Детство (Фрагменты) Страница 123 Вопросы и задания 1. Поделитесь вашим впечатлением от прочитанного. Кто из героев повести показался вам наиболее интересным? Почему? Дайте развёрнутую характеристику этому герою. 2. Какие события проиллюстрировал художник Б.А. Дехтерёв? Озаглавьте рисунки. 3*. Прочитайте повесть М. Горького «Детство» целиком. Расскажите о жизни семьи Кашириных. О каких «свинцовых мерзостях дикой русской жизни» вспоминает автор повести? Исследовательский проект Сопоставьте образы Николеньки из «Детства» Л.Н. Толстого и Алёши из «Детства» М. Горького. Живое слово Вам предлагается несколько тем для сочинений. Попробуйте сформулировать и предложить свои. Напишите сочинение на одну из тем. «Бабушка Акулина Ивановна», «Алёша в доме деда», «Что нравилось Алёше в окружающих его людях?», «Как характеры героев выражены в их речи?», «М. Горький и герои его произведений». Старуха Изергиль (Легенда о Данко) Страница 129 Вопросы и задания 1. Внимательно прочитайте определение легенды. Какое из значений этого понятия подходит для произведения М. Горького? Почему М. Горький «рассказ в рассказе» («Легенда о Данко» — лишь часть рассказа «Старуха Изергиль») определяет как легенду? 2*. Прочитайте фрагмент от слов «Данко — один из тех людей...» до слов «Идёмте! Ну!..». Выпишите предложение с авторской пунктуацией. Попробуйте объяснить такую расстановку знаков препинания. 3. Найдите в тексте легенды сравнения. Объясните их роль. 4. К иллюстрации Б.А. Дехтерёва подберите текст из «Легенды о Данко». Страница 130-131 1. Найдите в данном фрагменте примеры с подобными синтаксическими конструкциями. 2. Приведите примеры из текста, где даны необычные пейзажные образы. С помощью каких художественно-выразительных средств создаётся эта необычность? 3. Какими они предстают в ходе дальнейшего повествования? Выпишите слова, характеризующие их. 4. Найдите и назовите контрастные цветообразы. 5. Приведите другие примеры этого мотива в легенде. 6. Найдите в заключительной части легенды отрывок, подтверждающий этот тезис. Писатель завершает произведение символом. Каким? Что он утверждает? 7. Найдите примеры подобных конструкций во второй части легенды. Есть ли среди них риторические фигуры, и если есть, какова их роль? 8. Приведите примеры употребления афоризмов в легенде. В сюжете рассказа параллельно развиваются две линии: Данко и идущее за ним племя — силы природы («Повёл их Данко. Дружно все пошли за ним...» — «Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть...»). 9. Выпишите примеры такой параллели. 10. Выучите наизусть отрывок из второй части легенды о Данко. Послушайте выразительное чтение легенды. М. Горький. Старуха Изергиль. Легенда о Данко (выразительное чтение) При помощи похожих приёмов разрешается проблема «человек и общество» в первой легенде рассказа «Старуха Изергиль» — легенде о Ларре. 11*. Прочитайте легенду о Ларре. Попробуйте проанализировать произведение самостоятельно. В легенде о Ларре заложена мысль о том, что романтический герой не всегда носитель добра; он может нести несчастье и боль. 12. Подтвердите этот вывод рассказом о жизни и поступках Ларры. Александр Степанович Грин Алые паруса (Фрагмент) Страница 141 Вопросы и задания 1*. Объём учебника не позволил включить в него произведение А. Грина полностью, но, прочитав всю повесть, вы вряд ли останетесь равнодушны. И «Алые паруса» станут для вас одной из любимых книг. Найдите её в домашней или школьной библиотеке и прочитайте. 2. Грин даёт портреты Ассоль и собирателя народного творчества Эгля. В чём своеобразие каждого из портретов? Что в них показалось вам не совсем обычным? 3*. Уже по приведённому фрагменту вы можете заключить, что повесть «Алые паруса» развивает романтические традиции. В чём это проявляется?