Александр Иванович Куприн
Страница 97
Вопросы и задания
1. Составьте план по теме «Отношение А.И. Куприна к творчеству». Подготовьте рассказ по данному плану.
А.И. Куприн — мастер слова с ярким литературным наследием. Его отношение к творчеству можно охарактеризовать как "единый и многоликий". Куприн был увлечен различными аспектами жизни и эмоционально насыщенными персонажами. Интерес к простым людям и их повседневной жизни стал основой для многих его произведений. В своем творчестве он обращался к глубоким моральным и философским вопросам, порой сталкиваясь с критикой со стороны консервативных кругов.
2*. Чем взгляды Куприна на язык и творчество, мысли о литературе и искусстве созвучны взглядам других русских писателей и чем отличаются от них?
Взгляды А.И. Куприна на язык, творчество, литературу и искусство имеют некоторое сходство с взглядами других русских писателей своего времени. Он, подобно многим из них, стремился к реализму в литературе, описывая реальные социальные проблемы и нравственные драмы человеческой жизни. Как и многие писатели своего времени, он обращался к изучению психологии персонажей, их внутреннего мира и мотивации действий.
Чудесный доктор
Страница 106-107
1. Перед вами ключевые слова, передающие материальное и душевное состояние детей Мерцаловых: пустые щи; ветхий дом; грязный двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; подземелье… Продолжите поиск ключевых слов — деталей, характеризующих жизнь Мерцаловых. Запишите их.
Пыль и грязь, покрывающие стены и полы. Старые и оборванные одежды, не согревающие ни в холод, ни в дождь. Голод и отчаяние, которые пронизывают их жизнь. Безысходность и беспомощность перед нищетой и несчастьем. Отсутствие надежды на лучшее будущее. Чувство изоляции и одиночества в собственной бедности.
2. Подготовьте подробный рассказ о жизни Мерцаловых в «ветхом доме», в «подземелье».
Жизнь Мерцаловых в "ветхом доме" и "подземелье" была полна страданий и тяжелостей. Эта история о борьбе за выживание и надежде на лучшее, несмотря на безысходность и бедность окружающей среды.
Емельян Мерцалов, глава семейства, оказался без работы и жалования после того, как заболел брюшным тифом. Это стало началом серии несчастий для его семьи. Смерть дочери, тяжелое заболевание второй девочки, и истощение жены, которая вынуждена была стирать белье в богатых домах, чтобы заработать на пропитание для семьи, только ухудшили их положение.
Подвальное помещение, где проживала семья, было темным, влажным и заполненным ужасным запахом керосинового чада и грязи. Мерцаловы вынуждены были привыкнуть к этой мрачной обстановке, пытаясь выжить в этой нищете и отчаянии.
Емельян ежедневно искал работу, но безуспешно. Даже просьбы о милостыне не приносили результата. В рождественский вечер он решает покончить с собой, но случайная встреча с доктором Пироговым меняет его судьбу. Доктор оказывает помощь семье, что спасает их от безнадежности.
После этой случайной встречи жизнь Мерцаловых начинает налаживаться. Благодаря помощи доктора, девочка выздоравливает, Емельян находит работу, а его сыновья получают возможность обучаться в гимназии.
3. Найдите примеры употребления приёма контраста в рассказе. Что подчёркивает А.И. Куприн с помощью этого изобразительного средства?
А.И. Куприн мастерски использует приём контраста в своем рассказе, чтобы подчеркнуть различия между богатством и нищетой, счастьем и отчаянием.
Одним из ярких примеров контраста является описание витрин перед праздником. Витрины магазинов украшены разнообразными кушаньями: колбасами, окороками, розоватым салом, огромными копчеными маринованными рыбами. Эти изысканные угощения создают контраст с бедностью, которую испытывают Мерцаловы, вынужденные есть только "пустые щи".
