Страница 170-171
В мире художественного слова
И.С. Шмелёва
1. Найдите слова-антонимы, характеризующие русскую песню, русскую душу, русское слово. Какова их функция в тексте?
Слова-антонимы, используемые для характеристики русской песни, русской души и русского слова, имеют важную функцию в тексте. Они помогают передать богатство и многогранность русской культуры, ее способность сочетать в себе противоположности и противоречия.
Например, пары слов "грозил – развеселился" и "оттрепал – гладил" показывают смену настроений и эмоций, что характерно для русской души. "Тоска и раздолье", "нежная и суровая", "ласковая и суровая", "крепость и сладость" — все эти антонимы выражают разнообразие чувств и эмоций, присущих русской культуре.
Автор использует эти слова-антонимы, чтобы подчеркнуть, что русская душа и русская песня не ограничиваются одними только позитивными или негативными качествами, а являются комплексными и многогранными. Они вмещают в себя как светлые, так и темные стороны, что делает их еще более уникальными и интересными для изучения и понимания.
2. Какую роль играют фразеологизмы в тексте? Приведите примеры.
В романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского фразеологизм "сжечь за живого" используется для подчеркивания тяжести наказания, передавая атмосферу страха и ужаса перед ним.
В рассказе Антона Чехова "Степь" фразеологизм "заговорить как по маслу" создает образ спокойного и непринужденного разговора, что помогает передать характер и отношения между персонажами.
В стихотворении Александра Пушкина "Евгений Онегин" фразеологизм "свой круг друзей" используется для описания образа главного героя, подчеркивая его изолированность и некоторую элитарность в обществе.
3. Какие слова разговорного и просторечного стиля характеризуют речь маляра как речь простого малообразованного человека?
"Выставлять орамы (рамы)" - использование устаревшего или диалектного слова "орамы" вместо "рамы", что свидетельствует о недостатке образования и знаний.
"Впущать весну" - выражение, которое не соответствует стандартному русскому языку, но является типичным для просторечного стиля, что указывает на неполное образование говорящего.
"Наводить ремонт" - фраза, использующаяся в разговорной речи для обозначения начала или проведения ремонтных работ, но с упрощенной и неграмотной формулировкой.
"Ну, и где у вас тут чего?.." - вопросительное предложение с использованием слова "чего" вместо "что", что характерно для разговорного стиля и просторечного языка.
"И-ах и те-мы-най ле-со..." - этот фрагмент представляет собой нечеткую и неформальную речь, которая встречается в просторечном диалоге, отражая эмоциональное состояние говорящего или его неполное понимание ситуации.
"Не реви, дурашка" - использование слова "дурашка" и обращение к кому-то неформальным образом свидетельствует о простоте и некоторой грубости в общении.
"Краски извел, ду-ра... да еще ревёт!.." - здесь также прослеживается использование слова "дура" и грубость в обращении, а также употребление разговорного глагола "извел" вместо "испортил" или "портил".
"Берёзынька" - уменьшительно-ласкательное имя для обозначения березы, характерное для разговорного стиля.
4. Вспомните определение метафоры. Найдите в рассказе приметы яркой метафоричности.
5. Найдите в толковом словаре значение слов камфара, политура, парусиновый. Придумайте с ними предложения.
Камфара - это ароматическое вещество, извлекаемое из древесины камфорного дерева, которое широко используется в медицине и парфюмерии. Например: "В некоторых культурах камфара применяется в качестве средства от насекомых благодаря своему сильному запаху."
Политура - это специальный материал, который применяется для придания блеска и защиты поверхностей различных изделий. Например: "После тщательной обработки мебельной политурой, поверхность стола приобрела блестящий и гладкий вид."
Парусиновый - это прилагательное, обозначающее материал или ткань, напоминающую по текстуре парусину. Например: "Для изготовления пальто использовался парусиновый материал, который защищал от холода и ветра в холодные зимние дни."
6. Найдите в тексте слова с повторяющимися приставками вы-, вз-, по-. С какой целью автор использует повторение приставки в этих словах?
