menu


ГДЗ по литературе 7 класс Меркин Страница 123-143




Детство (Фрагменты)

Страница 123

Вопросы и задания 

1. Поделитесь вашим впечатлением от прочитанного. Кто из героев повести показался вам наиболее интересным? Почему? Дайте развёрнутую характеристику этому герою.

Бабушка Алёши, Акулина Ивановна, действительно яркая и запоминающаяся личность в повести. Её смелость, сила духа и любовь к внуку делают её не только интересным, но и вдохновляющим персонажем. Её характеристика показывает настоящую силу женщины, способной действовать в критических ситуациях и оставаться человечной.

Интересно, как она сочетает в себе такие качества, как мужественное решение и забота о близких. Её сцены действительно заставляют восхищаться её силой воли и решительностью. Когда многие были в панике или беспомощны, она выступила в роли лидера, принимая на себя ответственность за ситуацию и действуя эффективно.

Одновременно она не забывает о своей заботе о внуке, охраняя его и успокаивая в моменты опасности. Её глубокая любовь к Алёше пронизывает всю её сущность и делает её ещё более многогранным и привлекательным персонажем.

Бабушка Алёши - пример сильной, но в то же время доброй и заботливой женщины, которая способна дать силу и поддержку окружающим в трудные времена, оставаясь при этом непоколебимой и оптимистичной.

2. Какие события проиллюстрировал художник Б.А. Дехтерёв? Озаглавьте рисунки.

"Спасение от Шарапа"
"Урок азбуки"

3*. Прочитайте повесть М. Горького «Детство» целиком. Расскажите о жизни семьи Кашириных. О каких «свинцовых мерзостях дикой русской жизни» вспоминает автор повести?

Повесть "Детство" М. Горького рассказывает о жизни семьи Кашириных, особенно о детстве самого Горького, который в повести называется Алёшей Пешковым. Семья Кашириных живёт в бедности и нищете, и их жизнь полна трудностей, конфликтов и страданий.

Автор описывает "свинцовые мерзости дикой русской жизни", подчеркивая низость, жестокость и безысходность существования многих людей в той эпохе. В семье Кашириных присутствуют вражда, зависть, жадность. Он раскрывает тему неприязни и конфликтов внутри семьи, а также жестокости обращения с женщинами и детьми.

Горький через свои произведения пытается показать тёмные стороны общества своего времени, вызывая у читателей отвращение к таким явлениям и побуждая к изменениям в обществе.

Исследовательский проект 

Сопоставьте образы Николеньки из «Детства» Л.Н. Толстого и Алёши из «Детства» М. Горького.

Семейная обстановка:
Николенька живёт в обеспеченной семье, где царит изобилие и богатство. Его детство проходит в шикарном доме, где он окружён заботой и вниманием родителей.
Алёша (Максим Горький) растёт в бедной семье, где царят нищета, распри и ссоры. Его детство тяжелое и изнурительное, в семье ненавидят друг друга, и он сталкивается с смертью отца и вечно траурной матерью.
Стиль жизни:

Николенька пользуется привилегиями богатого сословия: он получает образование, наслаждается роскошью и удовольствиями.
Алёша вынужден сталкиваться с трудностями и лишениями, его детство проходит в убогих условиях, и он вынужден самостоятельно бороться за выживание.
Влияние семьи на формирование личности:

В семье Николеньки присутствует забота и внимание, что формирует у него уверенность в себе и чувство собственного достоинства.
Семейные конфликты и нищета в семье Алёши оставляют на него негативный эмоциональный след, формируя у него чувство беспомощности и душевной пустоты.

Живое слово 

Вам предлагается несколько тем для сочинений. Попробуйте сформулировать и предложить свои. Напишите сочинение на одну из тем.

«Бабушка Акулина Ивановна», «Алёша в доме деда», «Что нравилось Алёше в окружающих его людях?», «Как характеры героев выражены в их речи?», «М. Горький и герои его произведений».

Старуха Изергиль (Легенда о Данко)

Страница 129

Вопросы и задания 

1. Внимательно прочитайте определение легенды. Какое из значений этого понятия подходит для произведения М. Горького?

