menu


ГДЗ по литературе 7 класс Меркин Страница 226-291




Страница 226

Возвращаясь к теме 

Какие произведения, посвящённые Великой Отечественной войне, вы читали в 5 и 6 классах? Назовите их авторов.

Страница 229

Вопросы и задания 

1. Перед вами стихи лишь нескольких поэтов, ушедших воевать с фашизмом и не вернувшихся с полей Великой Отечественной войны. Из доступных вам источников найдите хотя бы краткие сведения об их жизни и судьбе.

2. Выучите наизусть одно из понравившихся вам стихотворений и выразительно прочитайте его.

3. Рассмотрите репродукции картин, посвящённых Великой Отечественной войне. Какие этапы этого исторического события отражены в картинах? Какие чувства передали художники А.А. Мыльников и А.П. Горский?

Страница 230

После уроков 

1. Найдите стихотворения других поэтов, героически павших на полях войны. Узнайте, кто из писателей вашего края воевал; подберите в школьной библиотеке о них материал и оформите его в виде книги, плаката или компьютерной презентации.

2. Подготовьте сценарий литературно-музыкальной композиции «Строка, оборванная пулей».

Борис Львович Васильев

Летят мои кони (Фрагмент)

Страница 233

После уроков 

1. Найдите стихотворения других поэтов, героически павших на полях войны. Узнайте, кто из писателей вашего края воевал; подберите в школьной библиотеке о них материал и оформите его в виде книги, плаката или компьютерной презентации.

2. Подготовьте сценарий литературно-музыкальной композиции «Строка, оборванная пулей».

Экспонат №..

Страница 259

Вопросы и задания 

1. Определите тему рассказа. Какой смысл вложен автором в название? Можно ли утверждать, что в названии скрыта ирония, горькая усмешка? Обоснуйте свой ответ.

Тема рассказа заключается в том, как важным символом стали для Анны Федотовны письма с фронта, единственным её связующим звеном с сыном, погибшим войне. Название «Письма с фронта» несет в себе иронический оттенок, так как для большинства людей эти письма не имели особого значения, а скорее были еще одним артефактом музея, лишенным внимания. Ирония проявляется в том, как несправедливо были оценены эти письма в глазах других персонажей.

2. Как в рассказе создаётся образ Игоря? Расскажите о его характере.

Образ Игоря в рассказе создается на основе фрагментов его писем и воспоминаний матери. Он представлен как молодой парень, который, несмотря на свою юность, проявил смелость и героизм на фронте. В его характере прослеживается простота и непосредственность, он мечтал о светлом будущем, как большинство его сверстников, и демонстрировал патриотизм и отвагу в борьбе за свою страну. Игорь остается для матери символом надежды и гордости, несмотря на его преждевременную утрату.

3. Что вы можете сказать о матери солдата Анне Федотовне? Нарисуйте устно её психологический портрет.

Анна Федотовна представлена как одинокая женщина, погруженная в свой горе. Она зависит от писем с фронта, которые стали единственным связующим звеном с её погибшим сыном. Она тоскует по нему и перестала интересоваться жизнью вокруг себя. Её психологический портрет олицетворяет печаль и беспокойство, но в то же время показывает её силу и преданность памяти сына

4*. Один из значимых образов в рассказе — образ времени. В чём его художественно-выразительная роль? Быстро ли движется время в рассказе? Говорят, время лечит. Согласен ли с этим автор? А вы? Вылечило ли время Анну Федотовну?

В рассказе время движется быстро, оно символизирует быстротечность человеческой жизни и быстрые перемены в мире. Хронология событий сжимается, показывая, как быстро проходит время и как все меняется. Время, конечно, может смягчить боль, но не всегда лечит её полностью. Для Анны Федотовны время не стало лекарством: её боль и горе сохраняются неизменными, и она продолжает жить в прошлом, не способная забыть потерю своего сына.

5. Что значили для матери письма с фронта? Чего она боялась больше всего? Почему? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Подготовьте тезисный (или цитатный) план ответа на вопрос.

Письма с фронта для Анны Фёдоровны были единственной связью с её сыном, погибшим на войне.
Она каждый день читала и перечитывала эти письма, так как они были её единственной памятью о сыне.
Боялась она больше всего потерять эти письма, так как они были для неё всем: связью с прошлым, памятью о сыне и источником поддержки в тяжёлые времена.

6. В рассказе есть такая деталь: «Уже отметили юбилей Победы, уже телевидение начало резко сокращать количество военных передач, а Анна Федотовна продолжала сидеть перед телеэкраном, всё ещё надеясь на чудо». Какого чуда ожидала мать? С помощью примеров из текста покажите, как через деталь раскрывается внутренний мир персонажа.

Мать ожидала чуда в виде возвращения её сына. Даже спустя много лет после войны, она все ещё надеялась на волшебный поворот событий и верила, что Игорь вернется живым.
Это видно из её поведения: она продолжала сидеть перед телеэкраном, даже когда количество военных передач сокращалось, и продолжала ждать и верить.

7. Как вы думаете, почему текст похоронки приводится только в конце рассказа? Как меняются голоса, звучащие в душе героини? С чем это связано?

Текст похоронки приводится только в конце рассказа, чтобы усилить эмоциональное воздействие на читателя и подчеркнуть трагический итог истории Анны Фёдоровны.
Голоса, звучащие в душе героини, меняются от надежды и ожидания на чудо к боли и печали от неизбежной реальности потери. Это связано с её внутренним миром, который переживает различные эмоциональные перипетии от надежды к разочарованию.

