menu


ГДЗ по литературе 7 класс Меркин Страница 59-71




Антон Павлович Чехов

Страница 59

Вопросы и задания 

1. На что в первую очередь обращают внимание авторы воспоминаний о Чехове? Каким человеком предстаёт Чехов? В чём особенность его творческой манеры? Запишите план ответов на вопросы.

Что подметили авторы воспоминаний о Чехове? В воспоминаниях подчеркивается сдержанность и скромность Чехова. Его характер отличается редким мужеством, который не высказывал жалоб на свою тяжёлую жизнь, даже будучи больным и страдая от бедности. Чехов воспринимается как человек глубоко внутренне свободный, честный и правдивый. Внешняя простота Чехова была связана с его внутренней гармонией и искренностью.

Каким человеком предстаёт Чехов? Чехов предстаёт как человек, обладавший не только высоким моральным чувством, но и большой жизненной стойкостью. Его личная жизнь была трудной, но он не жаловался на свою судьбу и не показывал своих страданий окружающим. Он был очень внимателен к людям, но в то же время умел оставаться скрытым и молчаливым.

В чём особенность его творческой манеры? Творческая манера Чехова отличалась тонким юмором, который часто становился «грустным» и «серьёзным». Его произведения пропитаны наблюдениями за жизнью, психологизмом и эмпатией к персонажам. Он умел вплотную подходить к человеческим переживаниям, не приукрашивая, но и не унижая своих героев. Его стиль письма был сдержанным и кратким, что позволило раскрывать глубокие аспекты человеческой жизни через минималистичные, но яркие детали.

2. Внимательно рассмотрите фотографии А.П. Чехова. Что говорят они вам о личности писателя?

Фотографии Чехова показывают его как человека сдержанного и спокойного, но при этом уверенного и глубоко мыслящего. Его позы и выражения лиц демонстрируют благородство и внутреннюю силу. На многих снимках видна его скромность, но вместе с тем и лёгкость в движениях, что также свидетельствует о внутренней гармонии. Чехов не стремился произвести впечатление внешними атрибутами или жестами, что подчеркивает его простоту и искренность.

Возвращаясь к теме 

1. Вспомните, когда произошла ваша первая встреча с произведениями А.П. Чехова и какое впечатление она произвела.

Моя первая встреча с произведениями Чехова оставила яркое впечатление благодаря его способности через простые, казалось бы, вещи передавать глубокие человеческие эмоции и переживания. Я был потрясён тем, как он мог за одну короткую сцену раскрыть целую жизнь персонажа, показывая нарастающее чувство печали или смешанного веселья. Это, пожалуй, было первым шагом к осознанию того, что писатель является мастером меланхоличного и мудрого юмора.

2. Какие рассказы писателя вам хочется перечитывать неоднократно и чем это вызвано?

Мне хочется перечитывать рассказы Чехова, такие как «Человек в футляре» и «Толстый и тонкий», поскольку они глубоко затрагивают темы человеческой природы, на которую можно смотреть с разных точек зрения. Я перечитываю эти рассказы, потому что они остаются актуальными, раскрывая универсальные проблемы одиночества, непонимания и сложности человеческих взаимоотношений. В этих произведениях Чехов позволяет увидеть людей в их лучшем и худшем свете, открывая внутренние конфликты.

Хамелеон

Страница 63-64

Вопросы и задания 

1. Какие элементы фабулы в рассказе вы можете выделить? Где заканчивается один её элемент и начинается другой?

Начало: Очумелов и городовой идут через пустую площадь. Очумелов с узелком в руке, а городовой несет решето с крыжовником.
Развитие сюжета: Происходит сцена с собакой, которая кусает мастера Хрюкина. Очумелов вмешивается в происшествие, решая, что собаку нужно уничтожить.
Кульминация: Когда появляется возможность, собака оказывается не бродячей, а принадлежащей генералу Жигалову, и отношение Очумелова меняется: он сразу же проявляет сочувствие и проявляет радость из-за гостя.
Развязка: Очумелов продолжает свой путь, шутя и грозя Хрюкину

2. Действие какого персонажа в рассказе кажется вам нелепым? Почему?