Произведение М. Горького "Детство" может быть рассмотрено в контексте второго значения понятия легенды. В этом произведении автор воссоздаёт образ детства, который, хотя и основан на реальных событиях и переживаниях, приобретает черты фантастического, а порой и мифического рассказа. Рассказы об Алёше Пешкове (М. Горьком) и его семье, наполненные тяготами и страданиями, в некоторых аспектах приобретают фантастические оттенки, особенно если рассматривать их через призму воображения и восприятия маленького ребёнка. 

Почему М. Горький «рассказ в рассказе» («Легенда о Данко» — лишь часть рассказа «Старуха Изергиль») определяет как легенду?

М. Горький определяет рассказ о Данко как легенду, вероятно, из-за его сказочного характера и наличия моментов условности. Легенды содержат фантастические элементы и описывают события или персонажей, которые могут быть восприняты как чудеса или мифические явления. В рассказе о Данко мы видим изображение героического поступка, который представлен в форме сказочного повествования, с элементами драматизма и символизма. Такие особенности делают этот рассказ похожим на легенду, которая содержит моменты экзотики, драматизма и символизма. Кроме того, сама структура рассказа, с его экспозицией, кульминацией и развязкой, отражает типичные черты легендарного повествования.

2*. Прочитайте фрагмент от слов «Данко — один из тех людей...» до слов «Идёмте! Ну!..». Выпишите предложение с авторской пунктуацией. Попробуйте объяснить такую расстановку знаков препинания.

3. Найдите в тексте легенды сравнения. Объясните их роль.

Сравнение с темнотой, словно в ней собрались все ночи, усиливает ощущение мрачности и загадочности момента, когда Данко совершает свой подвиг.

Сравнение людей со стадом овец подчеркивает их безволие и безразличие, демонстрируя, что они следуют друг за другом, не задумываясь о своих действиях.

Сравнение Данко с зверями указывает на то, что его поступок может быть воспринят как нечто дикое и непонятное обычным людям, которые не способны понять высокие идеалы и жертвенность.

Использование сравнения с солнцем для описания пылающего сердца Данко символизирует его бескорыстное добродетельное деяние, которое ярко светит и приносит тепло всем вокруг.

Сравнение красной реки с кровью, бьющей из разорванной груди Данко, вводит читателя в атмосферу трагического и драматического момента, подчеркивая серьезность и важность проблемы, перед которой стоит герой.

4. К иллюстрации Б.А. Дехтерёва подберите текст из «Легенды о Данко».

На иллюстрации к рассказу "Старуха Изергиль" мы видим Данко, стоящего в темном лесу, окруженного людьми, чьи лица выражают страх и тревогу. Он вырывает из груди свое сердце, которое пылает ярким светом, освещая окружающую тьму. Люди вокруг ошеломлены этим светом, они удивленно смотрят на Данко и его горящее сердце. Взгляд Данко направлен вперед, на путь перед ним, он сосредоточен на том, чтобы вести людей к спасению, не обращая внимания на свое собственное горящее сердце.

Страница 130-131

1. Найдите в данном фрагменте примеры с подобными синтаксическими конструкциями.

2. Приведите примеры из текста, где даны необычные пейзажные образы. С помощью каких художественно-выразительных средств создаётся эта необычность?

"сквозь них не видать было неба" - создается образ темного и густого леса, в котором ветви настолько плотно переплетены, что не пропускают свет.
"опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота" - образ могучих деревьев, чьи корни уходят глубоко в темную и грязную почву болота, придает им мистический и угрожающий вид.
"великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни" - описывается атмосфера недружелюбности и угрозы со стороны леса, как будто деревья обладают собственным разумом и чувствами.
"деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки" - создается образ деревьев, которые словно оживают под воздействием молний, приобретая угрожающий вид, как будто пытающиеся схватить или остановить проходящих людей.
"из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное" - создается образ таинственного и угрожающего присутствия в лесу, которое наблюдает за проходящими людьми.

3. Какими они предстают в ходе дальнейшего повествования? Выпишите слова, характеризующие их.

Люди изначально воспринимали Данко как спасителя и лидера, но с течением времени и с наступлением трудностей, их отношение к нему начало меняться. Вот слова, характеризующие их в ходе дальнейшего повествования:

бессилие
упрекали
озверели
неблагодарные
ослабли умом
падали духом
гибли без жалоб
не заметили смерти
Эти слова отражают их негативное отношение к Данко после того, как он уже помог им выбраться из беды.

4. Найдите и назовите контрастные цветообразы.

