения могут быть более экспериментальными и абстрактными, отражая сложные чувства и мысли авторов относительно своей родины.

2. Какое из приведённых стихотворений вам особенно понравилось? Почему?

Из приведенных стихотворений мне особенно понравилось стихотворение "Муромский сруб" Андрея Вознесенского. Это произведение обладает глубокой эмоциональной и символической нагрузкой, раскрывая тему привязанности к родному дому и желание сохранить традиции и историю. Образно-выразительные средства, такие как метафоры, эпитеты и символы, помогают автору передать свои чувства и мысли, делая стихотворение запоминающимся и мощным.

3. Дайте развёрнутую характеристику двух стихотворений. Какие художественные средства используют поэты и с какой целью?

Стихотворение "Муромский сруб" Андрея Вознесенского является ярким примером поэтической работы, которая использует образно-выразительные средства для передачи эмоций и идей. Автор использует метафоры, такие как "деревянный друг" и "замшелая скамейка", чтобы описать связь с родным домом и его историей. Эпитеты, такие как "старинный" и "замшелый", создают образ старой истории и традиций. Символы, такие как "кулак" и "молчание", добавляют глубину и многозначность стихотворению, делая его более эмоционально насыщенным и интересным для читателя.

Ритм и структура стихотворения также играют важную роль в его эффективности. Длинные строки и повторяющиеся звуки создают мелодичный и ритмичный ритм, который подчеркивает эмоциональную интенсивность текста. В целом, стихотворение Андрея Вознесенского является проникновенным и мощным произведением, которое оставляет сильное впечатление на читателя и заставляет задуматься о темах родины, идентичности и принадлежности.

4. Выучите наизусть одно-два стихотворения о Родине поэтов ХХ века. Послушайте выразительное чтение стихотворения И. Северянина «Запевка».

5*. Познакомьтесь с другими стихотворениями о России, написанными русскими писателями XX столетия. Об одном из поэтов вы можете подготовить сообщение, дополнив его компьютерной презентацией.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир

Страница 296

Вопросы и задания 

1. Что вы узнали о драматурге и поэте У. Шекспире?

Уильям Шекспир — выдающийся английский поэт и драматург, считается одним из величайших писателей всех времен. Его творчество включает в себя 38 пьес, включая такие известные произведения, как "Гамлет", "Ромео и Джульетта", "Отелло", "Король Лир", "Макбет" и многие другие. Шекспир также написал 154 сонета, которые отличаются глубокой лиричностью и эмоциональной интенсивностью.

2. Имена каких переводчиков Шекспира вам известны? Какие произведения поэта они переводили?

Известными переводчиками произведений Шекспира на русский язык являются Апполон Григорьев, Самуил Маршак, Александр Финкель, Борис Пастернак и Владимир Тяптин. Они переводили различные произведения Шекспира, включая его пьесы и сонеты. Каждый переводчик придавал свой уникальный стиль и тон переводу, что делает их работы интересными для сравнения и изучения.

Сонеты

Страница 299

Вопросы и задания 

1. Определите тему каждого сонета. Предложите название для каждого стихотворения.

Для сонетов можно предложить следующие названия:

Сонет 30: "Память о прошлом"
Сонет 54: "Истина красоты"
Сонет 90: "Безнадежная любовь"

2. Где в сонете № 30 описание, а где — разрешение темы?

В сонете № 30 описание темы начинается с первой строки и заканчивается на строке "и все, что в жизни мне казалось мило". Разрешение темы начинается со строки "Но если все счастье уже прошло", которая вводит в финальную часть стихотворения.

3. В чём иносказательный смысл сонета № 54?

Иносказательный смысл сонета № 54 заключается в том, что красота должна быть искренней и правдивой, не должна маскировать или прятать суть вещей.

4. Наиболее частый художественный приём в сонетах — прямое и скрытое сравнение. Что с чем сравнивается в сонете № 102 и как это сравнение помогает лучше понять разрешение темы, финальную часть стихотворения?

В сонете № 102 Шекспир сравнивает признание в любви с пением соловья. Это сравнение помогает подчеркнуть нежность и эмоциональность момента, когда герой признается в своей любви, и как звук соловья, он умолкает после этого, полный эмоций и чувств.

5. Выучите наизусть один из сонетов У. Шекспира.

Мацуо Басё

Страница 307

Вопросы и задания 

1. Каким вы представляете себе Басё?