Еще один пример контраста можно увидеть в описании улицы, где виднеются яркие елки в окнах домов, противопоставленное ветхому, покосившемуся дому мальчиков с каменным подвалом и сырыми, закоптелыми стенами.
Сопоставление злого и бесчувственного Савелия Петровича с добрым и милосердным доктором Пироговым также является примером контраста. Первый отказывается помочь семье Мерцаловых, в то время как второй оставляет деньги на лечение и еду.
4. Найдите в тексте завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.
Завязка: Братья Володя и Гриша Мерцаловы с тоской смотрят на богатую витрину продуктового магазина, пытаясь передать письмо с просьбой о помощи бывшему работодателю их отца. Они получают отказ и возвращаются домой, где их ожидает тяжелая семейная обстановка с болезнью сестры и отчаянием родителей.
Развитие действия: Отец Мерцалов возвращается домой, безнадежно ища работу и лишь добавляя проблем в семейную ситуацию. Семья продолжает страдать от бедности и болезни.
Кульминация: Отец, уставший от безуспешных поисков работы и борьбы за выживание семьи, внезапно решает покончить с собой. Однако случайная встреча с доктором Пироговым меняет его решение и направляет жизнь семьи в новое русло.
Развязка: После посещения доктора Пирогова дела семьи начинают налаживаться. Дочь выздоравливает, отец находит работу, а старший сын Гриша также получает неплохую работу в банке. Семья приписывает своё спасение доктору Пирогову, и это становится новым поворотным моментом в их жизни.
5. Этот рассказ относится к особой разновидности рассказов, которые называют рождественскими. Найдите в рассказе «Чудесный доктор» черты рождественского рассказа.
Праздничная атмосфера: Описание ярких праздничных витрин и звуков музыки подчеркивает наступление праздника, вероятно, Рождества. Подарки, которые несет старик-незнакомец детям, также ассоциируются с рождественской тематикой.
Контраст бедности и богатства: Описание нищеты, в которой живут Мерцаловы, создает контраст с богатством и изобилием, которые ассоциируются с праздничным временем.
Начало истории: История начинается с того, что мальчики рассматривают витрины, что типично для рождественских рассказов, где дети ожидают подарков и чудес. Больная дочь Мерцалова и кричащий младенец дополняют общее ощущение несчастья и нужды, что также присуще рождественским сюжетам.
Счастливый финал благодаря доброму поступку: Благодаря встрече с добрым доктором и его щедрому сердцу, финал рассказа оказывается счастливым и запоминающимся, что является характерной чертой рождественских историй, где добро и сострадание побеждают зло и несчастье.
6. Охарактеризуйте образ доктора, найдите для этого важные слова в тексте. Определите, в чём смысл названия рассказа.
Образ доктора Пирогова в рассказе "Чудесный доктор" отличается выдающейся человечностью, состраданием и профессионализмом. Важные слова, которые помогают охарактеризовать его, включают: "спокойное", "внушающее доверие", "внимательно", "заинтересованно", "направляется", "делает все возможное", "святой", "великое", "мощное", "святое".
Доктор Пирогов выделяется из-за своей способности мгновенно завоевывать доверие людей и посвящать свою энергию и усилия в помощь тем, кто в нем нуждается. Его поступок помощи семье Мерцаловых отражает не только его высокий профессионализм, но и его глубокое человеческое сострадание к страдающим. Образ доктора Пирогова иллюстрирует силу доброты и милосердия в спасении отчаянно нуждающихся людей.
Относительно смысла названия рассказа, "Чудесный доктор" подчеркивает именно необычайные и благотворные качества доктора Пирогова, которые позволяют ему совершать действительно великие поступки, способные изменить жизнь людей. Этот образ доктора становится символом надежды и возможности для тех, кто сталкивается с трудностями и нуждается в помощи.
Возвращаясь к теме
Вспомните, с каким рождественским рассказом вы познакомились в 6 классе.