8. Как повели себя дети по отношению к Анне Федотовне? Подберите синонимический ряд слов, передающих ваше отношение к происшедшему.

Дети обворовали Анну Федотовну, воспользовавшись её слепотой. Это поступок был подлым, жестоким, бесчестным и бесчеловечным. Они проявили корыстие, злобу, эгоизм и преступность. В разговоре с ней они вели себя нагло и неуважительно, требуя отдать письма, не заботясь о чувствах Анны Федотовны

9*. Как раскрывается в произведении тема памяти?

Тема памяти в произведении раскрывается через утрату для Анны Федотовны её драгоценных писем. Эти письма были единственным связующим звеном между ней и её погибшим сыном. Украденные письма лишили её последней нити памяти, заставив забыться в мрачном мире безысходности и потери.

10. Какой эпизод произвёл на вас самое сильное впечатление? Подробно охарактеризуйте этот эпизод.

Самое сильное впечатление произвел эпизод с кражей писем. Воровство со стороны детей, подвергшее Анну Федотовну горю и потере, открывает истинное безразличие к страданиям других, а также бесчувствие и жестокость, присущие некоторым людям. Этот эпизод вызывает глубокое сочувствие к старой женщине и отвращение к поступку детей, разоблачающий бездушие и бессердечие.

11. Как вы поняли финал рассказа? Оказался ли он неожиданным для вас?

Финал рассказа оказался глубоко трогательным и горьким. Для меня он был неожиданным, так как я надеялся, что дети возвратят письма и поймут, какую боль им причинили. Однако, смерть Анны Федотовны стала трагическим и необратимым завершением истории. Этот финал подчеркивает трагичность событий и показывает, как жестокость и безразличие могут разрушить чью-то жизнь.

Василий Макарович Шукшин

Страница 264

Вопросы и задания 

1. Какие качества ценил В.М. Шукшин в человеке превыше всего?

В. М. Шукшин ценил в человеке прежде всего естественность, простоту и стремление к пониманию правды. Он высоко ценил честность и порядочность, призывая к искренней человечности. Глубокое уважение к предкам, умение честно трудиться и передавать добрые традиции также были для него важны.

2. Какие испытания выпали на долю поколения, к которому принадлежат герои произведений В.М. Шукшина?

Герои произведений В. М. Шукшина переживали испытания войны, разрухи, нищеты и потери близких. Однако, именно через эти трудности они проявляли свою доброту, простоту и милосердие. Жизненные испытания укрепляли их дух и заставляли ценить каждый момент жизни.

Чудик

Страница 275

Вопросы и задания 

1. Объясните слова и выражения: «А где блесна такая… на подвид битюря?!»; «рясный парной дождик».

Выражение «А где блесна такая… на подвид битюря?!» указывает на то, что главный герой задает вопрос о том, где можно найти определенный тип блесен для ловли рыбы, называемый "подвид битюря". Слово "битюрь" может быть региональным или специфическим для рыбалки термином.

Выражение «рясный парной дождик» означает интенсивный, обильный дождь, который идет вместе с паром, который поднимается от теплой почвы.

2. Почему главный герой рассказа чаще всего встречает непонимание окружающих?

Главный герой чаще всего сталкивается с непониманием окружающих из-за своей необычности и отличия от общепринятых стандартов поведения и мировоззрения. Он проявляет непредсказуемость, мечтательность и непонимание социальных норм, что вызывает у других людей недоумение и непонимание.

3. Один из своих рассказов В.М. Шукшин назвал «Светлые души». Как вы думаете, может ли это название прояснить что-то и в характере главного героя рассказа «Чудик»? Каковы его человеческие качества? Выпишите из текста рассказа ключевые фразы, сказанные Василием, — они помогут вам дать более точный и полный ответ на вопрос.

Название "Светлые души" может указывать на доброту, простоту и невинность главного героя, несмотря на его странности и несоответствие социальным стандартам. Василий, главный герой рассказа, обладает светлой, доброй душой, стремится к добру и пониманию, но сталкивается с непониманием и жестокостью со стороны окружающих.

Ключевые фразы Василия, которые отражают его светлую душу:

"Но почему же я такой есть-то?"
"Не понимаю: почему они стали злые?"
"Никак не понимаю эти газеты вот, мол, одна такая работает в магазине — грубая."

4. Каковы нравственные идеалы героя рассказа? Над какими вопросами он размышляет?

Нравственные идеалы героя рассказа включают в себя стремление к добру, пониманию и миролюбию. Он размышляет над вопросами морали, сочувствия и понимания мира вокруг себя.

5. Что кроется в заключительном абзаце рассказа? Какой финал ожидали вы?

В заключительном абзаце рассказа Чудик возвращается домой, испытывая боль от непонимания и ненависти окружающих, но продолжая сохранять оптимизм и светлую душу. Финал рассказа оставляет вопрос о его дальнейшей судьбе и отношении к нему окружающих.

6. В чём смысл названия рассказа?

Название "Чудик" указывает на необычность и эксцентричность главного героя, который отличается от обычных людей своими странностями и нестандартным поведением.

7. Определите художественную идею рассказа «Чудик».

Художественная идея рассказа "Чудик" заключается в изображении непонимания и одиночества необычного героя, который стремится к добру и пониманию, но сталкивается с жестокостью и отвержением со стороны окружающих. Рассказ обращается к теме социальной интеграции и нравственности.






ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 2 страница 226-291