Басё представляется мне как мудрый и простой человек, проникнутый глубоким уважением к природе и жизни.

2. Какие чувства и мысли вызвал у вас образ жизни Басё и его отношение к творчеству?

Образ жизни Басё и его отношение к творчеству вызывают у меня чувство восхищения и вдохновения. Он ведет простую и свободную жизнь, не связывая себя ни с какими материальными обязательствами или социальными ограничениями. Его преданность творчеству и стремление к простоте и истине вдохновляют на размышления о смысле жизни и ценности искусства.

3. Басё довольствовался малым. Докажите этот тезис фразами из статьи.

Басё действительно довольствовался малым, что можно увидеть из его отказа от материального благополучия в пользу свободы и творчества. Он выбрал жизнь бедного писателя, предпочтя ее богатой жизни самурая, что подтверждает его простоту и независимость.

4. Определите на основании статьи основные принципы написания хокку (хайку).

Страница 313

Вопросы и задания 

1*. Почему для более глубокого понимания хокку важно знакомство с японской культурой?

Для более глубокого понимания хокку важно знакомство с японской культурой, потому что хокку является не только литературным жанром, но и отражением особенностей японской мысли, менталитета и философии. В японской культуре существуют определенные нормы и ценности, которые находят свое отражение в хокку, такие как простота, скромность, гармония с природой, внимание к моменту (му). Знание японской культуры позволяет читателю лучше понять глубинные смыслы, заложенные в хокку, а также контекст, в котором они были созданы.

2. Владимир Соколов утверждает, что хокку — это «не стихи, а образ жизни». Раскройте эту мысль на примере жизни Басё.

Владимир Соколов правильно отмечает, что хокку — это не просто стихи, а образ жизни. Примером этому может служить жизнь японского поэта и монаха Басё. Он отрекся от материальных благ и мирских забот, предпочтя простую и скромную жизнь в природе. Его творчество наполнено наблюдениями за природой, мгновенными впечатлениями и отражением внутреннего состояния. Басё стремился к простоте и гармонии, как в своей жизни, так и в своем творчестве, что делает его образ жизни неотъемлемой частью его поэзии и подтверждает слова Соколова о том, что хокку — это образ жизни.

3. Возьмите любое стихотворение Басё и определите в нём содержание тезы, антитезы и катарсиса.

4. Выучите наизусть несколько стихотворений Басё.

Живое слово 

1. Попробуйте самостоятельно сочинить хокку.

Утренний рассвет,
переливы на воде —
природа спит.

2. Япония — страна с богатыми чайными традициями. Найдите о них материал и подготовьте сообщение.

Джонатан Свифт

Путешествия Гулливера (Фрагменты)

Страница 320

Вопросы и задания 

1*. Вспомните содержание понятий «фантастика», «аллегория», «сатира», «ирония», «гротеск». Проиллюстрируйте определения примерами из прочитанных фрагментов «Путешествий Гулливера».

В "Путешествиях Гулливера" фантастическими элементами являются странные места, которые посещает Гулливер, такие как страна Лилипутов, где живут карлики, или страна Бробдингнаг, населенная гигантами. Эти места и существа не соответствуют реальности, создавая атмосферу фантастики.

Аллегория - это литературный прием, при котором символы и образы представляют абстрактные идеи или концепции. В "Путешествиях Гулливера" аллегорическими моментами являются страна Балнабарбар, где жители занимаются философией вредных и бесполезных наук, что символизирует бессмысленность и пустоту некоторых исследований и занятий.

Сатира - это литературный жанр, в котором автор высмеивает недостатки и проблемы общества или людей с целью вызвать изменение или критическое осмысление. В "Путешествиях Гулливера" сатирическими элементами являются изображения коррумпированных правителей или абсурдных обычаев в странах, которые посещает Гулливер. Например, в стране Лилипутов показаны абсурдные конфликты из-за незначительных вещей, что является критикой политических и социальных проблем.

Ирония - это литературный прием, при котором автор выражает мысли или события, противоположные их реальному значению, с целью создать сарказм или юмор. В "Путешествиях Гулливера" ироническими моментами являются ситуации, когда Гулливер оказывается в нелепых или абсурдных обстоятельствах из-за своего недооценения или непонимания местных обычаев.

