menu


ГДЗ по литературе 7 класс Меркин Страница 156-169




Сергей Александрович Есенин

Страница 156

Вопросы и задания 

1. Какие поэты-современники оказали большое влияние на молодого Есенина? Чьи произведения вы читали?

Поэты-современники, такие как Александр Блок, Андрей Белый и Николай Клюев, оказали влияние на молодого Есенина. Из их произведений, Есенин особенно выделял влияние Белого, Блока и Клюева на свою лиричность и стиль. Читать произведения Блока — это хороший выбор, так как его поэзия является одной из самых значимых и влиятельных в русской литературе начала XX века. Она известна своей глубокой философской проникновенностью, сложным образным миром и оригинальным стилем. Поэтому изучение его творчества может помочь лучше понять контекст, в котором развивался и творил Есенин.

2. Как вы поняли последнюю строку автобиографии?

Последняя строка автобиографии Есенина, "Что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах", подчеркивает особенность его поэзии. Есенин признается, что все остальные аспекты его жизни и личности можно найти и понять через его стихи. Это свидетельствует о том, что поэт выражал себя, свои чувства и мысли в своих стихах настолько искренне и глубоко, что это является основным источником его автобиографии. 

3. Рассмотрите фотографии поэта, данные в этом разделе. Какие черты характера Есенина они отражают? По возможности найдите другие фотографии поэта и дополните свой ответ.

Возвращаясь к теме 

Вспомните прочитанные вами ранее стихотворения С.А. Есенина. Подготовьте выразительное чтение своего любимого стихотворения. Расскажите о художественных средствах, использованных поэтом.

В стихотворении "Разбуди меня завтра рано" С. А. Есенин использует различные художественные средства, чтобы создать образы природы и передать настроение:

Эпитеты: "терпеливая мать" - о природе, олицетворяющейся как материнская фигура; "золотую его дугу" - образное описание солнечного луча, придающего природе особую красоту.

Метафоры: "шапку-месяц" - образное описание луны; "кобылица над равниною красным хвостом" - метафорическое описание восходящего солнца.

Повтор: фраза "Разбуди меня завтра рано" повторяется в начале и в конце каждой строфы, что придает стихотворению ритм и акцентирует внимание на желании проснуться.

Имагерия: образы следа от колес на лугу, ветра под облачной кущей, взмаха кобылицы и другие образы природы помогают создать живописные картинки и передать настроение гармонии с природой.

Символика: фраза "Засвети в нашей горнице свет" символизирует начало нового дня, новых возможностей и надежд. Также упоминание о будущей славе как русского поэта символизирует мечты и амбиции поэта.

«Гой ты, Русь, моя родная...»

Страница 157

1. Какие образы возникают в стихотворении?

В стихотворении возникают образы России как родной земли поэта, характеризующиеся обилием природы и традиционной русской деревенской жизнью. Поэт описывает бесконечные просторы родной земли, поля, окраины селений, звенящие тополя, аромат яблок и меда, звуки колоколов церквей, радостный танец на лугах, смех девушек.

2. Назовите художественные средства, которые использует поэт.

Эпитеты: "моя родная", "зеленых лех", "твой кроткий Спас", "веселый пляс";
Метафоры: "гой ты, Русь, моя родная", "как захожий богомолец", "навстречу, как сережки, прозвенит девичий смех";
Повторы: "гой ты, Русь, моя родная";
Символика: использование образа Родины как мать, а также символов природы и сельской жизни для выражения чувства привязанности и любви к России.

3. Обратитесь к словарям, определите лексическое значение слов приволь, корогод, лехи. Как вы думаете, с какой целью Есенин использует устаревшие слова?

Приволь: луг, пастбище, место для пастбища скота.
Корогод: ограда, изгородь, обычно для загона скота.
Лехи: поля, земли.
Есенин использовал устаревшие слова, чтобы придать стихотворению аутентичность и архаичный колорит, чтобы передать атмосферу родной деревни, которая отражает старинные русские обычаи и образ жизни. Это также добавляет тексту поэтичности и уникальности, углубляя его эмоциональную окраску и создавая аутентичный образ России в восприятии поэта.

4. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Послушайте произведение в исполнении чтеца.

«Каждый труд благослови, удача!..»

«Спит ковыль. Равнина дорогая...»

Страница 161

Вопросы и задания 

1. Как вы думаете, почему С.А. Есенин чувствовал внутреннюю потребность постоянного возвращения в отчие края?

С.А. Есенин, как настоящий деревенский поэт, ощущал глубокую связь с родным краем и его природой. Для него отчий дом представлял не только место, где он провел свое детство и юность, но и источник вдохновения, энергии и творческой силы. Возвращение в родные места для него было возможностью перезарядиться эмоционально и духовно, воспрянуть духом и получить новые впечатления, которые могли вдохновить его на создание новых произведений. Кроме того, родные края напоминали ему о его корнях, о его происхождении, что также могло быть для него важным духовным опорным пунктом в жизни и творчестве. Возвращение в отчий дом для него было не просто приятным воспоминанием, но и необходимостью для сохранения связи с источником своего вдохновения и культурного наследия.

