menu


ГДЗ по литературе 7 класс Меркин Страница 72-96




ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин

Страница 72

Вопросы и задания 

1. Что в рассказе И.А. Бунина о «странном» вхождении его в литературу, по вашему мнению, написано с иронией (скрытым юмором), а что — всерьёз?

В рассказе Бунина о «странном» вхождении в литературу ирония проявляется в его воспоминаниях о детстве. Он с юмором описывает, как впервые столкнулся с непонятным словом «кретин», увидев его в подписи под иллюстрацией. Ребёнку оно показалось загадочным и пугающим, но именно это вызвало в нём первое поэтическое волнение. Позже он замечает, что за свою жизнь встречал немало «кретинов», что звучит как остроумный комментарий о его опыте в литературной среде.
А всерьёз Бунин пишет о том, как ему повезло оказаться среди выдающихся писателей своей эпохи. Он с уважением вспоминает Чехова, Толстого, Короленко и других, подчёркивая, что его литературное становление происходило в окружении мастеров. Эти слова отражают его подлинное восхищение и благодарность за ту среду, в которой он развивался.

2. Бунин упоминает имена писателей, которые ушли из жизни незадолго до его вхождения в литературу, и тех, кто был его современником. Какие произведения этих писателей вы читали? Не вызвал ли Бунин у вас желания познакомиться с произведениями других авторов, прежде вам неизвестных?

Среди писателей, которых упоминает Бунин, наиболее известны Толстой и Чехов. Их произведения, такие как «Война и мир», «Анна Каренина», рассказы Чехова, читали многие. Однако Бунин также упоминает писателей, чьи имена менее знакомы широкому кругу читателей, например, Эртеля и Жемчужникова. Его рассказ действительно пробуждает интерес к этим авторам, особенно к Эртелю и его роману «Гарденины», который, по словам Бунина, оставил след в русской литературе. Такое упоминание заставляет задуматься о том, какие ещё малоизвестные произведения могли бы открыть новые грани русской прозы.

«Догорел апрельский светлый вечер...»

Страница 73

В мире художественного слова

И.А. Бунина

1. По каким художественным деталям вы можете определить, что поэт говорит о русской природе?

В стихотворении Бунина есть множество художественных деталей, позволяющих понять, что речь идёт именно о русской природе. Во-первых, упомянут чёрнозём, который характерен для среднерусских равнин. Во-вторых, в стихотворении встречаются грачи и журавли — это птицы, которые являются неотъемлемой частью русского весеннего пейзажа. В-третьих, описаны луга, рощи, лощины, звёздный свет над полями — типичные элементы природы средней полосы России. Кроме того, автор передаёт особое весеннее настроение — вечернюю тишину, запах свежей земли, журчание воды, что создаёт яркий и правдивый образ русской весны.

2. Выразительно прочитайте стихотворение, стараясь передать его настроение.

Выразительное чтение стихотворения должно передавать его спокойное, задумчивое настроение. Начало читается мягко и плавно, передавая ощущение уходящего дня. Строчки про звёздный свет и тишину ночи требуют особой задумчивости, а момент с журавлями, которые «окликают» друг друга, можно прочитать чуть эмоциональнее, передавая движение и осторожность птиц. В заключительных строках, где Весна «ждёт зари, дыханье затая», голос должен стать особенно проникновенным и чуть замедленным.

3. Прочитайте фрагмент статьи критика и литературоведа О.Н. Михайлова.

«Образ природы, родины, России складывается в стихах исподволь, незаметно. Он подготовлен... пейзажной лирикой, где крепкой закваской явились впечатления от родной Орловщины, Подстепья, среднерусской природы. Разумеется, они были лишь родником, давшим начало большой реке, но родником сильным и чистым. И в отдельных стихотворениях поэт резко и мужественно говорит о родной стране, нищей, голодной, любимой (“Родине”, “В стороне далёкой от родного края...”, “Родина” и др.). Осень, зима, весна, лето — в бесконечном круговороте времени, в радостном обновлении природы черпает Бунин краски для своих стихов. Его пейзажи обретают удивительную конкретность, растения, птицы — точность обозначений».