Гротеск - это литературный прием, который используется для создания комического или абсурдного эффекта путем преувеличения или деформации обычных образов или ситуаций. В "Путешествиях Гулливера" гротеск представлен, например, в описании страны Лапути, где наука стала предметом абсурдных экспериментов и причудливых изобретений, что создает комический эффект.

2. Что в представленных отрывках высмеивает Свифт?

3. Какие рассуждения рассказчика, на ваш взгляд, не потеряли своей актуальности и в наши дни?

4*. Прочитайте книгу «Путешествия Гулливера» полностью. Составьте компьютерную презентацию по содержанию одной из частей романа. Расскажите о центральных образах и объектах сатиры.

Роберт Бёрнс

Страница 322

Вопросы и задания 

1. Какие детали из биографии Р. Бёрнса помогли вам лучше представить образ поэта?

2. Запишите краткий план статьи и подготовьте рассказ о поэте по этому плану.

Возвращение солдата

Страница 325

Вопросы и задания 

1. О чём стихотворение Р. Бёрнса?

Солдат из стихотворения Роберта Бёрнса предстаёт перед нами как простой, но честный и смелый человек. Он вернулся из войны, несмотря на все трудности и опасности, с сохранённой солдатской честью. Бедность и лишения, которые он перенёс, не подавили его духа. Встреча с возлюбленной Анной становится для него источником радости и счастья, несмотря на его скромные материальные возможности. Солдат выглядит как символ выживания и верности, отражая дух выносливости и надежности, характерный для людей, переживших испытание войны.

2. Попробуйте определить жанр произведения. В случае затруднений вернитесь к разделу «Песни». Какой народный песенный жанр напоминает вам стихотворение? По каким признакам вы отнесли его к этому жанру? Обоснуйте свой выбор.

Джон Ячменное Зерно

Страница 327

Вопросы и задания 

1. Какими качествами наделяет Бёрнс своего героя? Почему он вызывал ярость и ненависть у трёх королей?

Бернс наделяет своего героя, Джона Ячменное Зерно, качествами смелости, упорства, и непоколебимости. Джон символизирует простого народа, который борется за свои права и свободу. Его бесстрашие и отвага вызывают ярость и ненависть у трех королей, так как они боятся потерять свою власть и контроль над народом. Джон, как символ независимости и справедливости, становится угрозой для королевского авторитета.
Джон Ячменное Зерно напоминает героя русского фольклора - Илью Муромца, также простого человека, обладающего невероятной силой и борющегося за свободу и справедливость.

2. Во что превратили Джона его враги? В чём скрытый смысл этого превращения?

Враги Джона превратили его в ячменное зерно, которое затем было сварено в пиво. Скрытый смысл этого превращения заключается в символическом переходе Джона в нечто более ценное и значимое после его смерти. Ячменное зерно символизирует его вечное влияние и неуничтожимость. Он остается духом борьбы и свободы, который продолжает жить в сердцах людей.

3. Джон Ячменное Зерно — образ-персонаж? Или его имя — это метафора? Перечитайте очень внимательно строфы от слов «Настало время помирать...» до слов «И души веселит». Какие действия подробно и реалистически изображены в тексте? Вспомните определение аллегории. Приведите примеры аллегории из текста стихотворения.

Джон Ячменное Зерно является образ-персонажем, а его имя - метафорой. В указанных строфах изображены реалистичные действия, такие как сражение Джона с врагами, его подрезание острым ножом и смерть. Аллегория присутствует в тексте, где упоминается ячменное зерно, символизирующее бессмертие и вечное влияние Джона.

4. Стихотворение Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно» написано в жанре баллады. Постарайтесь обосновать этот тезис. Для этого вспомните определение баллады и изученные вами произведения в этом жанре.

Стихотворение "Джон Ячменное Зерно" Бёрнса является балладой. Оно соответствует характерным чертам этого жанра: рассказ о герое, использование повторяющихся рефренов, наличие символического языка и выражение глубоких чувств и идей через повествование о прошлых событиях и легендах.

5. Какова художественная идея баллады? Свой ответ обоснуйте.

Художественная идея баллады заключается в том, что настоящий герой остается живым в памяти и сердцах людей даже после своей смерти. Даже когда тело героя уничтожено, его дух и идеалы продолжают влиять на жизнь людей и вдохновлять их на борьбу за справедливость и свободу.

6*. Познакомьтесь с другими произведениями Р. Бёрнса. Определите их тему и главную мысль.






ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 2 страница 292-330