Николай Алексеевич Заболоцкий
«Не позволяй душе лениться!..»
Страница 197
Вопросы и задания
1. Сформулируйте основную мысль стихотворения.
Основная мысль стихотворения заключается в призыве к постоянному труду, усилиям и неуклонному стремлению к самосовершенствованию. Автор подчеркивает необходимость постоянного труда и упорства, чтобы достичь успеха и самореализации.
2. Обратите внимание на интонацию стихотворения. Какие приёмы художественной выразительности способствуют созданию эмоционального настроя?
Интонация стихотворения насыщена эмоциональностью и ритмической напряженностью. Повышенная эмоциональность достигается за счёт употребления ритмических приёмов (например, резкие повторы и параллелизмы), а также за счёт использования энергичных глаголов и образных сравнений.
3. Приведите примеры повторов. Где они употребляются? Какие мотивы усиливают?
Примеры повторов:
Повторение фразы "и день и ночь" в конце каждого куплета усиливает акцент на постоянстве и неотступности в труде. Повторение слов "не позволяй" в начале каждого строфы придаёт нарочитую жёсткость и настойчивость призыву к действию.
4. Стихотворение имеет «кольцевую» композицию. Это в данном случае значит, что одна мысль (поэтическая формула) начинает и заканчивает произведение, создавая «кольцо». Какая это мысль?
Мысль, заключенная в стихах "Не позволяй душе лениться!", начинает и завершает стихотворение, образуя своеобразное кольцо. Это подчеркивает важность и постоянство данного призыва и делает его центральной темой всего произведения.
5. Отражены ли в следующей строфе факты личной биографии поэта? Если да, то какие?
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап.
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
В данной строфе отражены факты из личной биографии поэта. Заболоцкий, как и многие русские поэты своего времени, испытывал трудности и лишения, часто меняя место жительства и сталкиваясь с трудностями повседневной жизни. Фразы "Гони её от дома к дому" и "Тащи с этапа на этап" могут отражать нестабильность его быта, постоянные перемены места жительства и неуспехи в поиске своего места в жизни.
6. Найдите в стихотворении метафоры. Какова их роль в тексте?
В стихотворении присутствуют метафоры, такие как "ступе воду толочь" и "лентяйку в черном теле". Метафоры используются для образного описания состояния души, её внутреннего мира и характера. Например, "ступь воду толочь" символизирует монотонность и утомительность повседневного труда, а "лентяйка в черном теле" образно описывает лень и пассивность, которые автор стихотворения призывает преодолеть. Роль метафор заключается в создании образного и эмоционального содержания текста, усиления его выразительности и эмоционального воздействия на читателя.
7. Выучите стихотворение наизусть. Послушайте два варианта выразительного чтения стихотворения. Какое исполнение вам нравится больше? Почему?
Страница 198
Живое слово
1. Напишите небольшое сочинение-эссе «Труд души». (Это может быть и статья в газету о каком-либо удивительном человеке.)
В суете повседневных забот и бурного темпа современной жизни порой забываем об одном из самых важных видов труда – труде души. Этот вид труда не ограничивается физическими усилиями или профессиональными навыками. Он связан с внутренним миром человека, его мыслями, чувствами и стремлениями.
Труд души проявляется в самосовершенствовании, стремлении к развитию и познанию. Это усилия, направленные на раскрытие своего потенциала, достижение внутреннего равновесия и гармонии. Он требует от нас постоянного внимания к себе, к своим мыслям и чувствам, а также к окружающему миру.
Удивительные люди, которые посвящают себя труду души, могут стать источником вдохновения и образцом для подражания. Они стремятся к познанию истины, красоты и добра, их жизненная философия основана на духовных ценностях. Они умеют находить гармонию внутри себя и распространять ее на окружающий мир.
Такие люди способны преодолевать трудности и препятствия на пути самопознания и саморазвития. Их упорство, сила духа и внутреннее величие делают их поистине удивительными.
В современном мире, где ценятся материальные блага и внешние достижения, важно помнить о значимости труда души. Это труд, который помогает нам стать лучше, глубже понимать себя и окружающий мир, обрести смысл и направление в жизни.
Александр Трифонович Твардовский
Страница 200
1. Подготовьте пересказ статьи А.В. Македонова.
2. Как вы понимаете слова А.Т. Твардовского о правде? А.Т. Твардовский в этих словах подчеркивает главенствующую роль правды в жизни. Он считает, что даже если временно можно обмануть кого-то ложью, в конечном итоге правда всегда выходит наружу и раскрывается. Это высказывание отражает понимание Твардовским того, что правда имеет силу и непоколебимость, а ложь, как временное явление, рано или поздно раскрывается и обрекает того, кто ее использует, на негативные последствия.