2. К каким темам обращался поэт в последние годы жизни?

3. Запишите ключевые слова и словосочетания для рассказа о своеобразии есенинских стихов о родных краях и близких людях.

Любовь к отчему краю
Изумительная нежность и чистота
Сокровенное, личное
Сыновнее чувство к матери
Братская привязанность к сестре
Радость дружбы
Тоска разлуки
Сожаление по рано ушедшей юности
Самые сокровенные чувства в словах обыденных, неброских
Пронизанные истинным трепетом души

4. Прочитайте внимательно стихотворение «Каждый труд благослови, удача!..». Чем поэту близки люди труда?

Поэт близок к людям труда через свое понимание и уважение к их труду. В стихотворении "Каждый труд благослови, удача!.." Есенин выражает признательность и пожелание успеха тем, кто трудится. Он ценит усилия и труд людей, которые стремятся к своей цели и не боятся трудностей. Поэт понимает, что труд является неотъемлемой частью жизни и призывает благословить каждый вид труда, который приносит плоды и достижения. Таким образом, поэт близок к людям труда через свое восхищение и уважение к их усилиям и преданности делу.

5. Из каких конкретных образов в отрывке из стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая...» складывается образ родного края?

Ковыль. Этот образ олицетворяет богатство и уникальность средней полосы России, где ковыльные степи считаются одной из ее характерных черт. Спящий ковыль символизирует спокойствие и безмятежность родных просторов.

Поля. Описанные поля добавляют образу картины родного края, придают ощущение бесконечности и простора.

Свет луны. Таинственный и длинный свет луны создает атмосферу загадочности и мистики, придавая образу особую привлекательность и очарование.

Плачущие вербы и шепчущие тополя. Эти образы придают стихотворению эмоциональную глубину и лиричность, а также связывают его с природой и окружающим миром.

Крик журавлей. Этот образ добавляет звуковую составляющую к описанию родного края, а также придает ему живость и динамику.

«Я покинул родимый дом...»

Страница 162

1. В первой строчке стихотворения «Я покинул родимый дом...» задаётся его основная тема — тема ухода. Что значит для поэта отчий край? Чтобы ответить на этот вопрос, составьте словарь ключевых слов и словосочетаний и только после этого сделайте вывод.

родимый дом
голубая Русь
три звезды березняк
матерь старая
луна
золотою лягушкой
седина у отца
старый клен
голубая Русь
листья целует дождь
Основная тема стихотворения связана с уходом из родного дома и оставлением родной земли, с чем связано много эмоций и воспоминаний, которые формируют представление о значимости отчего края для поэта.

2. Какое чувство испытывает поэт? Ответьте одним словом из стихотворения, а после этого сформулируйте развёрнутый ответ.

Чувство, которое испытывает поэт, можно выразить одним словом из стихотворения: грусть. Поэт ощущает грусть при мысли о том, что покидает родной дом и Родину.

3. Какой предстаёт в стихотворении Русь? Обратите внимание на скрытые сравнения, помогающие создать образ Родины.

В стихотворении Русь предстаёт как символический образ родины, которая олицетворяет для поэта родной край и все его воспоминания, эмоции и привязанности к нему. Сравнения с природными образами, такими как березняк, луна и клен, помогают создать образ Руси как места, где проходит действие стихотворения.

4. Русь в стихотворении — это родная природа или что-то ещё? Свой ответ аргументируйте.

Русь в стихотворении предстаёт как что-то большее, чем просто родная природа. Это символический образ родины, который включает в себя не только окружающую природу, но и эмоциональные и духовные связи поэта с его отчим краем, его историей и культурой. Русь здесь является метафорой для родины, которая вдохновляет и утешает поэта в его уходе.

«Отговорила роща золотая...»

Страница 164

Вопросы и задания 

1*. Стихотворение было положено на музыку. Послушайте один из романсов. Как вы думаете, какое чувство, настроение стремился передать в музыке композитор?

2. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения: отметьте ключевые слова, расставьте логические ударения, определите места пауз (коротких и протяжённых), подумайте над интонацией не только каждой строки, но и над интонационным рисунком всего стихотворения. Только после этого приступайте к выразительному чтению.

3. Подумайте: есть ли нечто общее у этого стихотворения с предыдущим — «Я покинул родимый дом...»? Обоснуйте свой вывод.

Оба стихотворения затрагивают тему ухода и разлуки с родным краем, хотя акценты и подход к этой теме могут отличаться. В обоих стихотворениях присутствует грусть и ностальгия по ушедшему времени и месту, что создает общий эмоциональный фон.

4. В стихотворении звучит тема ухода. В каких строках (словах, словосочетаниях) она проявляется? Выпишите их.

"Я покинул родимый дом",
"Уж не жалеют больше ни о ком",
"Я полон дум о юности весёлой",
"Не жаль мне лет, растраченных напрасно".

5. Назовите выразительные средства, которые используются в стихотворении, и определите их назначение.

олицетворение (роща золотая отговаривает, конопляник грезит, время сгребёт слова),
эпитеты (золотая роща, голубой пруд, равнина голая, рябина красная),
сравнения (конопляник грезит с месяцем, листья падают как слова).

