menu


ГДЗ по литературе 7 класс Меркин Страница 197-225




Николай Алексеевич Заболоцкий

«Не позволяй душе лениться!..»

Страница 197

Вопросы и задания 

1. Сформулируйте основную мысль стихотворения.

Основная мысль стихотворения заключается в призыве к постоянному труду, усилиям и неуклонному стремлению к самосовершенствованию. Автор подчеркивает необходимость постоянного труда и упорства, чтобы достичь успеха и самореализации.

2. Обратите внимание на интонацию стихотворения. Какие приёмы художественной выразительности способствуют созданию эмоционального настроя?

Интонация стихотворения насыщена эмоциональностью и ритмической напряженностью. Повышенная эмоциональность достигается за счёт употребления ритмических приёмов (например, резкие повторы и параллелизмы), а также за счёт использования энергичных глаголов и образных сравнений.

3. Приведите примеры повторов. Где они употребляются? Какие мотивы усиливают?

Примеры повторов:

Повторение фразы "и день и ночь" в конце каждого куплета усиливает акцент на постоянстве и неотступности в труде.
Повторение слов "не позволяй" в начале каждого строфы придаёт нарочитую жёсткость и настойчивость призыву к действию.

4. Стихотворение имеет «кольцевую» композицию. Это в данном случае значит, что одна мысль (поэтическая формула) начинает и заканчивает произведение, создавая «кольцо». Какая это мысль?

Мысль, заключенная в стихах "Не позволяй душе лениться!", начинает и завершает стихотворение, образуя своеобразное кольцо. Это подчеркивает важность и постоянство данного призыва и делает его центральной темой всего произведения.

5. Отражены ли в следующей строфе факты личной биографии поэта? Если да, то какие?

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап.

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

В данной строфе отражены факты из личной биографии поэта. Заболоцкий, как и многие русские поэты своего времени, испытывал трудности и лишения, часто меняя место жительства и сталкиваясь с трудностями повседневной жизни. Фразы "Гони её от дома к дому" и "Тащи с этапа на этап" могут отражать нестабильность его быта, постоянные перемены места жительства и неуспехи в поиске своего места в жизни.

6. Найдите в стихотворении метафоры. Какова их роль в тексте?

В стихотворении присутствуют метафоры, такие как "ступе воду толочь" и "лентяйку в черном теле". Метафоры используются для образного описания состояния души, её внутреннего мира и характера. Например, "ступь воду толочь" символизирует монотонность и утомительность повседневного труда, а "лентяйка в черном теле" образно описывает лень и пассивность, которые автор стихотворения призывает преодолеть. Роль метафор заключается в создании образного и эмоционального содержания текста, усиления его выразительности и эмоционального воздействия на читателя.

7. Выучите стихотворение наизусть. Послушайте два варианта выразительного чтения стихотворения. Какое исполнение вам нравится больше? Почему?

Страница 198

Живое слово 

1. Напишите небольшое сочинение-эссе «Труд души». (Это может быть и статья в газету о каком-либо удивительном человеке.)

В суете повседневных забот и бурного темпа современной жизни порой забываем об одном из самых важных видов труда – труде души. Этот вид труда не ограничивается физическими усилиями или профессиональными навыками. Он связан с внутренним миром человека, его мыслями, чувствами и стремлениями.

Труд души проявляется в самосовершенствовании, стремлении к развитию и познанию. Это усилия, направленные на раскрытие своего потенциала, достижение внутреннего равновесия и гармонии. Он требует от нас постоянного внимания к себе, к своим мыслям и чувствам, а также к окружающему миру.

Удивительные люди, которые посвящают себя труду души, могут стать источником вдохновения и образцом для подражания. Они стремятся к познанию истины, красоты и добра, их жизненная философия основана на духовных ценностях. Они умеют находить гармонию внутри себя и распространять ее на окружающий мир.

Такие люди способны преодолевать трудности и препятствия на пути самопознания и саморазвития. Их упорство, сила духа и внутреннее величие делают их поистине удивительными.

В современном мире, где ценятся материальные блага и внешние достижения, важно помнить о значимости труда души. Это труд, который помогает нам стать лучше, глубже понимать себя и окружающий мир, обрести смысл и направление в жизни.

Александр Трифонович Твардовский

Страница 200

Вопросы и задания 

1. Подготовьте пересказ статьи А.В. Македонова.

2. Как вы понимаете слова А.Т. Твардовского о правде?
А.Т. Твардовский в этих словах подчеркивает главенствующую роль правды в жизни. Он считает, что даже если временно можно обмануть кого-то ложью, в конечном итоге правда всегда выходит наружу и раскрывается. Это высказывание отражает понимание Твардовским того, что правда имеет силу и непоколебимость, а ложь, как временное явление, рано или поздно раскрывается и обрекает того, кто ее использует, на негативные последствия. 

