Сергей Александрович Есенин Страница 156 Вопросы и задания 1. Какие поэты-современники оказали большое влияние на молодого Есенина? Чьи произведения вы читали? 2. Как вы поняли последнюю строку автобиографии? 3. Рассмотрите фотографии поэта, данные в этом разделе. Какие черты характера Есенина они отражают? По возможности найдите другие фотографии поэта и дополните свой ответ. Возвращаясь к теме Вспомните прочитанные вами ранее стихотворения С.А. Есенина. Подготовьте выразительное чтение своего любимого стихотворения. Расскажите о художественных средствах, использованных поэтом. «Гой ты, Русь, моя родная...» Страница 157 1. Какие образы возникают в стихотворении? 2. Назовите художественные средства, которые использует поэт. 4. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Послушайте произведение в исполнении чтеца. «Каждый труд благослови, удача!..» «Спит ковыль. Равнина дорогая...» Страница 161 Вопросы и задания 1. Как вы думаете, почему С.А. Есенин чувствовал внутреннюю потребность постоянного возвращения в отчие края? 2. К каким темам обращался поэт в последние годы жизни? 3. Запишите ключевые слова и словосочетания для рассказа о своеобразии есенинских стихов о родных краях и близких людях. 4. Прочитайте внимательно стихотворение «Каждый труд благослови, удача!..». Чем поэту близки люди труда? 5. Из каких конкретных образов в отрывке из стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая...» складывается образ родного края? «Я покинул родимый дом...» Страница 162 1. В первой строчке стихотворения «Я покинул родимый дом...» задаётся его основная тема — тема ухода. Что значит для поэта отчий край? Чтобы ответить на этот вопрос, составьте словарь ключевых слов и словосочетаний и только после этого сделайте вывод. 2. Какое чувство испытывает поэт? Ответьте одним словом из стихотворения, а после этого сформулируйте развёрнутый ответ. 3. Какой предстаёт в стихотворении Русь? Обратите внимание на скрытые сравнения, помогающие создать образ Родины. 4. Русь в стихотворении — это родная природа или что-то ещё? Свой ответ аргументируйте. «Отговорила роща золотая...» Страница 164 Вопросы и задания 1*. Стихотворение было положено на музыку. Послушайте один из романсов. Как вы думаете, какое чувство, настроение стремился передать в музыке композитор? 2. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения: отметьте ключевые слова, расставьте логические ударения, определите места пауз (коротких и протяжённых), подумайте над интонацией не только каждой строки, но и над интонационным рисунком всего стихотворения. Только после этого приступайте к выразительному чтению. 3. Подумайте: есть ли нечто общее у этого стихотворения с предыдущим — «Я покинул родимый дом...»? Обоснуйте свой вывод. 4. В стихотворении звучит тема ухода. В каких строках (словах, словосочетаниях) она проявляется? Выпишите их. 5. Назовите выразительные средства, которые используются в стихотворении, и определите их назначение. 6. В тексте есть слово, придуманное поэтом. Найдите этот неологизм. Прочитайте строку с ним. Какой образ возникает у вас при чтении? Опишите его. 7*. Как вы понимаете строчку «И ничего в прошедшем мне не жаль»? Рассказанное поэтом в автобиографии даёт возможность полностью ответить на этот вопрос? Почему «не жаль» трижды повторяется в стихотворении? 8. И всё-таки в центре стихотворения — не пейзаж и не тема ухода, а мысль о бессмертной красоте жизни. В каких словах заключена эта мысль? Есть ли в стихотворении другие мотивы? Если да, то какие? Назовите их. 9*. Прочитайте другие стихотворения С.А. Есенина. Какой теме они посвящены? Иван Сергеевич Шмелёв Русская песня Страница 169 Вопросы и задания 1. Составьте план рассказа И.С. Шмелёва «Русская песня». 2. Почему мальчики позволили себе подшутить над маляром? 3. Какой реакции маляра на озорство мальчишек вы ожидали? Как вы полагаете, почему маляр не был суров с ребятишками? Есть ли в тексте рассказа ответ на этот вопрос? 4. Вы предполагали, что конец рассказа будет таким — почти гимном русской народной песне? Если нет, то какой финал представлялся вам? 5. Что дорого Шмелёву в русской песне? Знаете ли вы русские народные песни? Как вы думаете, почему они передаются от одного поколения другому? Живое слово Устно нарисуйте портрет маляра. Выпишите из текста рассказа фразы, словосочетания, которые помогут вам при выполнении работы.