Автор использует повторение приставок "вы-", "вз-" и "по-" для создания образа действия, которое происходит однократно или повторяется в течение определенного периода времени.
Например, "вытягивали" и "вываливали" указывают на постепенное или продолжительное действие вытягивания или вываливания, в то время как "взглядывал" и "вскрякивал" указывают на моментальные или кратковременные действия, связанные с взглядом или звуком.
"Поработал" и "пообедал" также показывают завершенность действий работы и приема пищи, в то время как "помурлыкав" и "похрапывал" указывают на действия, которые происходят в течение некоторого времени и могут повторяться.
7. Почему для героя рассказа вестниками весны — лета становятся полосатый мешок, явление рыжего маляра, а не прилёт птиц, например, или капель?
Для героя рассказа полосатый мешок и явление рыжего маляра, скорее всего, становятся вестниками весны и лета потому, что они являются своеобразными символами или знаками, которые он ассоциирует с приходом тепла и изменением времени года. Возможно, эти объекты имеют для него особый смысл или стали традиционными атрибутами наступления весны в его жизни или окружающей среде.
В отличие от прилета птиц или звона капель, которые могут быть привычными явлениями прихода весны для многих людей, полосатый мешок и рыжий маляр могут представлять для героя более индивидуальные и уникальные символы. Возможно, они связаны с какими-то личными событиями или обстоятельствами, которые делают их особенно значимыми для него.
8. Для чего автор использует иронию в рассказе?
Автор использует иронию в рассказе, чтобы подчеркнуть некоторые противоречия или абсурдные ситуации, а также для создания юмористического эффекта. Ирония помогает автору выразить свою точку зрения на окружающий мир и поведение персонажей.
Например, когда герой рассказа не замечает признаки прихода весны, не обращает внимания на полосатый мешок или явление рыжего маляра, это создает комическую ситуацию, которая может вызвать у читателя улыбку или смех. Взросление героя и его постепенное осознание окружающего мира становятся объектом иронии, позволяя автору подчеркнуть противоречия между взрослым и детским восприятием.
Вопросы и задания
1. Прочитайте главу «Яблочный Спас» из романа И.С. Шмелёва «Лето Господне». Особую роль в «Яблочном Спасе» играет художественная деталь: в описании родительского сада, в воссоздании образа старой Москвы, в картинах покупки яблок на Болотных торговых рядах, в передаче атмосферы празднования Яблочного Спаса в церкви. Какие наиболее яркие детали характерны для каждого эпизода?
В главе "Яблочный Спас" из романа "Лето Господне" И.С. Шмелёва наиболее яркими деталями являются:
Описание родительского сада, где описывается атмосфера летнего утра, запахи и звуки природы, а также огромные яблони, полные спелых плодов. Воссоздание образа старой Москвы, с ее улочками, церковью, ярмарками и торговыми рядами, что передает атмосферу и характер города в прошлом. Картины покупки яблок на Болотных торговых рядах, где описывается толпа людей, запахи и вкусы фруктов, а также общая атмосфера торговли и общения. Передача атмосферы празднования Яблочного Спаса в церкви, с описанием священных обрядов, освящения яблок и радостного настроения прихожан.
2. Что особенно удивило маленького героя в церкви во время празднования Спаса?
Маленького героя в церкви удивило то, что праздник Спаса был таким веселым и радостным, а обычно в церкви все было более строгим и торжественным.
3. В романе «Лето Господне» в целом и в главе «Яблочный Спас» в частности сильны автобиографические мотивы. Какими чувствами проникнуты воспоминания о детстве? Перечитайте и прокомментируйте абзац, который начинается словами: «И теперь ещё, не в родной стране…»
В романе "Лето Господне" в целом, и в главе "Яблочный Спас" в частности, сильно присутствуют автобиографические мотивы. Воспоминания о детстве проникнуты чувством ностальгии и теплоты. В абзаце, начинающемся со слов "И теперь ещё, не в родной стране...", описывается желание погрузиться в атмосферу прошлого и вернуться к своим корням, что характерно для многих автобиографических произведений.
