menu


ГДЗ по литературе 7 класс Меркин Страница 144-155




Страница 144

После уроков 

1. Проведите литературно-художественный вечер, посвящённый романтизму. Подберите материал об этом явлении в русской литературе и изобразительном искусстве начала XX века. Сделайте подборку репродукций картин (можно в виде компьютерной презентации), расскажите о творчестве одного из художников-романтиков.

2. Подберите материал для альбома «Иллюстрации к “Алым парусам” А. Грина».

Владимир Владимирович Маяковский

Страница 147

Вопросы и задания 

1. Как вы представляете себе атмосферу в Политехническом музее на вечере поэзии В.В. Маяковского?

Воображаю полный зал в Политехническом музее, наполненный людьми, готовыми погрузиться в атмосферу поэзии В.В. Маяковского. В комнате витает ожидание и нетерпение перед выступлением поэта. Зрители, увлеченные и заинтригованные, обсуждают его работы и делятся своими впечатлениями. Новички волнуются перед возможностью встретить легендарного поэта и услышать его стихи лично. Атмосфера наполнена энергией творчества и культурного волнения, готового вспыхнуть при первых аккордах поэтического выступления.

2. Чему учился актёр, чтец-исполнитель В.Н. Яхонтов у поэта В.В. Маяковского?

В.Н. Яхонтов учился от В.В. Маяковского не только искусству чтения и исполнения стихов, но и разбирался в глубине и сложности их структуры. Он был поражен как смысловой, так и стилистической стороной творчества Маяковского. Особенно его поражала новизна в стиле, его своеобразный ритм и интонация. Яхонтов видел в этом нечто особенное, порой разговорное, а порой проникнутое пафосом. Возможно, для Яхонтова это было как открытие нового мира, вызывающего желание глубже понять и вжиться в каждый оттенок Маяковского словесного произведения.

3. Что в личности и творчестве Маяковского подчёркивает Яхонтов?

Для Яхонтова важными аспектами личности и творчества Маяковского являются его гостеприимство, общительность и способность открывать свои мысли и чувства через стихи. Он подчеркивает смысловую глубину и просторность слова в произношении Маяковского, аналогично катанию на качелях - что-то захватывающее, бодрое и молодое. Яхонтов также обращает внимание на единство формы и содержания в поэзии Маяковского, где правда мысли и чувства соответствуют правде ритма. Маяковский, по его мнению, не просто повторял стандартные размеры, а развивал в себе чувство ритма и создавал неповторимый, только ему присущий ритм.

4. Каким предстаёт поэт на фотографии А.М. Родченко (с. 146) и картине А.А. Дейнеки?

На фотографии, сделанной А.М. Родченко, Маяковский предстает перед нами как мужественный и сильный человек с суровым взглядом. Его крупная фигура и широкие плечи выглядят внушительно, а энергия в его взгляде кажется волевой и напористой.

В картине А.А. Дейнеки мы видим образ Маяковского в полный рост, одетого в теплую куртку и шапку, работающего над недописанным плакатом в холодной комнате. Детали окружающего его быта, такие как потухшая буржуйка, лампочка без абажура, ведро с краской и недопитый стакан чаю, создают атмосферу реализма и придают полотну особую живость и реальность.

Страница 153-154

Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче

1. Приведите примеры использования Маяковским аллитерации. Объясните её выразительную роль.

Маяковский мастерски использовал аллитерацию для создания выразительности и звуковой красоты своих стихов. Вот несколько примеров и их выразительная роль:

"Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы -
деревней был,
кривился крыш корою."
Здесь аллитерация воспроизводит звуковое воздействие: [р], [г], [к] создают образ горной местности, добавляя ощущение извилистости и непредсказуемости.

"Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно."
Здесь аллитерация с [с] и [з] передает образ яркого света солнца, а также передает постепенное и плавное нарастание восприятия света.

"Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!"
Здесь аллитерация с [с] и [з] подчеркивает повторение и настойчивость лозунга Маяковского о необходимости светить, а также придает стихотворению ритмичность и запоминаемость.

Все эти примеры демонстрируют, как аллитерация в стихах Маяковского помогает создавать звуковую красоту, усиливать выразительность образов и увлекать читателя за собой в мир поэтического произведения.

2. Какими ещё приёмами создаётся звукообраз? Подтвердите примерами.

Кроме аллитерации, звуковая выразительность в стихотворении может создаваться и другими приемами, такими как ассонанс, рифма, повторение звуков и ритм. В данном случае, выделен ассонанс на звук "о", который прослеживается в различных словах стихотворения, придавая им особую музыкальность и интонацию. Вот примеры этого приема из текста:

"Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы -
деревней был,
кривился крыш корою."
Здесь повторение звука "о" в словах "горбил", "горою", "горы", "деревней", "кривился", "крыш", "корою" создает единство звукового образа, придающего стихотворению музыкальность и созвучие.

"Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!"
В этих строках также прослеживается ассонанс на "о" в словах "светить", "всегда", "везде", "донца", "никаких", "лозунг", "мой", "солнца", что усиливает музыкальный эффект и подчеркивает единство звучания стихотворения.

3. С какой целью поэт прибегает к фантастике?

Поэт прибегает к фантастике с различными целями, и в данном случае Маяковский использует ее для создания образного и символического контекста в своем стихотворении. Путем фантастического образа он соединяет два значения слова "солнце": прямое - как физический объект в солнечной системе, и переносное - как символ поэзии и света.

Прямое значение "солнца" отражает его физическую природу, его способность светить всегда и везде, до конца времен. Переносное значение, в свою очередь, связывает солнце с поэзией, поскольку великий Пушкин был назван "солнцем русской поэзии".

4. Чего достигает поэт, используя высокую лексику одновременно с просторечными словами? Приведите примеры.

Используя высокую лексику одновременно с просторечными словами, поэт создает контраст и наполняет свои произведения живостью и непосредственностью. Примеры такого приема из вашего текста:

В начале, когда герой выражает свою досаду и резкость, он обращается к солнцу с просторечными словами, такими как "дармоед", "шляется без дела". Эти слова придают его речи панибратский характер и подчеркивают его раздражение и недовольство.

Затем, когда разговор переходит в дружеский тон, солнце и герой общаются более откровенно и непринужденно. Использование просторечной лексики в этом контексте делает диалог еще более естественным и дружелюбным.

Просторечные слова придают реализм и непосредственность образам, а высокая лексика добавляет глубину и выразительность тексту, создавая интересный контраст и богатство языка.

5. Найдите в тексте стихотворения неологизмы. Какова их роль?

"Пригорок Пушкино горбил" - слово "горбил" образовано от глагола "горбиться", но в данном контексте приобретает новое значение, связанное с искривлением ландшафта, создавая образ пригорка.

"Погоди! послушай, златолобо" - слово "златолобо" образовано аналогично слову "златоволосо", но здесь используется для описания особенности лица собеседника.

"Но странная из солнца ясь струилась" - слово "ясь" используется в контексте света, что является производным от прилагательного "ясный".

"Пойдем, поэт, взорим, вспоем" - слово "взорим" можно рассматривать как неологизм, производное от глагола "взирать", используемое в контексте обозрения или рассмотрения.

"И хочет ночь прилечь, тупая сонница" - слово "сонница" здесь имеет новое значение, производное от слова "бессонница", но обозначающее не отсутствие сна, а скорее его тупость или сонное состояние.

Роль таких неологизмов заключается в том, чтобы придать тексту оригинальность, экспрессивность и уникальность, а также подчеркнуть авторский стиль и футуристическую направленность поэзии Маяковского. Они помогают создать образы и идеи, которые не могли бы быть выражены стандартными словами.

6. «...Под солнц двустволкой пала...» Какую двустволку имеет в виду поэт? Почему он использует именно этот образ?

Выражение "под солнц двустволкой пала" используется поэтом в переносном смысле, чтобы описать момент, когда стена тьмы и мрака разрушается силой света, похожей на оружие с двумя стволами. Этот образ символизирует силу и мощь света, который проникает во все уголки и проникает сквозь тьму.

Подобное сравнение помогает поэту передать интенсивность и важность момента пробуждения света, его победу над тьмой и мраком. Он выбирает образ двустволки, чтобы подчеркнуть эффективность и мощь света, который несет с собой надежду, проникая сквозь тьму и освещая мир. В целом, данный образ усиливает драматизм и эмоциональную напряженность момента, а также подчеркивает особую важность и силу света в борьбе с тьмой и злом.

7. Попробуем записать строки стихотворения не «лесенкой», как у Маяковского, а привычной строфой. Например:

А завтра снова мир залить

вставало солнце ало.

И день за днём ужасно злить

меня вот это стало.

Почему для В. Маяковского важно иное написание стихов, почему существенна именно «лесенка»? Чего благодаря ей достигает поэт?


Для Маяковского использование лесенки в стихотворении было важным, потому что это позволяло ему создавать более четкий и выразительный ритм. По его мнению, традиционные знаки пунктуации недостаточно точно передают ритм стиха, и использование лесенки помогало ему в этом.

Преимущество лесенки заключается также в том, что она позволяет выделить слова в потоке речи и группировать их по другому принципу. Это делает стихотворение более динамичным и эмоциональным, позволяя поэту передать свои мысли и чувства с большей яркостью и интенсивностью.