Действие Очумелова кажется нелепым. Он реагирует на ситуацию с собакой крайне неадекватно: сначала собирается уничтожить её, не разобравшись в вопросе, а затем, когда выясняется, что собака принадлежит генералу, он меняет свою позицию, проявляя неискреннюю радость. Эта реакция показывает поверхностное отношение Очумелова к ситуации, зависимость его действий от социального положения других людей, а не от справедливости.

3. Имеются ли в «Хамелеоне» признаки сатиры и сарказма? Или только юмор? Дайте аргументированный ответ.

Признаки сатиры и сарказма в рассказе явно присутствуют. Чехов сатирически изображает типичного бюрократа и чиновника, для которого важнее всего его положение, чем сам человек. Очумелов постоянно меняет свою позицию в зависимости от того, чья собака, и демонстрирует полную неспособность к объективному анализу ситуации. Примеры сарказма — его фраза "И скажи, чтобы её не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить". Чехов критикует лицемерие и бессмысленность административных решений.

4. Обратите внимание на эпизоды, когда Очумелов просит Елдырина то снять, то надеть на него пальто. Почему они важны?

Эпизоды с пальто важны, потому что они подчёркивают непостоянство и двойственность характера Очумелова. Он меняет своё поведение в зависимости от того, насколько ему комфортно или как он воспринимает ситуацию. Когда жарко — он требует снять пальто, а когда "ветром подуло" — снова надевает. Это демонстрирует его неуверенность и зависимость от внешних факторов, а также беспокойство о собственном комфорте, а не о сути проблемы.

5. В рассказах Чехова, изученных вами в 6 классе, значимую роль играла художественная деталь. В рассказе «Хамелеон» также встречается этот выразительный приём. Приведите примеры его использования. Для чего автор акцентирует внимание на деталях?

Например, когда Очумелов распорядился "снять пальто", и когда он улыбается, узнавая, что собака генеральская. Эти детали акцентируют внимание на его лицемерии и желании угодить людям с более высоким статусом. Они служат символом того, как Очумелов «подстраивается» под ситуацию и изменяет своё поведение в зависимости от социального положения других людей.

6. Кого из персонажей рассказа можно назвать хамелеоном? Почему?

Хамелеоном можно назвать самого Очумелова. Он постоянно меняет своё поведение в зависимости от того, чья собака, каковы интересы окружающих и что выгодно ему лично. Очумелов показывает гибкость и изменчивость, подстраиваясь под ситуацию, что напоминает поведение хамелеона.

7. Литературовед З.С. Папeрный в статье о Чехове отмечал: «Чехов... создал юморески, которые никак не исчерпываются чистым юмором. Сквозь калейдоскопическую пестроту его ранних рассказов всё более явственно проступают основные внутренние темы: человек и чин, поэзия и проза, фасад жизни и её оборотная сторона... Человеческое оказывается не главным, не решающим в человеке, оно сразу же отступает перед его положением в обществе, рангом, служебным весом».

Найдите и отметьте в тексте этого высказывания положения, которые, по вашему мнению, верны для рассказа «Хамелеон». Обоснуйте свои соображения.

Положение из высказывания З.С. Паперного, которое верно для рассказа: Чехов действительно акцентирует внимание на социальной роли и чине человека, что проявляется в том, как Очумелов реагирует на ситуацию с собакой. Его отношение меняется от агрессивного и решительного к учтивому и радостному, как только выясняется, что собака принадлежит высокопрофильному генералу. Это подчеркивает, как общественное положение влияет на поведение человека, важность служебного веса и положения в обществе.

Вопросы и задания 

1. Прочитайте рассказ писателя «Смерть чиновника».

2. Подготовьте анализ произведения.

Составьте план своей работы, старайтесь уделить внимание теме произведения, образам, художественно-выразительным средствам и их роли в каждом конкретном случае, основной мысли рассказа, то есть его художественной идее.

 

Анализ художественного произведения

После уроков 

1. Писатель и доктор, Чехов активно помогал людям, постоянно приглашал к себе гостей, его окружали друзья, где бы он ни находился. Подготовьте материалы для заочной литературно-краеведческой экскурсии по одному из мест, связанных с именем Чехова.

