Страница 144
После уроков
1. Проведите литературно-художественный вечер, посвящённый романтизму. Подберите материал об этом явлении в русской литературе и изобразительном искусстве начала XX века. Сделайте подборку репродукций картин (можно в виде компьютерной презентации), расскажите о творчестве одного из художников-романтиков.
2. Подберите материал для альбома «Иллюстрации к “Алым парусам” А. Грина».
Владимир Владимирович Маяковский
Страница 147
Вопросы и задания
1. Как вы представляете себе атмосферу в Политехническом музее на вечере поэзии В.В. Маяковского?
Воображаю полный зал в Политехническом музее, наполненный людьми, готовыми погрузиться в атмосферу поэзии В.В. Маяковского. В комнате витает ожидание и нетерпение перед выступлением поэта. Зрители, увлеченные и заинтригованные, обсуждают его работы и делятся своими впечатлениями. Новички волнуются перед возможностью встретить легендарного поэта и услышать его стихи лично. Атмосфера наполнена энергией творчества и культурного волнения, готового вспыхнуть при первых аккордах поэтического выступления.
2. Чему учился актёр, чтец-исполнитель В.Н. Яхонтов у поэта В.В. Маяковского?
В.Н. Яхонтов учился от В.В. Маяковского не только искусству чтения и исполнения стихов, но и разбирался в глубине и сложности их структуры. Он был поражен как смысловой, так и стилистической стороной творчества Маяковского. Особенно его поражала новизна в стиле, его своеобразный ритм и интонация. Яхонтов видел в этом нечто особенное, порой разговорное, а порой проникнутое пафосом. Возможно, для Яхонтова это было как открытие нового мира, вызывающего желание глубже понять и вжиться в каждый оттенок Маяковского словесного произведения.
3. Что в личности и творчестве Маяковского подчёркивает Яхонтов?
Для Яхонтова важными аспектами личности и творчества Маяковского являются его гостеприимство, общительность и способность открывать свои мысли и чувства через стихи. Он подчеркивает смысловую глубину и просторность слова в произношении Маяковского, аналогично катанию на качелях - что-то захватывающее, бодрое и молодое. Яхонтов также обращает внимание на единство формы и содержания в поэзии Маяковского, где правда мысли и чувства соответствуют правде ритма. Маяковский, по его мнению, не просто повторял стандартные размеры, а развивал в себе чувство ритма и создавал неповторимый, только ему присущий ритм.
4. Каким предстаёт поэт на фотографии А.М. Родченко (с. 146) и картине А.А. Дейнеки?
На фотографии, сделанной А.М. Родченко, Маяковский предстает перед нами как мужественный и сильный человек с суровым взглядом. Его крупная фигура и широкие плечи выглядят внушительно, а энергия в его взгляде кажется волевой и напористой.
В картине А.А. Дейнеки мы видим образ Маяковского в полный рост, одетого в теплую куртку и шапку, работающего над недописанным плакатом в холодной комнате. Детали окружающего его быта, такие как потухшая буржуйка, лампочка без абажура, ведро с краской и недопитый стакан чаю, создают атмосферу реализма и придают полотну особую живость и реальность.
Страница 153-154
Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче
1. Приведите примеры использования Маяковским аллитерации. Объясните её выразительную роль.
Маяковский мастерски использовал аллитерацию для создания выразительности и звуковой красоты своих стихов. Вот несколько примеров и их выразительная роль:
"Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою, а низ горы - деревней был, кривился крыш корою." Здесь аллитерация воспроизводит звуковое воздействие: [р], [г], [к] создают образ горной местности, добавляя ощущение извилистости и непредсказуемости.
"Но странная из солнца ясь струилась,- и степенность забыв, сижу, разговорясь с светилом постепенно." Здесь аллитерация с [с] и [з] передает образ яркого света солнца, а также передает постепенное и плавное нарастание восприятия света.
"Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!" Здесь аллитерация с [с] и [з] подчеркивает повторение и настойчивость лозунга Маяковского о необходимости светить, а также придает стихотворению ритмичность и запоминаемость.
Все эти примеры демонстрируют, как аллитерация в стихах Маяковского помогает создавать звуковую красоту, усиливать выразительность образов и увлекать читателя за собой в мир поэтического произведения.
2. Какими ещё приёмами создаётся звукообраз? Подтвердите примерами.
Кроме аллитерации, звуковая выразительность в стихотворении может создаваться и другими приемами, такими как ассонанс, рифма, повторение звуков и ритм. В данном случае, выделен ассонанс на звук "о", который прослеживается в различных словах стихотворения, придавая им особую музыкальность и интонацию. Вот примеры этого приема из текста:
"Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою, а низ горы - деревней был, кривился крыш корою." Здесь повторение звука "о" в словах "горбил", "горою", "горы", "деревней", "кривился", "крыш", "корою" создает единство звукового образа, придающего стихотворению музыкальность и созвучие.
"Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!" В этих строках также прослеживается ассонанс на "о" в словах "светить", "всегда", "везде", "донца", "никаких", "лозунг", "мой", "солнца", что усиливает музыкальный эффект и подчеркивает единство звучания стихотворения.
3. С какой целью поэт прибегает к фантастике?
Поэт прибегает к фантастике с различными целями, и в данном случае Маяковский использует ее для создания образного и символического контекста в своем стихотворении. Путем фантастического образа он соединяет два значения слова "солнце": прямое - как физический объект в солнечной системе, и переносное - как символ поэзии и света.
Прямое значение "солнца" отражает его физическую природу, его способность светить всегда и везде, до конца времен. Переносное значение, в свою очередь, связывает солнце с поэзией, поскольку великий Пушкин был назван "солнцем русской поэзии".
4. Чего достигает поэт, используя высокую лексику одновременно с просторечными словами? Приведите примеры.
Используя высокую лексику одновременно с просторечными словами, поэт создает контраст и наполняет свои произведения живостью и непосредственностью. Примеры такого приема из вашего текста:
В начале, когда герой выражает свою досаду и резкость, он обращается к солнцу с просторечными словами, такими как "дармоед", "шляется без дела". Эти слова придают его речи панибратский характер и подчеркивают его раздражение и недовольство.
Затем, когда разговор переходит в дружеский тон, солнце и герой общаются более откровенно и непринужденно. Использование просторечной лексики в этом контексте делает диалог еще более естественным и дружелюбным.
Просторечные слова придают реализм и непосредственность образам, а высокая лексика добавляет глубину и выразительность тексту, создавая интересный контраст и богатство языка.
5. Найдите в тексте стихотворения неологизмы. Какова их роль?
"Пригорок Пушкино горбил" - слово "горбил" образовано от глагола "горбиться", но в данном контексте приобретает новое значение, связанное с искривлением ландшафта, создавая образ пригорка.
"Погоди! послушай, златолобо" - слово "златолобо" образовано аналогично слову "златоволосо", но здесь используется для описания особенности лица собеседника.
"Но странная из солнца ясь струилась" - слово "ясь" используется в контексте света, что является производным от прилагательного "ясный".
"Пойдем, поэт, взорим, вспоем" - слово "взорим" можно рассматривать как неологизм, производное от глагола "взирать", используемое в контексте обозрения или рассмотрения.
"И хочет ночь прилечь, тупая сонница" - слово "сонница" здесь имеет новое значение, производное от слова "бессонница", но обозначающее не отсутствие сна, а скорее его тупость или сонное состояние.
Роль таких неологизмов заключается в том, чтобы придать тексту оригинальность, экспрессивность и уникальность, а также подчеркнуть авторский стиль и футуристическую направленность поэзии Маяковского. Они помогают создать образы и идеи, которые не могли бы быть выражены стандартными словами.
6. «...Под солнц двустволкой пала...» Какую двустволку имеет в виду поэт? Почему он использует именно этот образ?
Выражение "под солнц двустволкой пала" используется поэтом в переносном смысле, чтобы описать момент, когда стена тьмы и мрака разрушается силой света, похожей на оружие с двумя стволами. Этот образ символизирует силу и мощь света, который проникает во все уголки и проникает сквозь тьму.
Подобное сравнение помогает поэту передать интенсивность и важность момента пробуждения света, его победу над тьмой и мраком. Он выбирает образ двустволки, чтобы подчеркнуть эффективность и мощь света, который несет с собой надежду, проникая сквозь тьму и освещая мир. В целом, данный образ усиливает драматизм и эмоциональную напряженность момента, а также подчеркивает особую важность и силу света в борьбе с тьмой и злом.
7. Попробуем записать строки стихотворения не «лесенкой», как у Маяковского, а привычной строфой. Например:
А завтра снова мир залить
вставало солнце ало.
И день за днём ужасно злить
меня вот это стало.
Почему для В. Маяковского важно иное написание стихов, почему существенна именно «лесенка»? Чего благодаря ей достигает поэт?
Для Маяковского использование лесенки в стихотворении было важным, потому что это позволяло ему создавать более четкий и выразительный ритм. По его мнению, традиционные знаки пунктуации недостаточно точно передают ритм стиха, и использование лесенки помогало ему в этом.
Преимущество лесенки заключается также в том, что она позволяет выделить слова в потоке речи и группировать их по другому принципу. Это делает стихотворение более динамичным и эмоциональным, позволяя поэту передать свои мысли и чувства с большей яркостью и интенсивностью.