4. Какие художественные средства использует писатель в этой главе романа? Что с их помощью передаёт?
В этой главе романа писатель использует разнообразные художественные средства, такие как описательные приемы для передачи атмосферы и образов, диалоги для развития сюжета и характеров персонажей, а также внутренние монологи для раскрытия внутреннего мира героев. Он также использует символику, например, освящение яблок и их роль в праздновании Яблочного Спаса.
5. Какие слова после прочтения этой главы остались для вас непонятными? Обратитесь к словарям, найдите толкование этих слов.
После прочтения этой главы непонятными для меня остались слова "самое крупное", "покрасовитей", "плотники", "крестовину", "попивают", "клиросе", "обкадятся", "хоругвях", "паперти". Я обратился к словарям и нашел их толкования.
6*. Какие две языковые стихии встречаются в тексте? Кто является носителем каждой из них? Как это проявляется в речи героев?
В тексте встречаются две языковые стихии: литературно-художественная и разговорная. Носителем литературно-художественной стихии является повествователь, который использует богатый лексический запас и изысканные обороты речи для создания художественной атмосферы. Носителями разговорной стихии являются персонажи, чья речь более проста и естественна, соответствуя их обычному общению в повседневной жизни.
Живое слово
В качестве эпиграфа ко всему роману И.С. Шмелёв выбрал строчки из стихотворения А.С. Пушкина «Два чувства дивно близки нам…». Попробуйте объяснить выбор писателя. Подготовьте устное сочинение.
Михаил Михайлович Пришвин
Москва-река
Страница 180
В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА
М.М. ПРИШВИНА
1. Москва-река — центральный образ повествования. Наряду с ним в рассказе имеется ряд второстепенных образов, без которых и основной немыслим. Назовите эти образы. Какие детали их создают? Приведите несколько примеров.
В рассказе, помимо Москва-реки, существуют второстепенные образы, которые дополняют основную тему и атмосферу произведения. Одним из таких образов является Звенигород, который представляет собой обратное зеркало для Москва-реки, с его маленькой речкой в селе Дунино. Этот образ создаётся через применение художественных средств, таких как эпитеты и метафоры, например, «старинный Звенигород», что придает ему историческую и мистическую окраску.
Другим важным второстепенным образом является Богемский лес. Этот лес обладает своим собственным магическим настроением и таинственностью, что контрастирует с городским хаосом и шумом Москва-реки. Здесь также используются различные художественные средства, например, эпитеты и метафоры, чтобы подчеркнуть его загадочность и привлекательность.
2. Перечитайте фрагмент от слов: «Сколько льдин, больших и малых, прошло...» до слов: «...медленно оставляющих смоляной след». Назовите средства художественной выразительности, применённые здесь писателем.
В данном фрагменте писатель использует следующие средства художественной выразительности:
Эпитеты: «льдин, больших и малых», «твердокаменная смола», «вешнее солнце», «на сухом берегу», «величавых, достойных, уверенных льдин», «растопленной и зажженной смолы», «чёрный, блестящий, медленно остывающий смоляной след».
Олицетворения: «сколько споров прошло между льдинами», «осужденных капля по капле изнывать».
Метафоры: «беззаконницы», «и сколько льдин в законе прошло», «огненные ручейки».
3. Какая фигура речи лежит в основе противопоставления реки Москвы в деревне Дунино и в городе Москве; чужих стран и родной деревни? Приведите примеры её использования.
Примеры использования сравнения:
«Кто видел реку в Москве, тот не узнает ее в Дунине, скажет, это совсем другая река. До чего узка тут река в сравнении с московской!» - В этом примере автор сравнивает реку в Москве и реку в Дунине, чтобы подчеркнуть их различие в размере и облике.
«Никакого разговора не может быть, никакого сравнения закованной в камень реки великого города с нашей маленькой зеленой рекой!» - Здесь автор сравнивает реку Москвы с маленькой рекой в Дунине, чтобы подчеркнуть их различие в статусе и облике.