Экскурсия по дому-музею А. П. Чехова в Ялте — это уникальная возможность погрузиться в атмосферу, в которой писатель жил и творил в последние годы своей жизни. Чехов поселился в Ялте в 1899 году, после того как перебрался в Крым по состоянию здоровья. Этот дом, окружённый прекрасным садом, стал для Чехова не только жильём, но и местом работы, где родились великие произведения.

Основные факты:

В 1898 году Чехов купил участок земли в Ялте и приступил к строительству дома по проекту архитектора Л. Н. Шаповалова.
Строительство длилось всего 10 месяцев, и уже 9 сентября 1899 года Чехов переехал в новый дом.
Дом стал местом, где были написаны такие великие произведения, как пьесы «Три сестры» и «Вишнёвый сад», рассказ «Дама с собачкой», повесть «В овраге» и многие другие.
Чехов жил в доме вместе с матерью, Евгенией Яковлевной, и сестрой, Марией Павловной.
Дом расположен в живописной части Ялты, в окружении зелени и цветов, что создавало атмосферу уединения и покоя.
Описание дома и сада:

Дом Чехова — это двухэтажное здание с простыми, но элегантными чертами архитектуры. Здесь можно увидеть оригинальные предметы мебели, книги, личные вещи писателя, а также фотографии и картины тех лет.
Прекрасный сад, в котором Чехов любил гулять, является неотъемлемой частью дома. Он был разбит по его указанию, и, возможно, именно в этом саду родилась идея для многих литературных произведений.
Значение этого места:

Здесь Чехов не только творил, но и активно общался с друзьями и коллегами. Дом стал культурным центром, местом встреч с интеллигенцией того времени.
В Ялте писатель налаживал связи с местной медициной и активно помогал бедным людям. Чехов был не только писателем, но и врачом, и его помощь была значима для жителей города.
Что посмотреть:

В доме-музее можно увидеть личные документы Чехова, рукописи, письма, фотографии.
Осмотрев интерьер, можно погрузиться в атмосферу того времени, почувствовать ту теплоту, которая исходила от писателя и его окружения.
Сад, в котором Чехов любил проводить время, также является частью экскурсии.

2. Подготовьте вопросы к литературной викторине по прочитанным произведениям А.П. Чехова и проведите её. Ниже вам предложены примерные вопросы к викторине:

1. Определите, из каких произведений взяты следующие фрагменты:

«Денис перестаёт мигать и, приподняв свои густые брови, вопросительно глядит на чиновника:

— То есть, как же в тюрьму? Ваше благородие!..»

Злоумышленник

«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился...»

Толстый и тонкий.

2. Какой рассказ так начинается:

«Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель...»

Хамелеон.

«У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы...»

Лошадиная фамилия.

«Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию Гнилушки...»

Пересолил.

3. Кто из героев Чехова:

а) просил неоднократно то надеть, то снять с него шинель?

Очумелов

б) никак не мог вспомнить фамилию?

Овсов

в) для рыбной ловли отвинчивал гайки?

Денис

3. Вы познакомились со многими юмористическими произведениями. Самое время провести вечер юмора на тему «Над чем смеётесь?». Отберите произведения сатириков (кроме произведений А.П. Чехова, это могут быть рассказы М.М. Зощенко, А.Т. Аверченко, Н.А. Тэффи и др.), напишите сценарий мероприятия. Что-то на вечере просто будет прочитано, что-то инсценировано. Может быть, и в вашей среде есть начинающие сатирики? Дайте им слово. Для оформления своего вечера вы можете использовать работы русских художников: иллюстрации к произведениям, карикатуры, репродукции картин.

Ведущий:
Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы посмеяться и поговорить о том, над чем мы смеёмся. Смеяться — это, безусловно, важно, а ещё важнее — с кем смеяться. Юмор помогает нам видеть жизнь с разных сторон. Сегодня мы прочитаем для вас несколько произведений великих сатириков и юмористов, а также дадим слово начинающим сатирикам, которые покажут, что у них на уме.

1. Вступительное слово ведущего:
Юмор — это не просто смех, это особый взгляд на мир, на людей, на события. Именно благодаря юмору мы можем взглянуть на мир без обмана, увидеть всё его нелепое и смешное.