4. Перечитайте последнее предложение из приведённого фрагмента. Найдите подтверждение данному тезису в стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер...».

В стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер...» действительно можно найти подтверждение словам критика О.Н. Михайлова о том, что у Бунина природа изображена с удивительной конкретностью. Например, он точно передаёт особенности весеннего пейзажа: «свежее пахнет зеленями молодой озябший чернозём» — здесь мы чувствуем запах сырой земли после зимы. Далее автор описывает тихую воду в ямах, отражающую звёзды, что тоже создаёт реалистичный образ русской природы. Бунин не просто рисует картину весны, но делает её живой: птицы «окликают» друг друга, весна будто затаила дыхание, ожидая рассвета. Всё это подтверждает, что его пейзажи конкретны, точны и наполнены жизнью.

Как я пишу (Фрагменты)

Страница 76

Вопросы и задания 

1. Расскажите об И.А. Бунине, включив в свой рассказ фразы из первой части его статьи.

Иван Алексеевич Бунин был писателем, который испытывал постоянные муки творчества. Он считал, что рождён стихотворцем, а главное в его произведениях — это «найти звук». Как только он находил нужное звучание, работа шла сама собой. Однако он никогда не позволял себе писать так, как ему хотелось бы, не заботясь о форме. Он испытывал мучения от невозможности выразить всё так, как видел мир. Бунин считал, что литературное мастерство с времён Пушкина и Лермонтова не развилось, а Чехова называл поэтом, который пытался изменить форму, но критики этого не замечали. Он всю жизнь страдал от того, что не мог смотреть на мир чужими глазами, а лишь своими.

2. Что нового вы узнали из второй части? Ответ на вопрос запишите в форме тезисного плана.

Из второй части статьи становится понятно, что Бунин:
– В молодости писал торопливо и не всегда так, как хотелось бы.
– Не занимался «чеканкой фраз», поскольку для него форма рождалась из содержания.
– Позже стал работать размеренно, уединяясь в деревне или на Капри.
– Писал запоем, пока не «выписывался» до конца, но никогда не работал по ночам.
– Решение писать приходило неожиданно, под влиянием чувств или картин перед глазами.
– Часто начинал писать без готовой фабулы, полагаясь на общее звучание произведения.
– Финал произведения мог изменяться в процессе работы.

Возвращаясь к теме 

Какие духовно-нравственные проблемы подняты И.А. Буниным в рассказе «Лапти», прочитанном вами в 6 классе?

В рассказе «Лапти» Бунин поднимает тему человечности, нравственного подвига и сострадания. Главное в рассказе — идея гуманизма, бескорыстного служения людям. Он заставляет читателя задуматься о ценности справедливости, долга и совести. Бунин показывает, как даже небольшой поступок может отражать внутренний мир человека и его нравственные качества.

Кукушка

Страница 93

Вопросы и задания 

1. В рассказе живут и действуют три группы образов: образы-персонажи, образы животных и пейзаж. Приведите примеры для каждой группы.

В рассказе действуют три группы образов:

Персонажи: Кукушка, сторож, барин.
Животные: волчата, собака, куры.
Пейзаж: старая караулка, поле, лес, весенний день.

2. Какими художественными средствами пользуется И.А. Бунин, создавая пейзажные образы? Подтвердите примерами.

Бунин использует эпитеты («сухой снег», «серый вечер»), метафоры («ветер шарил по крыше»), олицетворения («снег насытился водою»). Например, природа отражает состояние героя, создавая атмосферу одиночества.

3. Перечитайте первые три абзаца рассказа. Какой основной цвет вы использовали бы, рисуя иллюстрацию к началу произведения? Какая тональность задаётся И.А. Буниным уже в самом начале повествования?