8. Маяковский говорил, что самые значимые, важные слова он всегда ставит в рифму, ибо здесь, в конце стиха, ещё более увеличивается пауза, и слово в рифме приобретает особое значение. Составьте словарь рифмующихся слов стихотворения. Насколько содержательна рифма в этом стихотворении?

Вот словарь рифмующихся слов из стихотворения:

лето - это
горбил - был
горою - корою
наверно - верно
залить - злить
ало - стало
разозлясь - слазь
поблекло - пекло
дармоед - не знай ни зим, ни лет
златолобо - зашло бы
в облака ты - рисуй плакаты
по воле - в поле
задом - садом
масса - басом
с сотворенья - варенье
с ума сводила - садись, светило
сконфужен - не вышло б хуже
ясь - разговорясь
Роста - просто
до темноты - на "ты"
не тая - ты да я
хламе - стихами
пала - попало
сонница - трезвонится
донца - солнца
Рифма в этом стихотворении является одним из важных структурных элементов, которые помогают создать ритмическую гармонию и единство текста. Несмотря на то, что некоторые рифмы могут быть неточными или необычными, они все равно придают стихотворению особый звучный рисунок и помогают усилить впечатление живости и динамики повествования. Вместе с тем, разнообразие рифм и их неожиданность создают интерес и привлекают внимание читателя, делая текст более насыщенным и оригинальным.

9. Какова роль художественных средств и приёмов в стихотворении «Необычайное приключение...»?

Художественные средства и приемы, использованные Маяковским в стихотворении "Необычайное приключение...", играют важную роль в передаче его основной идеи и эмоциональной окраски текста.

Метафора - Маяковский использует метафору "а низ горы – деревней был, кривился крыш корою" для создания образа, который олицетворяет низкое положение или простоту жизни в сельской местности. Эта метафора помогает усилить контраст между различными аспектами приключения, придавая тексту глубину и образность.

Гипербола - Маяковский использует гиперболу "В сто сорок солнц закат пылал" для усиления яркости и впечатления от заката. Этот прием помогает создать образ бурного и яркого события, что придает стихотворению эмоциональную интенсивность.

Неологизмы - Использование неологизма "злотолобо" помогает Маяковскому создать оригинальный и запоминающийся образ. Этот прием позволяет поэту выразить свои мысли и чувства в уникальной форме, делая текст более интересным и эмоционально насыщенным.

10. Очевидно, что основную смысловую нагрузку в стихотворении несут последние строки. Прочитайте их выразительно. О чём они? Какая важная для поэта тема здесь прозвучала и какая сформулирована мысль? Найдите в тексте стихотворения то место, где впервые появляется эта тема.

"Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!"

Эти строки заключают в себе основную мысль стихотворения. Здесь Маяковский провозглашает свой лозунг, который становится его литературным кредо. Он говорит о необходимости постоянного и всепроникающего света, который не знает границ и преград. Этот свет символизирует творческую силу поэта, его способность приносить в мир яркость, красоту и смысл.

В этом месте стихотворения Маяковский первый раз поднимает тему света как символа поэтического творчества и его важности для мира. Здесь прослеживается главная идея всего произведения: поэт и солнце имеют одну и ту же задачу - освещать серый и мрачный мир своим светом и дарить ему красоту и смысл.

11. Послушайте выразительное чтение стихотворения. Как вы считаете, удалось ли чтецу верно передать пафос и основную мысль произведения?

12*. Как вы думаете, можно ли «делать» стихи? Если да, то до какой степени? Не считаете ли вы, что «сделанных» стихов сегодня слишком много?

Да, я думаю, что можно "делать" стихи. Поэзия - это форма искусства, и как и в любом другом виде искусства, люди могут создавать стихи. Однако, вопрос заключается в качестве и подлинности этих стихов.

Хотя стихи могут быть созданы почти каждым, выдающиеся стихотворцы обладают определенным талантом, способностью красиво и глубоко выражать мысли и эмоции. Иногда стихи могут быть "сделанными" в смысле искусственности или потери своей оригинальности. Это может произойти, например, когда стихи создаются исключительно ради коммерческих целей или под влиянием трендов, а не из истинного вдохновения и внутренней потребности выразиться.

Сегодня, с появлением социальных сетей и онлайн-платформ, мы видим большое количество стихов, некоторые из которых действительно великолепны и заслуживают признания, в то время как другие могут казаться более массовыми и лишенными оригинальности. Это может создавать впечатление, что "сделанных" стихов слишком много.

Минуты творчества 

Вы прочитали выражение жара плыла. Как вы представили себе этот образ? Попробуйте передать устно.






ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 2 страница 57