«Прощаемся мы с матерями...»
«На дне моей жизни...»
Страница 202
1. Какие художественные детали создают в стихотворении «Прощаемся мы с матерями...» образ матери?
В стихотворении "Прощаемся мы с матерями..." художественные детали, такие как "платочки, носочки", "добрые руки", "воле сыновней", "карточки", создают образ матери как заботливой, нежной и преданной. Эти образные выражения передают тепло и заботу, характерные для материнской любви и внимания.
2. Как вы понимаете последнее четверостишие стихотворения «Прощаемся мы с матерями...»?
Последнее четверостишие стихотворения говорит о том, что даже после всех разлук и отлучений, даже когда дети уже сами стали родителями и имеют свои семьи, матери всегда остаются матерями. Телеграмма, которая называет старую бабушку "мамой", подчеркивает неизменность роли матери в жизни человека, даже когда он сам становится родителем. Это выражение означает, что материнская связь и любовь остаются неотъемлемой частью человеческой жизни на протяжении всех ее этапов.
3. В стихотворении «На дне моей жизни...» тесно переплетены тема любимой автором природы и тема подведения жизненных итогов. Распределите существительные из стихотворения по этим двум темам. Какую особенность в раскрытии каждой из них, проявившуюся в лексике, вы заметили? Дайте обоснованный ответ.
Тема природы:
солнышке пенушке листва лучах вечера Тема жизненных итогов:
жизни донышке век морока думу черту случаю галочкой Особенность в раскрытии каждой из тем, проявившаяся в лексике:
В лексике, связанной с темой природы, используются образные и яркие слова, создающие атмосферу уюта и гармонии. Например, "солнышке", "пенушке", "листва", "лучах". Эти слова придают стихотворению легкость и непринужденность. В лексике, связанной с темой жизненных итогов, преобладают слова, отражающие некоторую меланхолию и рефлексию. Например, "донышке", "век", "морока", "думу", "черту", "галочкой". Эти слова передают обдумывание итогов жизни, некоторое разочарование и осознание проведенного времени.
4. Какие выразительные средства использует А.Т. Твардовский для создания образа-пейзажа?
Образные сравнения и метафоры, например, "посидеть на солнышке", "листва красовалась палая в наклонных лучах недалекого вечера". Они помогают передать атмосферу природы и создать живописные образы. Повторы слов и фраз, такие как "да", "ничего", "жизни", "на дне моей жизни". Они усиливают эмоциональную окраску стихотворения и подчеркивают его главные идеи. Олицетворения, например, "думу свою без помехи подслушаю". Они придают природным явлениям и предметам человеческие качества и делают образы более яркими и запоминающимися.
5. Лирический герой переосмысливает события жизни, но говорится об этом не прямо, а как бы вскользь. Подтвердите этот тезис цитатой из текста.
В стихотворении можно обнаружить подтверждение тезиса о переосмыслении событий жизни "вскользь" через следующую цитату: "Твой век целиком, да об этом уж нечего". В этой фразе автор как бы мимолетно упоминает о переосмыслении всей жизни, но при этом не раскрывает подробности или конкретные события, оставляя место для толкования и внутреннего размышления читателя.
6. Выучите наизусть одно стихотворение А.Т. Твардовского. Послушайте выразительное чтение стихотворения «Прощаемся мы с матерями...».
Василий Тёркин (Главы из поэмы)
Как был написан Василий Тёркин (Фрагменты)
Страница 25
1. Используя приведённые материалы, составьте план сообщения по теме «Книга про бойца: история и судьба».
1. Вступление 1.1. Введение в тему, ознакомление с предметом исследования. 1.2. Краткая биография А.Т. Твардовского, автора поэмы "Василий Тёркин".
2. Основная часть 2.1. Биография В. Тёркина 2.1.1. Происхождение и место рождения - Утверждение о родстве смоленского происхождения ("не энский Безымянный корешок") 2.1.2. Довоенная жизнь В. Тёркина - Описание известных фактов о довоенной жизни героя, если такие имеются, или упоминание о них, если это не подтверждено источниками.
3. Заключение 3.1. Выводы о важности и интересе истории и судьбы бойца, а также о значимости поэмы "Василий Тёркин" как художественного произведения. 3.2. Завершение сообщения.
2. В разделе о главе «Переправа» А.Т. Твардовский особо отмечает роль повтора. Какие ещё повторы, помимо отмеченного автором, есть в данной главе? Какую выразительную роль они выполняют?