«Много-много я на свете видел разных земель, и своих и чужих, но краше местности нашего Дунина я нигде не видал!» - В этом примере автор сравнивает местность Дунина с другими землями, чтобы подчеркнуть её красоту и уникальность.
Сравнения эффективно передают различия и контраст между объектами, которые автор хочет подчеркнуть в тексте.
4. Прозе М.М. Пришвина присуща яркая метафоричность. Найдите в рассказе примеры метафор и определите их роль в тексте.
В рассказе "Кладовая солнца" и других произведениях М.М. Пришвина метафоры играют важную роль в создании образности и эмоциональной окраски текста.
"Волосы отливали золотом" - эта метафора создает образ яркого солнечного света, который отражается в волосах персонажа, подчеркивая его светлость и блеск.
"Нос смотрел вверх попугайчиком" - метафора здесь описывает положение носа, что придает ему живой и выразительный образ, добавляя характерные черты персонажу.
"Бекас раскатывается в воздухе диким барашком" - эта метафора создает образ птицы в полете, придавая ему динамичность и энергию.
"Серой мглой висело ночное одеяло" - здесь метафора описывает облака, придавая им характеристики материального объекта, что усиливает визуальный эффект и атмосферу сюжета.
5. Вспомните, что такое градация. Приведите примеры использования градации при описании ледохода.
6. Найдите примеры разговорного стиля по образцу.
Страница 181
1. В рассказе «Москва-река» приводится легенда о происхождении названия города Звенигорода. Вспомните, как называются подобные легенды. Знаете ли вы историю названия вашего села, посёлка, города? Запишите её, указав источник информации.
2. Если вы хотя бы раз были на рыбалке, воспроизведите свои впечатления. Постарайтесь дать художественное описание одного-двух наиболее ярких эпизодов.
Константин Георгиевич Паустовский
Мещёрская сторона (В сокращении)
Страница 193-194
1. Чем богата Мещёрская сторона? Почему леса, луга, воздух — огромное богатство страны? Подберите из «Мещёрской стороны» текст для изложения с элементами рассуждения.
2. Сгруппируйте все эпизоды и детали, где говорится о поезде и паровозе, узкоколейке. Подготовьте пересказ, близкий к тексту: «Через Мещёру». Выпишите слова и словосочетания, благодаря которым поезд и паровоз воспринимаются как художественные образы.
3. «Мы почему-то говорим шёпотом — боимся спугнуть рассвет». В чём смысл этой фразы? Как бы вы сказали о подобном явлении?
Смысл данной фразы заключается в том, что автор описывает особую атмосферу и чувство, которое испытывает в присутствии рассвета. Говоря "мы почему-то говорим шёпотом", он подчеркивает нежность и восхищение перед этим прекрасным временем суток. Это также может указывать на то, что в этот момент люди чувствуют связь с природой и хотят сохранить эту атмосферу спокойствия и красоты, не нарушая её громкими звуками. Таким образом, автор призывает замечать и ценить прекрасное в окружающем мире, даже в обыденных моментах, и сохранять это внутреннее состояние восхищения и умиротворения.
4. Приведите примеры таких случаев. Подберите фрагмент, где цветоизображение является основным способом создания образа-пейзажа.
5. Найдите в каждой части «Мещёрской стороны» словосочетания (существительное + прилагательное) с единственным, наиболее точным эпитетом. Попробуйте объяснить, почему автор выбрал именно это слово.
Образец: 1) «Обыкновенная земля»: воздух прозрачный, гул океанский, хвоя рыжая...
2) «Первое знакомство»: старуха древняя, дед косматый...
Выразительности прозы К.Г. Паустовского способствует частое использование сравнений. Умелое включение в канву повествования этого художественного средства помогает читателю представить изображаемое. У Паустовского есть интересное замечание: «Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то читатель не увидит за ними, какие бы ударные слова писатель ни выбирал». Чаще у художника слова мы находим сравнительные обороты с союзами как, словно, будто, например: «...трава на рассвете покрывается инеем, как снегом».