«Прощаемся мы с матерями...»

«На дне моей жизни...»

Страница 202

Вопросы и задания 

1. Какие художественные детали создают в стихотворении «Прощаемся мы с матерями...» образ матери?

В стихотворении "Прощаемся мы с матерями..." художественные детали, такие как "платочки, носочки", "добрые руки", "воле сыновней", "карточки", создают образ матери как заботливой, нежной и преданной. Эти образные выражения передают тепло и заботу, характерные для материнской любви и внимания.

2. Как вы понимаете последнее четверостишие стихотворения «Прощаемся мы с матерями...»?

Последнее четверостишие стихотворения говорит о том, что даже после всех разлук и отлучений, даже когда дети уже сами стали родителями и имеют свои семьи, матери всегда остаются матерями. Телеграмма, которая называет старую бабушку "мамой", подчеркивает неизменность роли матери в жизни человека, даже когда он сам становится родителем. Это выражение означает, что материнская связь и любовь остаются неотъемлемой частью человеческой жизни на протяжении всех ее этапов.

3. В стихотворении «На дне моей жизни...» тесно переплетены тема любимой автором природы и тема подведения жизненных итогов. Распределите существительные из стихотворения по этим двум темам. Какую особенность в раскрытии каждой из них, проявившуюся в лексике, вы заметили? Дайте обоснованный ответ.

Тема природы:

солнышке
пенушке
листва
лучах
вечера
Тема жизненных итогов:

жизни
донышке
век
морока
думу
черту
случаю
галочкой
Особенность в раскрытии каждой из тем, проявившаяся в лексике:

В лексике, связанной с темой природы, используются образные и яркие слова, создающие атмосферу уюта и гармонии. Например, "солнышке", "пенушке", "листва", "лучах". Эти слова придают стихотворению легкость и непринужденность.
В лексике, связанной с темой жизненных итогов, преобладают слова, отражающие некоторую меланхолию и рефлексию. Например, "донышке", "век", "морока", "думу", "черту", "галочкой". Эти слова передают обдумывание итогов жизни, некоторое разочарование и осознание проведенного времени.

4. Какие выразительные средства использует А.Т. Твардовский для создания образа-пейзажа?

Образные сравнения и метафоры, например, "посидеть на солнышке", "листва красовалась палая в наклонных лучах недалекого вечера". Они помогают передать атмосферу природы и создать живописные образы.
Повторы слов и фраз, такие как "да", "ничего", "жизни", "на дне моей жизни". Они усиливают эмоциональную окраску стихотворения и подчеркивают его главные идеи.
Олицетворения, например, "думу свою без помехи подслушаю". Они придают природным явлениям и предметам человеческие качества и делают образы более яркими и запоминающимися.

5. Лирический герой переосмысливает события жизни, но говорится об этом не прямо, а как бы вскользь. Подтвердите этот тезис цитатой из текста.

В стихотворении можно обнаружить подтверждение тезиса о переосмыслении событий жизни "вскользь" через следующую цитату: "Твой век целиком, да об этом уж нечего". В этой фразе автор как бы мимолетно упоминает о переосмыслении всей жизни, но при этом не раскрывает подробности или конкретные события, оставляя место для толкования и внутреннего размышления читателя.

6. Выучите наизусть одно стихотворение А.Т. Твардовского. Послушайте выразительное чтение стихотворения «Прощаемся мы с матерями...».

Василий Тёркин (Главы из поэмы)

Как был написан Василий Тёркин (Фрагменты)

Страница 25

Вопросы и задания 

1. Используя приведённые материалы, составьте план сообщения по теме «Книга про бойца: история и судьба».

1. Вступление
1.1. Введение в тему, ознакомление с предметом исследования.
1.2. Краткая биография А.Т. Твардовского, автора поэмы "Василий Тёркин".

2. Основная часть
2.1. Биография В. Тёркина
2.1.1. Происхождение и место рождения
- Утверждение о родстве смоленского происхождения ("не энский Безымянный корешок")
2.1.2. Довоенная жизнь В. Тёркина
- Описание известных фактов о довоенной жизни героя, если такие имеются, или упоминание о них, если это не подтверждено источниками.

3. Заключение
3.1. Выводы о важности и интересе истории и судьбы бойца, а также о значимости поэмы "Василий Тёркин" как художественного произведения.
3.2. Завершение сообщения.

2. В разделе о главе «Переправа» А.Т. Твардовский особо отмечает роль повтора. Какие ещё повторы, помимо отмеченного автором, есть в данной главе? Какую выразительную роль они выполняют?

