Сергей Александрович Есенин
Страница 156
Вопросы и задания
1. Какие поэты-современники оказали большое влияние на молодого Есенина? Чьи произведения вы читали?
Поэты-современники, такие как Александр Блок, Андрей Белый и Николай Клюев, оказали влияние на молодого Есенина. Из их произведений, Есенин особенно выделял влияние Белого, Блока и Клюева на свою лиричность и стиль. Читать произведения Блока — это хороший выбор, так как его поэзия является одной из самых значимых и влиятельных в русской литературе начала XX века. Она известна своей глубокой философской проникновенностью, сложным образным миром и оригинальным стилем. Поэтому изучение его творчества может помочь лучше понять контекст, в котором развивался и творил Есенин.
2. Как вы поняли последнюю строку автобиографии?
Последняя строка автобиографии Есенина, "Что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах", подчеркивает особенность его поэзии. Есенин признается, что все остальные аспекты его жизни и личности можно найти и понять через его стихи. Это свидетельствует о том, что поэт выражал себя, свои чувства и мысли в своих стихах настолько искренне и глубоко, что это является основным источником его автобиографии.
3. Рассмотрите фотографии поэта, данные в этом разделе. Какие черты характера Есенина они отражают? По возможности найдите другие фотографии поэта и дополните свой ответ.
Возвращаясь к теме
Вспомните прочитанные вами ранее стихотворения С.А. Есенина. Подготовьте выразительное чтение своего любимого стихотворения. Расскажите о художественных средствах, использованных поэтом.
В стихотворении "Разбуди меня завтра рано" С. А. Есенин использует различные художественные средства, чтобы создать образы природы и передать настроение:
Эпитеты: "терпеливая мать" - о природе, олицетворяющейся как материнская фигура; "золотую его дугу" - образное описание солнечного луча, придающего природе особую красоту.
Метафоры: "шапку-месяц" - образное описание луны; "кобылица над равниною красным хвостом" - метафорическое описание восходящего солнца.
Повтор: фраза "Разбуди меня завтра рано" повторяется в начале и в конце каждой строфы, что придает стихотворению ритм и акцентирует внимание на желании проснуться.
Имагерия: образы следа от колес на лугу, ветра под облачной кущей, взмаха кобылицы и другие образы природы помогают создать живописные картинки и передать настроение гармонии с природой.
Символика: фраза "Засвети в нашей горнице свет" символизирует начало нового дня, новых возможностей и надежд. Также упоминание о будущей славе как русского поэта символизирует мечты и амбиции поэта.
«Гой ты, Русь, моя родная...»
Страница 157
1. Какие образы возникают в стихотворении?
В стихотворении возникают образы России как родной земли поэта, характеризующиеся обилием природы и традиционной русской деревенской жизнью. Поэт описывает бесконечные просторы родной земли, поля, окраины селений, звенящие тополя, аромат яблок и меда, звуки колоколов церквей, радостный танец на лугах, смех девушек.
2. Назовите художественные средства, которые использует поэт.
Эпитеты: "моя родная", "зеленых лех", "твой кроткий Спас", "веселый пляс"; Метафоры: "гой ты, Русь, моя родная", "как захожий богомолец", "навстречу, как сережки, прозвенит девичий смех"; Повторы: "гой ты, Русь, моя родная"; Символика: использование образа Родины как мать, а также символов природы и сельской жизни для выражения чувства привязанности и любви к России.
3. Обратитесь к словарям, определите лексическое значение слов приволь, корогод, лехи. Как вы думаете, с какой целью Есенин использует устаревшие слова?
Приволь: луг, пастбище, место для пастбища скота. Корогод: ограда, изгородь, обычно для загона скота. Лехи: поля, земли. Есенин использовал устаревшие слова, чтобы придать стихотворению аутентичность и архаичный колорит, чтобы передать атмосферу родной деревни, которая отражает старинные русские обычаи и образ жизни. Это также добавляет тексту поэтичности и уникальности, углубляя его эмоциональную окраску и создавая аутентичный образ России в восприятии поэта.
4. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Послушайте произведение в исполнении чтеца.
«Каждый труд благослови, удача!..»
«Спит ковыль. Равнина дорогая...»
Страница 161
1. Как вы думаете, почему С.А. Есенин чувствовал внутреннюю потребность постоянного возвращения в отчие края?
С.А. Есенин, как настоящий деревенский поэт, ощущал глубокую связь с родным краем и его природой. Для него отчий дом представлял не только место, где он провел свое детство и юность, но и источник вдохновения, энергии и творческой силы. Возвращение в родные места для него было возможностью перезарядиться эмоционально и духовно, воспрянуть духом и получить новые впечатления, которые могли вдохновить его на создание новых произведений. Кроме того, родные края напоминали ему о его корнях, о его происхождении, что также могло быть для него важным духовным опорным пунктом в жизни и творчестве. Возвращение в отчий дом для него было не просто приятным воспоминанием, но и необходимостью для сохранения связи с источником своего вдохновения и культурного наследия.