6. В тексте есть слово, придуманное поэтом. Найдите этот неологизм. Прочитайте строку с ним. Какой образ возникает у вас при чтении? Опишите его.

Неологизмом является слово "ком" в строке "Сгребёт их все в один ненужный ком". Этот образ ассоциируется с чем-то скучным, бесполезным, что временно накапливается и затем убирается или забыто.

7*. Как вы понимаете строчку «И ничего в прошедшем мне не жаль»? Рассказанное поэтом в автобиографии даёт возможность полностью ответить на этот вопрос? Почему «не жаль» трижды повторяется в стихотворении?

Фраза "И ничего в прошедшем мне не жаль" выражает отрешенное от прошлого отношение поэта, который принимает свою судьбу и прошлые события без сожаления или обиды. В автобиографии поэт говорит о том, что он смиренно принимает все пережитые испытания и радости своей жизни, что позволяет ему сказать, что ничего в прошедшем не жаль.

8. И всё-таки в центре стихотворения — не пейзаж и не тема ухода, а мысль о бессмертной красоте жизни. В каких словах заключена эта мысль? Есть ли в стихотворении другие мотивы? Если да, то какие? Назовите их.

Мысль о бессмертной красоте жизни заключена в фразе "Не жаль мне лет, растраченных напрасно". Другие мотивы, присутствующие в стихотворении, включают в себя образы природы (роща, пруд, клен) и отношение к ушедшему времени и опыту (полон дум о юности, роняю грустные слова).

9*. Прочитайте другие стихотворения С.А. Есенина. Какой теме они посвящены?

Иван Сергеевич Шмелёв

Русская песня

Страница 169

Вопросы и задания 

1. Составьте план рассказа И.С. Шмелёва «Русская песня».

Введение: ожидание лета и признаки его приближения.
Первый признак весны: появление полосатого мешка с одеждой.
Второй признак весны: приход рыжего маляра для ремонта.
Описание поведения маляра и его отношений с детьми.
Заключение: погружение автора в мир русской песни и его значимость для него.

2. Почему мальчики позволили себе подшутить над маляром?

Мальчики подшутили над маляром, вероятно, из детской забавы и из желания развлечься. Они не осознавали возможных последствий своих действий и скорее всего не понимали серьезности обстановки.

3. Какой реакции маляра на озорство мальчишек вы ожидали? Как вы полагаете, почему маляр не был суров с ребятишками? Есть ли в тексте рассказа ответ на этот вопрос?

Ожидалось, что маляр будет суров с мальчишками, возможно, накажет их за шалости. Однако маляр оказался не таким уж строгим и даже разделил с ними момент веселья. Причина его мягкости может быть в том, что он увидел в детях себя или просто был добродушным человеком, не склонным к строгости по отношению к детям.

4. Вы предполагали, что конец рассказа будет таким — почти гимном русской народной песне? Если нет, то какой финал представлялся вам?

Финал рассказа, который представлялся бы, мог быть разным. Например, маляр мог оставить мальчиков после их шалостей без присмотра и уйти, оставив их с чувством сожаления. Или мог проявить строгость и наказать их за их озорство. Однако финал, который был приведен в рассказе, был более легким и дружелюбным, что добавило нотку неожиданности и доброты в рассказ.

5. Что дорого Шмелёву в русской песне? Знаете ли вы русские народные песни? Как вы думаете, почему они передаются от одного поколения другому?

И.С. Шмелёв ценит в русской песне ее своеобразие, глубину и мудрость, которые передаются от поколения к поколению. Русские народные песни являются важной частью культуры и истории народа, они отражают его обычаи, традиции, духовные ценности. Передача песен от одного поколения к другому способствует сохранению культурного наследия и обогащает духовный мир людей.

Живое слово 

Устно нарисуйте портрет маляра. Выпишите из текста рассказа фразы, словосочетания, которые помогут вам при выполнении работы.

Маляр изображается в рассказе как строгий и серьезный человек, с некоторой загадочностью в его поведении. Вот несколько фраз и словосочетаний из текста, которые могут помочь в создании его портрета:

"рыжего маляра" - цвет волос маляра
"выхватывал стамески из-за тесемки грязного фартука" - инструменты маляра и его рабочая одежда
"мрачно, покачиваясь" - манера движения маляра
"суровый маляр" - его характер и внешний вид
"заколдованный круг" - рисунок, нарисованный маляром
"рыжая борода глядела в небо" - внешний вид маляра во время сна
"самой весной – замазкой и красками" - запах, исходящий от маляра
"маляр заснул, ничего больше не сообщив" - его безразличие к окружающему миру
"мрачные звуки маляровой песни" - настроение, которое создает маляр
"сизых голубков" - окружающая обстановка, когда маляр поет песню
"грубые черты лица" - внешность маляра
"пропитанный запахом камфары" - запах, оставленный маляром
"печально пролетая" - эмоциональное состояние маляра
"взгляд, свирепо исподлобья" - манера взгляда маляра
"повернулся на бок и выкрасился" - поза маляра во время сна

 





ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 2 страница 156-169