Николай Алексеевич Заболоцкий «Не позволяй душе лениться!..» Страница 197 Вопросы и задания 1. Сформулируйте основную мысль стихотворения. 2. Обратите внимание на интонацию стихотворения. Какие приёмы художественной выразительности способствуют созданию эмоционального настроя? 3. Приведите примеры повторов. Где они употребляются? Какие мотивы усиливают? 4. Стихотворение имеет «кольцевую» композицию. Это в данном случае значит, что одна мысль (поэтическая формула) начинает и заканчивает произведение, создавая «кольцо». Какая это мысль? 5. Отражены ли в следующей строфе факты личной биографии поэта? Если да, то какие? Гони её от дома к дому, Тащи с этапа на этап. По пустырю, по бурелому, Через сугроб, через ухаб! 6. Найдите в стихотворении метафоры. Какова их роль в тексте? 7. Выучите стихотворение наизусть. Послушайте два варианта выразительного чтения стихотворения. Какое исполнение вам нравится больше? Почему? Страница 198 Живое слово 1. Напишите небольшое сочинение-эссе «Труд души». (Это может быть и статья в газету о каком-либо удивительном человеке.) Александр Трифонович Твардовский Страница 200 Вопросы и задания 1. Подготовьте пересказ статьи А.В. Македонова. 2. Как вы понимаете слова А.Т. Твардовского о правде? «Прощаемся мы с матерями...» «На дне моей жизни...» Страница 202 Вопросы и задания 1. Какие художественные детали создают в стихотворении «Прощаемся мы с матерями...» образ матери? 2. Как вы понимаете последнее четверостишие стихотворения «Прощаемся мы с матерями...»? 3. В стихотворении «На дне моей жизни...» тесно переплетены тема любимой автором природы и тема подведения жизненных итогов. Распределите существительные из стихотворения по этим двум темам. Какую особенность в раскрытии каждой из них, проявившуюся в лексике, вы заметили? Дайте обоснованный ответ. 4. Какие выразительные средства использует А.Т. Твардовский для создания образа-пейзажа? 5. Лирический герой переосмысливает события жизни, но говорится об этом не прямо, а как бы вскользь. Подтвердите этот тезис цитатой из текста. 6. Выучите наизусть одно стихотворение А.Т. Твардовского. Послушайте выразительное чтение стихотворения «Прощаемся мы с матерями...». Василий Тёркин (Главы из поэмы) Как был написан Василий Тёркин (Фрагменты) Страница 25 Вопросы и задания 1. Используя приведённые материалы, составьте план сообщения по теме «Книга про бойца: история и судьба». 2. В разделе о главе «Переправа» А.Т. Твардовский особо отмечает роль повтора. Какие ещё повторы, помимо отмеченного автором, есть в данной главе? Какую выразительную роль они выполняют? 3. Приведите примеры использования поэтом различных художественных средств и приёмов. 4. Какую лексику вводит А.Т. Твардовский для того, чтобы передать трагизм происходящего? Ответ подтвердите примерами из текста. 5. Назовите эпизоды, которые произвели на вас особое впечатление. Устно дайте развёрнутый отзыв на один из них. 6. Что вы можете добавить к характеристике главного героя — Василия Тёркина на основании прочитанных глав? Подумайте, как проявляется характер Тёркина в различных ситуациях на войне. Обоснуйте свой ответ. 7. Какие эпизоды поэмы иллюстрируют рисунки художника О.Г. Верейского? 8*. Прочитайте всю поэму. Как вы думаете, что помогло Тёркину стать поистине народным героем? 9*. Проанализируйте одну из глав поэмы. Вы можете ориентироваться на вопросы и задания не только к поэме Твардовского, но и к произведениям других авторов.