2. К каким темам обращался поэт в последние годы жизни?
3. Запишите ключевые слова и словосочетания для рассказа о своеобразии есенинских стихов о родных краях и близких людях.
Любовь к отчему краю Изумительная нежность и чистота Сокровенное, личное Сыновнее чувство к матери Братская привязанность к сестре Радость дружбы Тоска разлуки Сожаление по рано ушедшей юности Самые сокровенные чувства в словах обыденных, неброских Пронизанные истинным трепетом души
4. Прочитайте внимательно стихотворение «Каждый труд благослови, удача!..». Чем поэту близки люди труда?
Поэт близок к людям труда через свое понимание и уважение к их труду. В стихотворении "Каждый труд благослови, удача!.." Есенин выражает признательность и пожелание успеха тем, кто трудится. Он ценит усилия и труд людей, которые стремятся к своей цели и не боятся трудностей. Поэт понимает, что труд является неотъемлемой частью жизни и призывает благословить каждый вид труда, который приносит плоды и достижения. Таким образом, поэт близок к людям труда через свое восхищение и уважение к их усилиям и преданности делу.
5. Из каких конкретных образов в отрывке из стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая...» складывается образ родного края?
Ковыль. Этот образ олицетворяет богатство и уникальность средней полосы России, где ковыльные степи считаются одной из ее характерных черт. Спящий ковыль символизирует спокойствие и безмятежность родных просторов.
Поля. Описанные поля добавляют образу картины родного края, придают ощущение бесконечности и простора.
Свет луны. Таинственный и длинный свет луны создает атмосферу загадочности и мистики, придавая образу особую привлекательность и очарование.
Плачущие вербы и шепчущие тополя. Эти образы придают стихотворению эмоциональную глубину и лиричность, а также связывают его с природой и окружающим миром.
Крик журавлей. Этот образ добавляет звуковую составляющую к описанию родного края, а также придает ему живость и динамику.
«Я покинул родимый дом...»
Страница 162
1. В первой строчке стихотворения «Я покинул родимый дом...» задаётся его основная тема — тема ухода. Что значит для поэта отчий край? Чтобы ответить на этот вопрос, составьте словарь ключевых слов и словосочетаний и только после этого сделайте вывод.
родимый дом голубая Русь три звезды березняк матерь старая луна золотою лягушкой седина у отца старый клен голубая Русь листья целует дождь Основная тема стихотворения связана с уходом из родного дома и оставлением родной земли, с чем связано много эмоций и воспоминаний, которые формируют представление о значимости отчего края для поэта.
2. Какое чувство испытывает поэт? Ответьте одним словом из стихотворения, а после этого сформулируйте развёрнутый ответ.
Чувство, которое испытывает поэт, можно выразить одним словом из стихотворения: грусть. Поэт ощущает грусть при мысли о том, что покидает родной дом и Родину.
3. Какой предстаёт в стихотворении Русь? Обратите внимание на скрытые сравнения, помогающие создать образ Родины.
В стихотворении Русь предстаёт как символический образ родины, которая олицетворяет для поэта родной край и все его воспоминания, эмоции и привязанности к нему. Сравнения с природными образами, такими как березняк, луна и клен, помогают создать образ Руси как места, где проходит действие стихотворения.
4. Русь в стихотворении — это родная природа или что-то ещё? Свой ответ аргументируйте.
Русь в стихотворении предстаёт как что-то большее, чем просто родная природа. Это символический образ родины, который включает в себя не только окружающую природу, но и эмоциональные и духовные связи поэта с его отчим краем, его историей и культурой. Русь здесь является метафорой для родины, которая вдохновляет и утешает поэта в его уходе.
«Отговорила роща золотая...»
Страница 164
1*. Стихотворение было положено на музыку. Послушайте один из романсов. Как вы думаете, какое чувство, настроение стремился передать в музыке композитор?
2. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения: отметьте ключевые слова, расставьте логические ударения, определите места пауз (коротких и протяжённых), подумайте над интонацией не только каждой строки, но и над интонационным рисунком всего стихотворения. Только после этого приступайте к выразительному чтению.
3. Подумайте: есть ли нечто общее у этого стихотворения с предыдущим — «Я покинул родимый дом...»? Обоснуйте свой вывод.
Оба стихотворения затрагивают тему ухода и разлуки с родным краем, хотя акценты и подход к этой теме могут отличаться. В обоих стихотворениях присутствует грусть и ностальгия по ушедшему времени и месту, что создает общий эмоциональный фон.
4. В стихотворении звучит тема ухода. В каких строках (словах, словосочетаниях) она проявляется? Выпишите их.
"Я покинул родимый дом", "Уж не жалеют больше ни о ком", "Я полон дум о юности весёлой", "Не жаль мне лет, растраченных напрасно".
5. Назовите выразительные средства, которые используются в стихотворении, и определите их назначение.
олицетворение (роща золотая отговаривает, конопляник грезит, время сгребёт слова), эпитеты (золотая роща, голубой пруд, равнина голая, рябина красная), сравнения (конопляник грезит с месяцем, листья падают как слова).