2. Чтение юмористических произведений:

Прочитаем отрывок из рассказа М. М. Зощенко «Скворцы», в котором автор сатирически осмеивает бюрократию и пустословие.
Из произведений А. Т. Аверченко представим фрагмент из его рассказа «Философия», в котором тонко высмеивается жизнь и поведение людей.
Н.А. Тэффи, в свою очередь, в своём рассказе «Золото» очень ярко демонстрирует абсурдность человеческих страстей и ревности.
3. Инсценировка:

Сценка из рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» — Очумелов и городовой обсуждают, чья собака укусила мастера Хрюкина. Мы инсценируем сцену, где Очумелов меняет своё мнение в зависимости от того, кто является владельцем собаки.
Инсценировка фрагмента из рассказа М.М. Зощенко «Скворцы» — обстановка бюрократической встречи.
4. Дать слово начинающим сатирикам:
В нашей среде есть несколько начинающих авторов, и сейчас мы дадим им возможность показать свои работы. Вопрос к начинающим: «Что вас вдохновляет на создание сатирических произведений?»

5. Завершающее слово ведущего:
Юмор в литературе помогает нам не только смеяться, но и задумываться. Мы смеёмся над тем, что нам кажется абсурдным, но часто это абсурдность — отголоски настоящих проблем общества. Не забывайте об этом, друзья!

Степь (Фрагменты)

Страница 69

Вопросы и задания 

1. А.П. Чехов был непревзойдённым мастером детали. Этот дар в полной мере проявился в повести «Степь», имеющей подзаголовок «История одной поездки». Три прочитанных вами фрагмента посвящены описанию степи. Что объединяет эти отрывки и чем они различаются? Дайте название каждому фрагменту.

Все фрагменты посвящены степи, но они описывают её в разных состояниях, раскрывая её изменчивость в зависимости от времени суток и погодных условий. Степь у Чехова — это не просто природное пространство, а место, наполненное живыми образами и настроениями.
Первый фрагмент изображает степь на рассвете. В это время природа наполняется светом, расцветает, и всё вокруг кажется новым. Ожившая степь под светом восходящего солнца выглядит яркой и свежей.
Второй фрагмент передаёт степь в разгар дня. Здесь уже наступает затишье, растительность выглядит увядшей, а небо кажется тяжёлым и утомлённым. Это степь в состоянии зноя и беспокойства.
Третий фрагмент описывает степь в ночное время. Здесь степь как будто погружается в туман, скрывая детали. Слушая крики птиц и чувствуя тяжёлую атмосферу ночи, создаётся ощущение таинственности и одиночества.

2. Подготовьтесь к подробному пересказу одного из фрагментов. Выпишите ключевые слова и определите центральные поэтические образы, создающие неповторимый пейзаж. Назовите художественные средства, использованные в тексте.

Для фрагмента, где изображён рассвет: ключевые слова: "солнце", "роза", "курган", "холмы", "ярко-жёлтая полоса". Центральные образы — это свет, который приходит в степь, и животные, которые начинают свою активность. Солнце в этом фрагменте не просто освещает, а пробуждает природу, олицетворяя начало нового цикла жизни. Художественные средства:
Олицетворение: степь «улыбается» и «сбрасывает полутень», что даёт живую, эмоциональную окраску.
Метапора: «солнце принялось за свою работу», подчёркивает неизбежность наступления дня и его силы.
Контраст: утренний свет и тень создают противопоставление, показывая борьбу за преображение пространства.

3*. Сопоставьте изображение степи у А.П. Чехова и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Обобщите свои наблюдения и оформите их в виде компьютерной презентации.

У Чехова степь представлена более как пространство личного восприятия, с акцентом на внутренние переживания героя. В отличие от Гоголя, у Чехова степь выглядит как нечто философское, спокойное, почти трагическое, передавая одиночество и тоску. Она является не только природным, но и психологическим фоном для развития событий и переживаний.
Гоголь, напротив, рисует степь как силу, пространство борьбы и героизма, через которое проходят персонажи. Степь у него — это символ свободной, открытой земли, наполненной мощью и величием. В его произведениях степь — это не просто декорация, а активный участник событий, поддерживающий патриотические настроения.

Таким образом, степь у Чехова и Гоголя разительно различается: у Чехова она внутренне рефлексивна, у Гоголя — внешне мощная и героическая.






ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 2 страница 59-71