6. Найдите подобные сравнения. Подумайте, какую выразительную роль они играют в тексте.
7. Найдите в тексте сравнения, в которых встречаются слова в переносном (метафорическом) значении. Объясните, почему эти сравнения поражают нас яркостью, необычностью, свежестью.
Сравнения, использующие слова в переносном (метафорическом) значении, в тексте придают описанию Мещерской стороны яркость, необычность и свежесть за счет создания образных ассоциаций:
"Трава на рассвете покрывается инеем, как солью" - данное сравнение создает яркую визуальную картину, сравнивая иней с солью, что подчеркивает его белизну и блеск, а также добавляет необычности и свежести описанию природы.
"Берега качались под ногами, как гамак" - эта метафора не только передает движение берегов, но и добавляет ощущение покачивания, что делает описание более живописным и увлекательным.
"Маленькое грозовое облако превратилось в зловещую тучу, похожую на наковальню" - это сравнение создает образ грозового неба, сравнивая тучу с наковальней, что добавляет драматизма и интенсивности описанию природного явления.
"Реки и озера мертвеют" - здесь слово "мертвеют" использовано в переносном смысле, чтобы передать остановку движения воды и ее тишину, что придает описанию мистическую атмосферу и необычность.
"Она (гроза) стояла на месте и не хотела уходить" - эта метафора описывает грозу, перенеся ее качества на человеческие, что делает описание более ярким и интересным.
8. Одним из средств создания настроения является употребление повторов как стилистического приёма. Приведите один-два примера.
Строчка из стихотворения Марины Цветаевой "Мне нравится, что Вы больны не мной. Мне нравится, что я больна не Вами" - это пример стилистического повтора, который усиливает эмоциональную напряженность и интенсивность чувств, выражаемых в тексте.
Еще один пример стилистического повтора можно найти в стихотворении Александра Пушкина "Я вас любил: любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем..." Повторение слова "любовь" здесь создает ритмическую структуру и подчеркивает глубину и постоянство чувства, переданного в стихотворении.
9. Прочитайте внимательно главу «Первое знакомство», в которой даётся беседа пассажиров поезда. В языке участников разговора (косматого деда, бабы-соседки) много слов, свойственных простым крестьянам, не обученным грамоте: ихнее, откуль, летошний год.
Продолжите этот перечень «неправильных слов» в языке попутчиков, создающих правдивую речевую характеристику крестьян.
В языке попутчиков, создающих правдивую речевую характеристику крестьян, могут встречаться следующие "неправильные слова":
"Вздохнул и пожаловался в пространство" - здесь "пожаловался" может быть заменено на "пожаловал".
"Сейчас берут меня за бороду - езжай в город, подвязывай лапти" - "подвязывай" вместо "подвязывай лапти".
"Посылают меня до музею, где совет-ско правительство собирает карточки" - "совет-ско" вместо "советско".
"Манька, прочти" - использование имени "Манька" вместо "Маня" или "Марья".
"Что на кой он сдался?" - "чего" вместо "зачем" или "почему".
"Народ по ем будут учить" - "ем" вместо "этому".
10. Самостоятельно проанализируйте главу «Бескорыстие». Какова роль заглавия для понимания смысла?
В главе "Бескорыстие" заглавие играет важную роль в формировании понимания смысла текста. Название "Бескорыстие" указывает на тему, которая будет затронута в тексте и на основной моральный вывод, который автор стремится донести до читателя.
Автор использует заглавие, чтобы подчеркнуть важность любви к родным местам и окружающей природе не за их материальные богатства или полезность, а за их красоту и эстетическое воздействие на человека. В тексте автор отказывается перечислять материальные достоинства Мещерского края, чтобы сосредоточить внимание читателя на его внутренней красоте и значимости для чувственного и душевного опыта человека.
11. Рассмотрите иллюстрации к повести К.Г. Паустовского. Подберите ряд эпитетов, в которых было бы передано состояние природы, изображённое в этих работах. Вы можете найти подходящие эпитеты в тексте повести.