В главе "Переправа" помимо отмеченного повтора "Переправа, переправа", присутствуют и другие повторы, которые выполняют важные выразительные функции:

"Берег левый. Берег правый" - этот повтор подчеркивает дуальность ситуации, когда солдаты сталкиваются с выбором между двумя сторонами, двумя альтернативами.
"Ни приметы, ни следа" - этот повтор усиливает ощущение беспросветной тьмы, неопределенности и неизвестности перед лицом войны и риска.
Эти повторы служат не только для усиления ритма и музыкальности текста, но и для акцентирования ключевых моментов событий на войне, подчеркивая их значимость и эмоциональную напряженность. Они также помогают создать особую атмосферу тревоги, напряжения и драматизма, характерную для времени войны.

3. Приведите примеры использования поэтом различных художественных средств и приёмов.

Метафоры: они используются для передачи сильных образов и сравнений, например, "бомбы топчут города" или "смерть в бою свистела часто", что позволяет визуализировать события и усилить их эмоциональную нагрузку.

Эпитеты: они придают предметам и явлениям дополнительные качества, делая описание более ярким и выразительным, например, "вечерний час", "алый блеск" или "земля сырая".

Сравнения: они используются для установления аналогии между различными явлениями или объектами, например, "схватка всё решит" или "снег жесткий, как песок", что помогает сделать текст более понятным и образным.

Олицетворения: они наделяют предметы и явления человеческими качествами и действиями, создавая живые образы, например, "щелкал по лесу мороз" или "зол мороз вблизи железа", что помогает оживить текст и придать ему эмоциональную окраску.

Градация: это прием, при котором последовательно перечисляются объекты или явления с постепенным нарастанием их значимости или интенсивности, что создает напряжение и ожидание у читателя, например, "новый, ноющий, двукратный... через миг уже понятный... и томящий душу звук".

4. Какую лексику вводит А.Т. Твардовский для того, чтобы передать трагизм происходящего? Ответ подтвердите примерами из текста.

Да, А.Т. Твардовский использует разговорно-просторечную лексику, чтобы передать трагичность событий и эмоциональное состояние персонажей. Примеры из текста подтверждают это:

"бомбы топчут города" - здесь слово "топчут" передает насилие и разрушение, вызывая чувство тревоги и опасности.
"щелкал по лесу мороз" - слово "щелкал" создает образ мороза как сущности, действующей во внешнем мире, что добавляет к тексту атмосферу угрозы и холода.
"зол мороз вблизи железа" - здесь слово "зол" подчеркивает агрессивность и холодность мороза, а также его неприязненное отношение к железу, что символизирует опасность для живых существ.
"гони её от дома к дому" - эта фраза передает чувство беспокойства и бегство от угрозы, создавая образ постоянной опасности и нестабильности.

5. Назовите эпизоды, которые произвели на вас особое впечатление. Устно дайте развёрнутый отзыв на один из них.

Изложу развёрнутый отзыв на эпизод из главы "Про солдата-сироту":

Этот эпизод, описывающий навещение Тёркиным родной деревни, заставил меня задуматься о трагических последствиях войны для обычных людей, о том, какой ценой приходится платить за победу. Когда Тёркин возвращается в свою родную деревню, ожидая встречи с родственниками, а на их месте видит лишь высокий бурьян и пустоту, это создает глубокий эмоциональный эффект. Я почувствовал его одиночество и потерю, его разочарование и горечь. Этот эпизод заставил меня осознать, что война не только уносит жизни на поле боя, но и разрушает дома, семьи, и оставляет пустоту в сердцах многих людей. Автор мастерски передает чувства и переживания главного героя, заставляя читателя задуматься о цене мира и о том, какие утраты приносит каждая война.

6. Что вы можете добавить к характеристике главного героя — Василия Тёркина на основании прочитанных глав? Подумайте, как проявляется характер Тёркина в различных ситуациях на войне. Обоснуйте свой ответ.

7. Какие эпизоды поэмы иллюстрируют рисунки художника О.Г. Верейского?

8*. Прочитайте всю поэму. Как вы думаете, что помогло Тёркину стать поистине народным героем?

Тёркин обладал многими качествами, которые делали его популярным среди своих товарищей и в итоге среди читателей поэмы. Его характер, описанный в поэме, демонстрирует его преданность и отвагу на фронте, его способность поддерживать моральный дух в сложных ситуациях и его человечность в обращении с другими людьми. Его смелость и юмор позволяли ему поддерживать дух своих товарищей в самых трудных моментах войны.

Также важно отметить, что Тёркин был типичным представителем советского солдата, что делало его персонажем, с которым могли соприкоснуться многие читатели. Его опыт, его простота и прямота в общении создавали ощущение близости и доверия.

9*. Проанализируйте одну из глав поэмы. Вы можете ориентироваться на вопросы и задания не только к поэме Твардовского, но и к произведениям других авторов.






ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 2 страница 197-225