В главе "Переправа" помимо отмеченного повтора "Переправа, переправа", присутствуют и другие повторы, которые выполняют важные выразительные функции:
"Берег левый. Берег правый" - этот повтор подчеркивает дуальность ситуации, когда солдаты сталкиваются с выбором между двумя сторонами, двумя альтернативами. "Ни приметы, ни следа" - этот повтор усиливает ощущение беспросветной тьмы, неопределенности и неизвестности перед лицом войны и риска. Эти повторы служат не только для усиления ритма и музыкальности текста, но и для акцентирования ключевых моментов событий на войне, подчеркивая их значимость и эмоциональную напряженность. Они также помогают создать особую атмосферу тревоги, напряжения и драматизма, характерную для времени войны.
3. Приведите примеры использования поэтом различных художественных средств и приёмов.
Метафоры: они используются для передачи сильных образов и сравнений, например, "бомбы топчут города" или "смерть в бою свистела часто", что позволяет визуализировать события и усилить их эмоциональную нагрузку.
Эпитеты: они придают предметам и явлениям дополнительные качества, делая описание более ярким и выразительным, например, "вечерний час", "алый блеск" или "земля сырая".
Сравнения: они используются для установления аналогии между различными явлениями или объектами, например, "схватка всё решит" или "снег жесткий, как песок", что помогает сделать текст более понятным и образным.
Олицетворения: они наделяют предметы и явления человеческими качествами и действиями, создавая живые образы, например, "щелкал по лесу мороз" или "зол мороз вблизи железа", что помогает оживить текст и придать ему эмоциональную окраску.
Градация: это прием, при котором последовательно перечисляются объекты или явления с постепенным нарастанием их значимости или интенсивности, что создает напряжение и ожидание у читателя, например, "новый, ноющий, двукратный... через миг уже понятный... и томящий душу звук".
4. Какую лексику вводит А.Т. Твардовский для того, чтобы передать трагизм происходящего? Ответ подтвердите примерами из текста.
Да, А.Т. Твардовский использует разговорно-просторечную лексику, чтобы передать трагичность событий и эмоциональное состояние персонажей. Примеры из текста подтверждают это:
"бомбы топчут города" - здесь слово "топчут" передает насилие и разрушение, вызывая чувство тревоги и опасности. "щелкал по лесу мороз" - слово "щелкал" создает образ мороза как сущности, действующей во внешнем мире, что добавляет к тексту атмосферу угрозы и холода. "зол мороз вблизи железа" - здесь слово "зол" подчеркивает агрессивность и холодность мороза, а также его неприязненное отношение к железу, что символизирует опасность для живых существ. "гони её от дома к дому" - эта фраза передает чувство беспокойства и бегство от угрозы, создавая образ постоянной опасности и нестабильности.
5. Назовите эпизоды, которые произвели на вас особое впечатление. Устно дайте развёрнутый отзыв на один из них.
Изложу развёрнутый отзыв на эпизод из главы "Про солдата-сироту":
Этот эпизод, описывающий навещение Тёркиным родной деревни, заставил меня задуматься о трагических последствиях войны для обычных людей, о том, какой ценой приходится платить за победу. Когда Тёркин возвращается в свою родную деревню, ожидая встречи с родственниками, а на их месте видит лишь высокий бурьян и пустоту, это создает глубокий эмоциональный эффект. Я почувствовал его одиночество и потерю, его разочарование и горечь. Этот эпизод заставил меня осознать, что война не только уносит жизни на поле боя, но и разрушает дома, семьи, и оставляет пустоту в сердцах многих людей. Автор мастерски передает чувства и переживания главного героя, заставляя читателя задуматься о цене мира и о том, какие утраты приносит каждая война.
6. Что вы можете добавить к характеристике главного героя — Василия Тёркина на основании прочитанных глав? Подумайте, как проявляется характер Тёркина в различных ситуациях на войне. Обоснуйте свой ответ.
7. Какие эпизоды поэмы иллюстрируют рисунки художника О.Г. Верейского?
8*. Прочитайте всю поэму. Как вы думаете, что помогло Тёркину стать поистине народным героем?
Тёркин обладал многими качествами, которые делали его популярным среди своих товарищей и в итоге среди читателей поэмы. Его характер, описанный в поэме, демонстрирует его преданность и отвагу на фронте, его способность поддерживать моральный дух в сложных ситуациях и его человечность в обращении с другими людьми. Его смелость и юмор позволяли ему поддерживать дух своих товарищей в самых трудных моментах войны.
Также важно отметить, что Тёркин был типичным представителем советского солдата, что делало его персонажем, с которым могли соприкоснуться многие читатели. Его опыт, его простота и прямота в общении создавали ощущение близости и доверия.
9*. Проанализируйте одну из глав поэмы. Вы можете ориентироваться на вопросы и задания не только к поэме Твардовского, но и к произведениям других авторов.