В первых абзацах доминируют серые, холодные, тусклые цвета, что задаёт меланхоличную и напряжённую тональность. Иллюстрация могла бы быть выполнена в холодных тонах.

4.Старая караулка органично вписана в пейзаж. Какими словами создаётся представление о ней? Составьте небольшой словарик.

Караулка описывается как старая, покосившаяся, с печным дымком. Можно включить в словарик: «ветхая», «мрачная», «пропахшая дымом», «затерянная в поле».

5. Придумайте предложения, используя данные словосочетания: уголь, как закрывающийся глаз; ветер шарил по крыше; день теплел и веселел; снег насытился водою. Какие художественно-выразительные средства в них используются?

В печке угасал огонь, и уголь, как закрывающийся глаз, мерцал в темноте.
Ветер шарил по крыше, словно ища щели, чтобы пробраться внутрь.
День теплел и веселел, будто пробуждаясь от долгого сна.
Снег насытился водою, потяжелел и стал рыхлым.
Используются сравнения, олицетворения и метафоры.

6.Расскажите о жизни главного героя. Откуда его прозвище? Что оно означает?

Кукушка – сирота, выросший в караулке, живёт одиноко. Прозвище связано с его судьбой – как кукушонок, он был чужим в этом мире.

7. Прочитайте отрывок от слов «Он был приёмыш...» до слов «Да и весна прошла дружно, весело». Что в образе Кукушки подчёркивает автор?

В этом отрывке подчёркивается одинокая и бесприютная судьба Кукушки, его связь с природой и простота. Он был приёмышем, чужим среди людей, но одновременно добрым и привязанным к своему миру. Весна, пришедшая дружно и весело, символизирует его короткое счастье, временное ощущение жизни.

8. В каких отношениях с миром природы находится Кукушка?

Кукушка живёт в гармонии с природой, чувствует её ритмы, понимает животных. Он как будто сам часть этой среды, не противостоит ей, а сливается с ней.

9. Как история волченят помогает пониманию характера и судьбы Кукушки?

История волчат отражает судьбу Кукушки. Он, как и они, не принадлежит полностью ни людям, ни дикой природе. Попав в чужой мир, он обречён, как приручённые, но брошенные волчата.

10. Запишите ключевые слова и словосочетания для характеристики Кукушки.

Ключевые слова: приёмыш, одиночество, природа, сирота, чужой, доброта, несчастье, потерянность, гармония с природой, тоска.

11. Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия?

Бунин относится к Кукушке с глубоким сочувствием. В тексте нет осуждения, наоборот, автор подчёркивает его доброту, беззащитность и трагичность его судьбы.

12.Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки...» до слов «...даровать ему тихую и скорую кончину...»). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

В эпизоде за ужином поразительно, как буднично Кукушка ест свою простую пищу, не подозревая о своей скорой гибели. Также контраст между его смирением и жестокой развязкой истории вызывает сильные эмоции.

13. В чём явный и скрытый конфликт рассказа? Аргументируйте свой ответ.

Явный конфликт – судьба Кукушки, его одиночество и невозможность найти своё место в мире. Скрытый конфликт – столкновение человеческой жестокости и простого, природного существования.

14. Прочитайте последнее предложение в рассказе. Каково его значение для понимания произведения в целом?

Последнее предложение подчёркивает неизбежность судьбы Кукушки, делает финал особенно горьким, но закономерным. Оно оставляет чувство безысходности.

15.Какова роль рассказчика в «Кукушке»?

Рассказчик наблюдает, но не вмешивается. Он не судит героев, а лишь передаёт их историю, позволяя читателю самому почувствовать трагедию происходящего.

16.Рассказ разделён на четыре части. Озаглавьте их.

«Приёмыш»
«Караулка»
«Волчата»
«Неизбежность»

17. Какому эпизоду рассказа И.А. Бунина соответствует настроение, возникшее у вас благодаря картине художника С.Ю. Жуковского? Обоснуйте свой ответ.






ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 2 страница 72-96