Исследовательский проект
Сопоставьте любые два рождественских рассказа из предложенных: «Чудесный доктор» А.И. Куприна, «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского, «Мальчики» А.П. Чехова, «Ангелочек» Л.Н. Андреева.
Оба рассказа, "Чудесный доктор" А.И. Куприна и "Мальчик у Христа на ёлке" Ф.М. Достоевского, относятся к жанру рождественских рассказов, где в центре внимания находятся чудесные события, происходящие в период Рождества, а также темы милосердия, сострадания и доброты.
В "Чудесном докторе" основное чудо заключается в спасении семьи Мерцаловых от трагических обстоятельств благодаря встрече с добрым и милосердным доктором Пироговым. Эта история подчеркивает, что человеческая доброта и сострадание могут привести к чудесным переменам в жизни людей.
В "Мальчике у Христа на ёлке" чудо проявляется в смерти мальчика, после которой он оказывается в стране своих заветных желаний, где находит все то, чего ему не хватало в реальной жизни. Этот рассказ передает идею о том, что смерть может быть переходом в лучший мир, где исполняются все желания.
После уроков
Подготовьте вопросы для дискуссии «Что есть доброта?». Найдите и прочитайте другие произведения на эту тему.
Что для вас означает понятие "доброта"? Как вы бы определили этот термин? Какие примеры добрых поступков вы можете привести из своего опыта или из литературы, кино, истории? Как доброта влияет на отношения между людьми? Может ли она изменить мир? Есть ли разница между добротой и состраданием? Если да, то как вы бы ее определили? Какие препятствия могут мешать быть добрым? Как их можно преодолеть? Может ли доброта быть безусловной, или она всегда имеет какие-то условия?
Максим Горький
Страница 114
1. М. Горький написал «Автобиографию» в 1897 году. На какие факты своей жизни он обращает внимание?
Максим Горький в своей «Автобиографии» обращает внимание на ряд ключевых моментов своей жизни. Во-первых, он рассказывает о сложном отношении к религии, выделяя конфликт между «Богом дедушки» и «Богом бабушки». Во-вторых, он подчеркивает влияние литературы на свое мировоззрение, упоминая своих любимых авторов, таких как Диккенс, и описывая шок от прочтения Лермонтова. И, наконец, он обращает внимание на влияние среды, рассказывая о своей нарастающей ненависти к мещанству и одновременно увлечении босячеством. Эти факты являются основными точками в его автобиографическом повествовании, которые помогают понять формирование его мировоззрения.
2. Как вы поняли слова писателя о том, что «замечательных событий» в его жизни не было?
Максим Горький, описывая отсутствие "замечательных событий" в своей жизни, обращается к тому, что его жизнь была полна трудностей, бедствий и потерь. Вместо радостных и вдохновляющих моментов, которые могли бы ожидаться в детстве и юности, он сталкивался с насилием, утратами близких и неизбежной необходимостью самостоятельно зарабатывать на жизнь с раннего возраста. Эти негативные опыты и трудности, вероятно, оставили глубокий след в его воспоминаниях и восприятии собственной жизни.
3. Рассмотрите портрет М. Горького, написанный В.А. Серовым. Как эта репродукция дополняет ваше представление о личности писателя?
Портрет М. Горького, написанный В.А. Серовым, представляет собой необычную композицию, которая дополняет мое представление о личности писателя. На портрете Горький изображен в динамичном положении, словно он вовлечен в спор или демонстрирует свою точку зрения. Одежда писателя проста и функциональна, что подчеркивает его скромный образ жизни и отношение к материальным ценностям. Жест руки на портрете можно интерпретировать как жест убеждения или доказательства, что добавляет образу Горького уверенности и самоуверенности. Этот портрет позволяет увидеть не только выдающегося писателя, но и сильного мыслителя и философа, чьи идеи и взгляды оказали влияние на общество своего времени. Горький на портрете выглядит как человек, способный убедить и вдохновить окружающих своими высокими идеалами и мыслями.