8. Маяковский говорил, что самые значимые, важные слова он всегда ставит в рифму, ибо здесь, в конце стиха, ещё более увеличивается пауза, и слово в рифме приобретает особое значение. Составьте словарь рифмующихся слов стихотворения. Насколько содержательна рифма в этом стихотворении?
Вот словарь рифмующихся слов из стихотворения:
лето - это горбил - был горою - корою наверно - верно залить - злить ало - стало разозлясь - слазь поблекло - пекло дармоед - не знай ни зим, ни лет златолобо - зашло бы в облака ты - рисуй плакаты по воле - в поле задом - садом масса - басом с сотворенья - варенье с ума сводила - садись, светило сконфужен - не вышло б хуже ясь - разговорясь Роста - просто до темноты - на "ты" не тая - ты да я хламе - стихами пала - попало сонница - трезвонится донца - солнца Рифма в этом стихотворении является одним из важных структурных элементов, которые помогают создать ритмическую гармонию и единство текста. Несмотря на то, что некоторые рифмы могут быть неточными или необычными, они все равно придают стихотворению особый звучный рисунок и помогают усилить впечатление живости и динамики повествования. Вместе с тем, разнообразие рифм и их неожиданность создают интерес и привлекают внимание читателя, делая текст более насыщенным и оригинальным.
9. Какова роль художественных средств и приёмов в стихотворении «Необычайное приключение...»?
Художественные средства и приемы, использованные Маяковским в стихотворении "Необычайное приключение...", играют важную роль в передаче его основной идеи и эмоциональной окраски текста.
Метафора - Маяковский использует метафору "а низ горы – деревней был, кривился крыш корою" для создания образа, который олицетворяет низкое положение или простоту жизни в сельской местности. Эта метафора помогает усилить контраст между различными аспектами приключения, придавая тексту глубину и образность.
Гипербола - Маяковский использует гиперболу "В сто сорок солнц закат пылал" для усиления яркости и впечатления от заката. Этот прием помогает создать образ бурного и яркого события, что придает стихотворению эмоциональную интенсивность.
Неологизмы - Использование неологизма "злотолобо" помогает Маяковскому создать оригинальный и запоминающийся образ. Этот прием позволяет поэту выразить свои мысли и чувства в уникальной форме, делая текст более интересным и эмоционально насыщенным.
10. Очевидно, что основную смысловую нагрузку в стихотворении несут последние строки. Прочитайте их выразительно. О чём они? Какая важная для поэта тема здесь прозвучала и какая сформулирована мысль? Найдите в тексте стихотворения то место, где впервые появляется эта тема.
"Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!"
Эти строки заключают в себе основную мысль стихотворения. Здесь Маяковский провозглашает свой лозунг, который становится его литературным кредо. Он говорит о необходимости постоянного и всепроникающего света, который не знает границ и преград. Этот свет символизирует творческую силу поэта, его способность приносить в мир яркость, красоту и смысл.
В этом месте стихотворения Маяковский первый раз поднимает тему света как символа поэтического творчества и его важности для мира. Здесь прослеживается главная идея всего произведения: поэт и солнце имеют одну и ту же задачу - освещать серый и мрачный мир своим светом и дарить ему красоту и смысл.
11. Послушайте выразительное чтение стихотворения. Как вы считаете, удалось ли чтецу верно передать пафос и основную мысль произведения?
12*. Как вы думаете, можно ли «делать» стихи? Если да, то до какой степени? Не считаете ли вы, что «сделанных» стихов сегодня слишком много?
Да, я думаю, что можно "делать" стихи. Поэзия - это форма искусства, и как и в любом другом виде искусства, люди могут создавать стихи. Однако, вопрос заключается в качестве и подлинности этих стихов.
Хотя стихи могут быть созданы почти каждым, выдающиеся стихотворцы обладают определенным талантом, способностью красиво и глубоко выражать мысли и эмоции. Иногда стихи могут быть "сделанными" в смысле искусственности или потери своей оригинальности. Это может произойти, например, когда стихи создаются исключительно ради коммерческих целей или под влиянием трендов, а не из истинного вдохновения и внутренней потребности выразиться.
Сегодня, с появлением социальных сетей и онлайн-платформ, мы видим большое количество стихов, некоторые из которых действительно великолепны и заслуживают признания, в то время как другие могут казаться более массовыми и лишенными оригинальности. Это может создавать впечатление, что "сделанных" стихов слишком много.
Минуты творчества
Вы прочитали выражение жара плыла. Как вы представили себе этот образ? Попробуйте передать устно.