6. В тексте есть слово, придуманное поэтом. Найдите этот неологизм. Прочитайте строку с ним. Какой образ возникает у вас при чтении? Опишите его.
Неологизмом является слово "ком" в строке "Сгребёт их все в один ненужный ком". Этот образ ассоциируется с чем-то скучным, бесполезным, что временно накапливается и затем убирается или забыто.
7*. Как вы понимаете строчку «И ничего в прошедшем мне не жаль»? Рассказанное поэтом в автобиографии даёт возможность полностью ответить на этот вопрос? Почему «не жаль» трижды повторяется в стихотворении?
Фраза "И ничего в прошедшем мне не жаль" выражает отрешенное от прошлого отношение поэта, который принимает свою судьбу и прошлые события без сожаления или обиды. В автобиографии поэт говорит о том, что он смиренно принимает все пережитые испытания и радости своей жизни, что позволяет ему сказать, что ничего в прошедшем не жаль.
8. И всё-таки в центре стихотворения — не пейзаж и не тема ухода, а мысль о бессмертной красоте жизни. В каких словах заключена эта мысль? Есть ли в стихотворении другие мотивы? Если да, то какие? Назовите их.
Мысль о бессмертной красоте жизни заключена в фразе "Не жаль мне лет, растраченных напрасно". Другие мотивы, присутствующие в стихотворении, включают в себя образы природы (роща, пруд, клен) и отношение к ушедшему времени и опыту (полон дум о юности, роняю грустные слова).
9*. Прочитайте другие стихотворения С.А. Есенина. Какой теме они посвящены?
Иван Сергеевич Шмелёв
Русская песня
Страница 169
1. Составьте план рассказа И.С. Шмелёва «Русская песня».
Введение: ожидание лета и признаки его приближения. Первый признак весны: появление полосатого мешка с одеждой. Второй признак весны: приход рыжего маляра для ремонта. Описание поведения маляра и его отношений с детьми. Заключение: погружение автора в мир русской песни и его значимость для него.
2. Почему мальчики позволили себе подшутить над маляром?
Мальчики подшутили над маляром, вероятно, из детской забавы и из желания развлечься. Они не осознавали возможных последствий своих действий и скорее всего не понимали серьезности обстановки.
3. Какой реакции маляра на озорство мальчишек вы ожидали? Как вы полагаете, почему маляр не был суров с ребятишками? Есть ли в тексте рассказа ответ на этот вопрос?
Ожидалось, что маляр будет суров с мальчишками, возможно, накажет их за шалости. Однако маляр оказался не таким уж строгим и даже разделил с ними момент веселья. Причина его мягкости может быть в том, что он увидел в детях себя или просто был добродушным человеком, не склонным к строгости по отношению к детям.
4. Вы предполагали, что конец рассказа будет таким — почти гимном русской народной песне? Если нет, то какой финал представлялся вам?
Финал рассказа, который представлялся бы, мог быть разным. Например, маляр мог оставить мальчиков после их шалостей без присмотра и уйти, оставив их с чувством сожаления. Или мог проявить строгость и наказать их за их озорство. Однако финал, который был приведен в рассказе, был более легким и дружелюбным, что добавило нотку неожиданности и доброты в рассказ.
5. Что дорого Шмелёву в русской песне? Знаете ли вы русские народные песни? Как вы думаете, почему они передаются от одного поколения другому?
И.С. Шмелёв ценит в русской песне ее своеобразие, глубину и мудрость, которые передаются от поколения к поколению. Русские народные песни являются важной частью культуры и истории народа, они отражают его обычаи, традиции, духовные ценности. Передача песен от одного поколения к другому способствует сохранению культурного наследия и обогащает духовный мир людей.
Живое слово
Устно нарисуйте портрет маляра. Выпишите из текста рассказа фразы, словосочетания, которые помогут вам при выполнении работы.
Маляр изображается в рассказе как строгий и серьезный человек, с некоторой загадочностью в его поведении. Вот несколько фраз и словосочетаний из текста, которые могут помочь в создании его портрета:
"рыжего маляра" - цвет волос маляра "выхватывал стамески из-за тесемки грязного фартука" - инструменты маляра и его рабочая одежда "мрачно, покачиваясь" - манера движения маляра "суровый маляр" - его характер и внешний вид "заколдованный круг" - рисунок, нарисованный маляром "рыжая борода глядела в небо" - внешний вид маляра во время сна "самой весной – замазкой и красками" - запах, исходящий от маляра "маляр заснул, ничего больше не сообщив" - его безразличие к окружающему миру "мрачные звуки маляровой песни" - настроение, которое создает маляр "сизых голубков" - окружающая обстановка, когда маляр поет песню "грубые черты лица" - внешность маляра "пропитанный запахом камфары" - запах, оставленный маляром "печально пролетая" - эмоциональное состояние маляра "взгляд, свирепо исподлобья" - манера взгляда маляра "повернулся на бок и выкрасился" - поза маляра во время сна