В легенде о Данко выражается контраст между темным и страшным миром, где каждую минуту людей подстерегала опасность, и ярким, красочным миром, который наступил после подвига Данко. Этот контраст виден в описании черной ночной степи и маленьких голубых огоньков, что символизирует борьбу между тьмой и светом. Также противостояние черного цвета, ассоциируемого со смертью, и красного цвета, связанного с жизнью, подчеркивает важность подвига Данко и его влияние на жизнь людей.

5. Приведите другие примеры этого мотива в легенде.

6. Найдите в заключительной части легенды отрывок, подтверждающий этот тезис. Писатель завершает произведение символом. Каким? Что он утверждает?

В заключительной части легенды М. Горький подтверждает тезис о важности действия и решимости. Писатель завершает произведение символом света, подчеркивая победу добра над тьмой. Автор утверждает, что даже в самых темных и безнадежных ситуациях важно не оставаться бездейственным, а вместо этого принимать инициативу и действовать.

7. Найдите примеры подобных конструкций во второй части легенды. Есть ли среди них риторические фигуры, и если есть, какова их роль?

8. Приведите примеры употребления афоризмов в легенде.

В сюжете рассказа параллельно развиваются две линии: Данко и идущее за ним племя — силы природы («Повёл их Данко. Дружно все пошли за ним...» — «Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть...»).

9. Выпишите примеры такой параллели.

10. Выучите наизусть отрывок из второй части легенды о Данко. Послушайте выразительное чтение легенды.

М. Горький. Старуха Изергиль. Легенда о Данко (выразительное чтение)

При помощи похожих приёмов разрешается проблема «человек и общество» в первой легенде рассказа «Старуха Изергиль» — легенде о Ларре.

11*. Прочитайте легенду о Ларре. Попробуйте проанализировать произведение самостоятельно.

В легенде о Ларре заложена мысль о том, что романтический герой не всегда носитель добра; он может нести несчастье и боль.

12. Подтвердите этот вывод рассказом о жизни и поступках Ларры.

Александр Степанович Грин

Алые паруса (Фрагмент)

Страница 141

Вопросы и задания 

1*. Объём учебника не позволил включить в него произведение А. Грина полностью, но, прочитав всю повесть, вы вряд ли останетесь равнодушны. И «Алые паруса» станут для вас одной из любимых книг. Найдите её в домашней или школьной библиотеке и прочитайте.

2. Грин даёт портреты Ассоль и собирателя народного творчества Эгля. В чём своеобразие каждого из портретов? Что в них показалось вам не совсем обычным?

Портреты Ассоль и Эгля в романе Грина обладают своей индивидуальностью и особым характером.

Ассоль предстаёт как нежная и мечтательная девушка, погружённая в свой мир сказок и фантазий. Её характеризует легкость и вера в добро, что делает её образ непосредственно привлекательным и создаёт контраст с более серьёзными или мрачными моментами в романе. Необычность портрета Ассоль заключается в её мечтательности и приверженности к сказочному миру, что делает её отличной от большинства обычных героев.

Эгль, напротив, предстаёт как более мудрый и отрешённый человек, глубоко погружённый в изучение и сохранение народного творчества. Его характеризует уравновешенность, мудрость и некая одинокость, которая проистекает из его глубоких размышлений и увлечения. Необычность портрета Эгля заключается в его глубоком понимании и отрешённости от повседневных мелочей, что делает его фигуру нестандартной и загадочной.

3*. Уже по приведённому фрагменту вы можете заключить, что повесть «Алые паруса» развивает романтические традиции. В чём это проявляется?

Подчёркнутое внимание к главному герою, его внутреннему миру, его стремлениям и мечтам, что является одним из ключевых элементов романтической литературы.

Главная героиня, Ассоль, предстаёт как особенная и необычная личность, которая не вписывается в общепринятые стандарты общества, что также характерно для романтических образов.

Существование "двух миров" - мира мечты и мира реальности, в которых герои постигают свои судьбы и ищут своё место в жизни, является одним из ключевых мотивов романтизма.

Развернутое описание дикой природы, её красоты и силы, создаёт атмосферу загадочности и волшебства, характерную для романтических произведений.

Обращение к фольклору и интерес к историческому прошлому, как это проявляется через Эгля, также соответствует романтическим традициям, ведь романтики были увлечены национальной культурой и народными легендами.






ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 2 страница 123-143